Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (116) → Выступление Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского

Выступление Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского

№24 (116) / 8 декабря ‘99

Саровские чтения

Всечестные отцы, уважаемые господа, дорогие братья и сестры!

Нам предстоит ныне исполнить Патриаршее благословение и в благочестивых традициях предков наших почерпнуть понимание путей созидания и возрождения нашего Отечества.

Нам выпало жить не только на рубеже веков, но и на рубеже тысячелетий. Накануне подобных рубежей всегда полезно уклониться от забот повседневности, постараться понять путь, пройденный тобою, твоими единомышленниками, твоим народом, твоим Отечеством. Сегодняшняя наша встреча представляет нам такую благую возможность.

Но с другой стороны, такие значительные даты рождают в немощных сердцах наших надежду на серьезные перемены в окружающей жизни. При этом нас пытаются уверить, что такие изменения произойдут сами собой с календарным наступлением того, что называют эрой Водолея. Потому с каждым днем множатся пророчества, обещающие нам раскрытие у людей небывалых способностей, создание новых философских течений, общественных движений и даже религий, прибытие могущественных посланников таинственных сил.

Нечто подобное происходило и на пороге двадцатого века, и мы уже знаем, что это означает. Нам предлагают принять некие новые идеи, а на самом деле требуют отказаться от того, что составляло основу жизни сотен поколений россиян, что объединило и прославило Россию — от Святого Православия. Эти предсказания, которые переполняют средства массовой информации, совсем не безвинны, они призваны приготовить наших земляков к новому натиску на нашу Мать-Церковь, к новому этапу разрушения нашей Родины — России.

Как не порадоваться тому, что накануне такого испытания есть нам с кого взять пример. Ведь были среди благочестивых предков наших и великие молитвенники, и удачливые купцы, и умелые промышленники, и непобедимые полководцы. Но главным для них всех было ясное понимание того, что все они — чада Божий и потому главная наша цель в этой жизни — стремление приблизиться к Богу и жить во всяком состоянии, при всяком служении по заповедям Божиим, начертанным на скрижалях нашего сердца. Все благочестивые предки наши стремились в первую очередь приблизиться к Богу, достигнуть вечной жизни, исполнить — хотя бы в малой мере — завет Господень: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.» (Лк.12, 31)

Давайте вспомним наставления преподобного Серафима Саровского, имя которого носят наши чтения, внимательно вслушаемся в слова его преданные нам через Н.А. Мотовилова:

«…хотя прискорбия, несчастия и разнообразные нужды и неразлучны с нашей жизнью на земле, однако же Господь Бог не хотел и не хочет, чтобы мы были только в одних скорбях и напастях, почему и заповедует нам чрез апостолов носить тяготы друг друга и тем исполнять закон Христов. Господь Иисус лично дает нам заповедь, чтобы мы любили друг друга и, соутешаясь этой взаимной любовью, облегчали себе прискорбный и тесный путь нашего шествования к Отечеству небесному. Для чего же Он и с небес сошел к нам, как не для того, чтобы восприять на Себя нашу нищету, обогатить нас богатством благости Своей и Своих неизреченных щедрот? Ведь пришел Он не для того, чтобы послужили Ему, но да послужит Сам другим и да даст душу Свою за избавление многих. Так и вы, ваше Боголюбие, творите и, видевши явно оказанную вам милость Божию, сообщайте о том всякому желающему себе спасения. «Жатвы бо много, — говорит Господь, — делателей же мало». Вот и нас Господь Бог извел на делание и дал дары благодати Своей, чтобы, пожиная класы спасения наших ближних через множайшее число приведенных нами в Царствие Божие, принесли Ему плоды — ово тридесят, ово шестьдесят, ово же сто. Будем же блюсти себя, батюшка, чтобы не быть нам осужденными с тем лукавым и ленивым рабом, который закопал свой талант в землю, а будем стараться подражать тем благим и верным рабам Господа, которые принесли Господу своему, один — вместо двух четыре, а другой — вместо пяти десять. О милосердии же Господа Бога сомневаться нечего: сами, ваше Боголюбие, видите, как слова Господни, сказанные чрез пророка, сбылись на нас: «Несмь Аз Бог издалече, но Бог вблизи, и при устех твоих есть спасение твое»…

…«Близ Господь всем призывающим Его во истине, и несть у Него зрения на лица. Отец бо любит Сына и вся дает в руне Его». Лишь бы только мы сами любили Его, Отца нашего Небесного, истинно по-сыновнему. Господь равно слушает и монаха и мирянина, простого христианина, лишь бы оба были православные и оба любили Бога из глубины душ своих и оба имели в Него веру, хотя бы «яко зерно горушно» и оба двинут горы. «Един движет тысящи, два же тьмы». Сам Господь говорит: «Вся возможна верующему», а батюшка святой апостол Павел велегласно восклицает: «Вся могу о укрепляющем мя Христе». Не дивнее ли еще этого Господь наш Иисус Христос говорит о верующих в Него: «Веруй в Мя дела не точию яже Аз творю, но и больша сих сотворит, яко Аз иду ко Отцу Моему и умолю о вас, да радость ваша исполнена будет. Доселе не просисте ничесоже во Имя Мое ныне же просите…»

Так-то, ваше Боголюбие, все, о чем бы вы ни попросили у Господа Бога, все восприимете, лишь бы только то было во славу Божию или на пользу ближнего, потому что и пользу ближнего Он же к славе Своей относит, почему и говорит: «Вся, яже единому от меньших сих сотвористе, Мне сотвористе». Так не имейте никакого сомнения, чтобы Господь Бог не исполнил ваших прошений, лишь бы только они или к славе Божией, или к пользам и назиданию ближних относились. Но если бы даже и для собственной вашей нужды или пользы, или выгоды вам что-либо было нужно, и это даже все столь же скоро и благопослушливо Господь Бог изволит послать вам, только бы в том крайняя нужда и необходимость настояла, ибо любит Господь любящих Его; благ Господь всяческим, щедрот же и дает призывающим о имени Его, и щедроты Его во всех делах Его, волю же боящихся Его сотворит и молитву их услышит и, весь совет исполнит, исполнит Господь все прошения твои.

Одного опасайтесь, ваше Боголюбие, чтобы не просить у Господа того, в чем не будете иметь крайней нужды. Не откажет Господь вам и в том за вашу православную веру во Христа Спасителя, ибо не предаст Господь жезла праведных на жребий грешных и волю раба Своего Давида сотворит неукоснительно, однако взыщет с него, зачем он тревожил Его без особой нужды, просил у Него, без чего мог бы весьма удобно обойтись.»

В этих простых и ясных словах — вся программа жизни каждого из нас. Только на этом пути можем мы в полной мере раскрыть те дарования, которые даны нам свыше.

Мы знаем великих российских ученых, писателей, военачальников, деятелей культуры которые были весьма благочестивы и богобоязнены, что не мешало им стяжать уважение всего мира. Скорее, наоборот, именно понимание гармонии мира, созданного Творцом, стремление открыть эту гармонию и взаимосвязь всех элементов привело Димитрия Ивановича Менделеева сначала к поискам, а потом — через подвиг молитвы и поста — к постижению системы химических элементов, воплощенной в известной всем таблице. Ныне всем известно, что великий естествоиспытатель Иван Петрович Павлов до конца своей жизни был не просто ревностным прихожанином, по и в годы гонений на Церковь был старостой прихода, а проходя мимо храма Божия, даже пребывавшего в поругании от безбожников, всегда совершал крестное знамение. Весь мир восхищается знанием души человеческой в сочинениях Александра Сергеевича Пушкина, Николая Васильевича Гоголя, Федора Михайловича Достоевского. Но все еще очень мало говорят о том, что эти великие писатели постоянно читали Святое Евангелие и творения святых отцов.

Казалось бы такие убедительные примеры должны всех нас убедить, что всякое профессиональное дело должно строиться на прочном фундаменте Веры. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный,» — заповедал нам Господь (Мф. 5, 48). Почему же мы не находим часто сил следовать этим путем спасительной истины Христовой? Потому, что, как говорил преподобный Серафим Саровский, «Да беда-то вся наша в том, что сами-то не ищем этого разума Божественного, который не кичит, ибо не от мира сего есть. Разум этот исполненный любовью к Богу и ближнему, созидает всякого человека во спасение ему. Про этот разум Господь сказал: «Бог хощет всем спастися и в разум истины прийти.»

Произошло это непонимание, это нежелание наше оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и под предлогом просвещения зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется непостижимым то, о чем совсем недавно православные люди ясно понимали. По причине грехопадения нашего наши желания, наши силы, наши мысли разъединились и разрывают нас, требуют идти в прямо противоположных направлениях. Будучи заражены грехом мы слишком часто выбираем широкий и казалось бы удобный путь, ведущий в погибель.

Более того, в своем гордом ослеплении многие равнодушно проходят мимо сокровищницы духовной, нам врученной предками, а увлекаются поверхностными новомодными теориями века сего. От этого предостерегал нас преподобный Серафим Саровский и предостерегал нас, что есть «образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей без тщательного испытания, приносят ли они, и сколько именно приносят благодать Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: «Ин есть путь, мняйся быти благим в начале, но концы его — во дно адово.»

Мы забываем, что находимся все мы — даже те, кто имеет высшие ученые звания и титулы — ныне в состоянии духовной юности, в состоянии весьма удаленном от того уровня духовной жизни, о котором пишут святые отцы. И современные нам богословы из-за подобной нам греховности могут впадать в заблуждение. Потому Матерь-Церковь предостерегает всех нас от подобных увлечений и советует следовать царским средним путем, избегая крайностей. По неизреченной милости Божией мы имеем в числе святых отцов наставников, близких нашему времени, таких как Святитель Игнатий Брянчанинов. Слова этого величайшего знатока учения святых отцов предостерегают каждого из нас:

«… бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, мечом обоюдоострым, которым они закаляют сами себя в вечную погибель. Им убили себя Арий, Несторий, Евтихий и прочие еретики, впавшие произвольным и дерзким толкованием Писания в богохульство.»

Потому будем стремиться следовать совету святителя Игнатия: «Стяжи такое расположение души, чтоб тебе быть способным к получению исцеления. Способны получить его сознающиеся в своей греховности, решившиеся оставить ее. Горделивому праведнику, т. е. грешнику, не видящему своей греховности, не нужен, бесполезен Спаситель.

Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача — Евангелие.

Постарайся, чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу, чтоб ум твой, так сказать, плавал в нем, жил в нем: тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою.»

Вот и ответ на вопрос, который предложен мне для выступления перед Вами: «Соединение современной профессиональной деятельности с исторической, культурной и религиозной традицией России».

Нам надлежит усердно трудиться над душой своей и потому, что нам необходимо передать духовные сокровища Святого Православия нашим детям и внукам. Я благодарен своим родителям, что они с самых ранних лет научили меня молитве, привели меня в храм Божий. Но сколько моих сверстников — даже из тех, кто сегодня в этом зале, — были вынуждены сами искать дорогу к Вере Православной! Они могут Вам рассказать с какими трудностями они столкнулись, сколько ошибок совершили, сколько искушений пережили.

А ведь есть и такие, кто так остался в темноте неверия. О их тяжелом состоянии лучше всего сказал в своих еще юношеских стихах, так и названных «Безверие», Александр Сергеевич Пушкин. Он понимал эти чувства, так как сам преодолел немало испытаний на своем пути утверждения в Вере:

«…При пышном торжестве старинных алтарей,
При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,
Тревожится его безверия мученье.
Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,
С померкшею душой святыне предстоит,
Холодный ко всему и чуждый к умиленью,
С досадой тихому внимает он моленью.
«Счастливцы! — мыслит он, — почто не можно мне
Страстей бушующих в смиренной тишине,
Забыв о разуме и немощном и строгом,
С одной лишь верою повергнуться пред Богом!»
Напрасный сердца крик! нет, нет! не суждено
Ему блаженство знать! Безверие одно,
По жизненной стезе во мраке вождь унылый,
Влечет несчастного до хладных врат могилы…»

Здесь каждое слово точно и выверено. Какая страшная картина!

Я обращаюсь во всем Вам — и в первую очередь — к присутствующим здесь педагогам — мы не должны допустить, чтобы это унылое и безнадежное состояние стало повседневностью для наших детей и внуков! Все Вы призваны открыть им, что на протяжении веков было основой всей жизни наших благочестивых предков, что построило и прославило Россию — Святое Православие.

Для этого нам самим надо не ослабевать в главном делании нашем — в стяжании Дара Духа Святого. И здесь трудно найти лучшего наставника, чем преподобный Серафим Саровский, призывая нас к деланию добрых дел ради Господа нашего Иисуса Христа, «ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатию Духа Святого и притом как сказано: «Не в меру бо дает Бог Духа Святого. Отец бо любит Сына и вся дает в руце Его.» Так и извольте торговать добродетелью. Раздавайте дары благодати Духа Святого требующим по примеру свечи возженной, которая и сам светит, горя земным огнем, и другие свечи, не умаляя своего собственного огня, зажигает во свечение всем в других местах.»

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Знаменательно, что наша встреча происходит именно сегодня, когда наша Мать-Церковь призывает верных чад своих вступить в подвиг Рождественского поста. Как поется в церковных гимнах: «Прииде пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков. «Всем нам приготовить души свои к встрече Спасителя нашего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес. Приложим все наши силы и принесем колыбели Богомладенца самые радостные для него дары — сокрушенные сердца и души наши, очищенные покаянием. Это наша главная цель ныне. И сегодняшние доклады, и сегодняшнее обсуждение да послужат к достижению этой цели в условиях того служения, к которому призван каждый из нас. Да будут нам наставлением слова преподобного Серафима Саровского: «Не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтоб вы сами, утвердившись в деле Божием, и другим могли быть полезными.»

 
Дни милосердия в Свердловской области

Священник Сергий Вогулкин: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

Будем ли мы помилованы? Есть ли у нас милосердие? Есть ли оно в наших детях?Вот только несколько наблюдений последнего времени. Новоуральск желто-зеленая осенняя пора, чистота, неторопливость, бесплатные автобусы, почти советсткий уклад.

 
Саровские чтения

Репортаж из Новоуральска

Когда, с какого времени вдруг стали считать преподобного Серафима Саровского, одного из самых почитаемых на Руси святых, небесным покровителем закрытых городов России? Видимо, пошло это из сверхсекретного Арзамаса-16, Федерального ядерного центра, размещенного в святом месте, в городе Сарове. Вот и в Новоуральске участников первых чтений встречал только что построенный деревянный храм Серафима Саровского

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс