Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
19 октября по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, отдел церковноприходских школ екатеринбургской епархии провел семинар руководителей церковно-приходских школ и преподавателей Закона Божьего. Семинар был посвящен особенности преподавания в церковноприходских школах. На нем присутствовали представители 83 приходов, всего 149 человек, из них 30 священников.
Открывая семинар и выполняя благословение Правящего Архиерея, Благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Поммер, зачитал «Напутственное слово Высокопреосвященнейшего Викентия участникам семинара», которое было выслушано со вниманием и нашло отклик в сердцах педагогов.
В сообщении руководителя отдела церковно-приходских школ епархии Ващенко Г. С. было указано, что настоящая встреча является логическим продолжением семинара для настоятелей приходов и руководителей церковно-приходских школ, проведенного 11 мая текущего года. «Положение о церковно-приходской школе», выданное приходам 11 мая, возлагает обязанности за открытие и плодотворную работу школ на настоятелей приходов и председателей приходских советов. Цель церковно-приходской школы в том, чтобы подготовить учеников к воцерковлению. Православная школа начинается там, где начинается преподавание Закона Божьего. Но школа это не только преподавание единственного предмета. Это подготовка детей к активному совершенствованию в духовной жизни. Не заменить на этом пути ничем другим ни водительство духовника ни сознательное воспитание педагогами и родителями христианских качеств юных душ. И все пути ведущие к данной цели необходимо использовать. Поэтому открывая школу, приход берет на себя обязательство не только обучать детей, но и прививать детям основы целостной религиозной культуры. Участие детей в богослужении, продуманная программа внеучебной деятельности, как то: дела милосердия, начала миссионерского служения среди сверстников, посильная помощь престарелым, — все это может и должно стать неотъемлемой частью жизни церковноприходской школы. Такие значительные обязанности не могут быть возложены только на преподавателей. Именно поэтому у школы должен быть руководитель, а у преподавателя — помощник в каждом классе.
Далее в выступлении были подведены итоги прошлого учебного года и выпускных экзаменов (май — июнь). По данным на февраль месяц, в 88 церковно-приходских школах епархии, работающих по типу воскресных, обучалось 2392 ребенка и 862 взрослых. На первый взгляд — немало. Но другая цифра. В 1999 году «Свидетельство об окончании церковно-приходской школы» епархиального образца получили всего 25 выпускников. Эти данные говорят о том, что нет повода для эйфории, что многие потенциальные ученики оставляют школу очень быстро, не доучиваются. Причина, в частности, видится в неумении руководителей школ организовать учебный процесс должным образом, а иногда и в недостаточной ответственности со стороны настоятелей и председателей приходских советов. Не становимся ли мы, педагоги, в этом случае препятствием для ученика на пути к Богу»? Несомненно, есть и объективные трудности. Но вот характерно, что создание школы укрепляет приход, не распыляет, а множит число прихожан, в том числе и активно содействующих отцам настоятелям в преодолении всех их трудностей.
Если сравнить школы епархии, то картина достаточно разнородная. Разные подходы к обучению и разный уровень работы с детьми, разные условия, наконец. Но общее, что есть во всех школах, -это доброжелательное отношение к детям, есть старание педагогов, есть понимание того, что жизнь школы неотрывна от жизни прихода. При православных храмах, в приходских школах дети учатся жить по христианскому Закону любви. Наша любовь к детям должна быть прообразом Божией любви к человеку.
Впрочем, каждая церковная школа, как и каждый храм, имеет свое лицо. Так, школа прихода во имя Рождества Христова в городе Екатеринбурге славится своей особой атмосферой. Здесь все — одна семья, и настоятель, отец Владимир Зязев и ученики и учителя. Работы учеников этой школы ежегодно бывают представлены на городских выставках детского творчества. Их работа «Святая Екатерина над городом Екатеринбургом» знакома многим. Выставлялись они и на губернаторской Рождественской выставке. По окончании учебного года здесь необычно были проведены зачетные экзамены для всех учеников школы. Собственно экзаменом это назвать трудно. Найденные формы зачета очень интересны и вполне могут быть использованы для промежуточной аттестации. Для учеников дошкольной труппы проведено итоговое занятие с использованием многочисленных наглядных пособий. Малыши и не подозревали, что это подведение итогов года. Дети средней группы экзамен сдавали в форме заранее приготовленного рассказа о житии святых с демонстрацией красочных рисунков на тему жития. Старшие дети отвечали по экзаменационным билетам. Не вызывая сомнения, что при общей заинтересованности, в том числе настоятеля прихода, старосты храма, учителей и родителей со всеми детьми будет продолжено обучение.
Хочется отметить особую любовь, объединяющую педагогов и учеников прихода Св. Николая города Заречного. Иерей Владимир Братенков оставил приход, оставил нас, но созданная им школа. укрепляется силами тех, кто поддержал любимого батюшку в его заботах о детях.
Одной из самых тяжелых проблем приходских школ является проблема непостоянного состава учащихся. Стоит присмотреться к опыту преодоления этой трудности в приходе Всех Святых Екатеринбурга (Настоятель протоиерей Владимир Поммер). В школе в течение трех последних лет каждый новый набор учащихся разделяется на две группы: старших и младших. Самое удивительное, что при этом классы не теряют учеников, а приобретают новых за счет того, что ученики приводят своих ровесников. И формальное разделение по возрасту становится разделением по возрастным интересам, что позволяет педагогам вести обучение и воспитание более целенаправленно. Эта модель, разделение детей по возрастам и годам обучения, легла в основу «Положения о церковно-приходской школе», принятого в качестве епархиального документа.
Небезинтересен педагогам опыт церковной школы приходя Целителя Пантелеймона города Екатеринбурга. В течение двух последних учебных лет силами привлеченных молодых кадров, студентов Уральского Государственного Университета, разработан цикл программ для преподавания разным категориям учащихся.
Уникальный опыт нашей епархии собирается из практике работы церковно-приходских школ не только Екатеринбурга. Настало время, когда в малых городах области усилиями настоятелей и прихожан созидаются, растут и крепнут церковные школы. Немалый опыт накоплен в приходе Пентря и Павла города Полевской, где в школе при храме занимаются 150 детей. Лицо этой школы определяется кропотливой работой с учениками всех возрастов, усиленным вниманием к проблемам подростковой группы со стороны священства, началом миссионерского и просветительского служения учеников.
Качество преподавания не в малой степени определяется уровнем образования самих педагогов. Наглядный пример в этом направлении есть в городе Березовске, приход Успения Пресвятой Богородицы, (настоятель иеромонах Владимир Туманский). Четверо их пяти педагогов этой школы, включая руководителя школы Яковлеву Н. Б., либо закончили катехизаторские курсы при духовном училище, либо еще продолжают учиться. Неудивительно, что в июне 1999 года десять учащихся сдали епархиальный экзамен по Закону Божиему. Им вручены «Свидетельства об окончании церковно-приходской школы» епархиального образца.
Есть и другие примеры, когда в одном приходе решается комплекс проблем. В каждом церковном округе есть две-три школы, которые уже могут поделиться опытом с другими. Хочется призвать педагогов разных школ искать контакты друг с другом. Возможно проведение семинаров не только епархиального уровня. В каждом окружном благочинии уже достаточно заинтересованных лиц, чтобы провести свои, окружной семинар учителей церковно-приходских школ.
В заключение семинара прозвучало обращение к педагогам с призывом еще раз вдуматься в слова нашего архипастыря о необходимости духовного возрастания педагогов и укрепления приходских школ. С благословения Правящего Архиерея, это одно из основных направление работы отдела церковно-приходских школ. Конкретно оно будет выражено в подготовке и проведении епархиальной аттестации учителей церковно-приходских школ.
Руководитель отдела
церковно-приходских школ
Ващенко Г. С.
Всю историю человечество стоит перед альтернативой. Их много, конечно, альтернатив. Но есть одна центральная, ведущая, которая охватывает, как мне кажется, все стороны человеческой жизни.Чтобы была понятна моя мысль, я хочу обратить внимание вот на что мы живем, что-то делаем.
В ноябре 1999 года в Москве в Свято-Тихоновском Богословском институте состоялись выпускные экзамены первого выпуска студентов Екатеринбургского филиала.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.