Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Будем ли мы помилованы? Есть ли у нас милосердие? Есть ли оно в наших детях?
Вот только несколько наблюдений последнего времени. Новоуральск желто-зеленая осенняя пора, чистота, неторопливость, бесплатные автобусы, почти советсткий уклад. И вот сюда приглашают меня врача и священника прочитать цикл лекции по духовным основам медицины студентам муниципального медицинского училища. Три десятка молодых любопытных пар глаз рассматривают с некоторым удивлением человека в рясе и с крестом на груди. Что будет? Сказка? Так ведь мы ухе почти взрослые. Но сказки нет, а есть спокойная беседа о том, что такое просвещение, что такое исцеление, что такое по-настоящему глубокое понимание сути болезни и человеческого страдания. Все в рамках Закона об образовании: сугубо добровольно, сугубо информативно, но так ново, так интересно. Что ждет от медсестры больной? Милосердия, сострадания и, конечно, профессионализма. Где взять силы для того, чтобы ежедневно ухаживать и выхаживать, ободрять и утешать? И это тогда, когда все меньше и меньше лекарств, все меньше калорий в пустой больничной каше, все больше запущенных, смертельных заболеваний. Где защита от охлаждения сердца, от потери душевного тепла, от отчаяния и чувства беспомощности перед лицом смерти? Что кроме Православной веры раскроет юным смысл жизни, высокий смысл страдания и смысл смерти? И пусть не все из них сами придут в Церковь, но, зная теперь о спасительных Таинствах, «призовут пресвитера церковного», как сказано у Апостола, в нужную минуту к постели больного и умирающего православного своего собрата и помогут тем спасению и его и своей души.
Быстро прошло время наших встреч, в памяти и в записях остались слова Святых Отцов Церкви, надолго запомнятся кадры из видеофильмов о сестрах милосердия, о хирурге и Архиепископе Луке (Войно-Ясенецком), страшные сцены из фильмов об абортах и шабаше сатанистов. И как логическое завершение наших встреч — приглашение на официальное открытие студенческого общества «Милосердие» при Новоуральском муниципальном медицинском училище. Ухе есть первый опыт бескорыстного служения. Приют для стариков, детский интернат, здесь студенты 3–4 курсов — свои дорогие люди, их ждут беспомощные и брошенные детьми пожилые, с надеждой всматриваются в их лица обездоленные дети. Хотели рассказать об этом те, кто подал частичку своего сердца как милостыню в протянутую руку несчастного и… не смогли, слезы душили. Не для залов и не для торжеств дела милосердия, в тайне души они рождаются, в яве воздает за них Господь. Блаженны будут милостивые, и пусть их будет как можно больше.
И вот уже другой зал, другая аудитория. Всего десяток слушателей — вполне взрослые люди, которые не сегодня-завтра станут дипломированными социальными работниками. И опять настороженные, недоверчивые взгляды. Что может сказать нам священник? Другой разговор, другие категории: мораль и нравственность, этика и право, государство и Церковь. Три короткие встречи, всего десять лекционных часов. Только успели прикоснуться к нашей великой истории, понять, что такое Православная соборность, где источники милосердия, исконно российской благотворительности и бескорыстия. И в конце вопрос: «А вы больше нам не будете читать? С нами еще никто так не говорил, мы только сейчас поняли, как это важно.» Может быть это вопрос не ко мне? Может быть это вопрос к руководителям социальной службы? Кто говорил с тысячами ваших сотрудников об исторических корнях их служения? О Православных традициях призрения нищих, убогих, калек? О бесконечном Источнике Любви и Милосердия, который один способен поддерживать и восполнять душевные силы, отданные нами немощным и больным ? Как мизерны денежные и продуктовые подачки и как велика могла бы быть душевная помощь, открой мы спасительный источник веры в тех, кто пока лишь по долгу службы и часто, к сожалению, без всякого участия встречает людскую боль и горе, наполняющие нашу землю.
Не это ли формальное, а часто и просто показное «милосердие» мы проявляем к нашим заблудшим детям, которые еще не успев пожить, уже медленно но верно умирают от алкоголя, СПИДа, наркотиков? Ведь именно в глазах этих детей мы можем увидеть самих себя, свое истинное лицо, свою сущность. Как громогласно мы боремся с наркозависимостью! Здесь и смертная казнь для наркодельцов, здесь лозунги и плакаты, фонды и программы, облавы и аресты, митинги и конференции, доклады и рапорты. И вот уже во всеуслышание называют наркоманов «нелюди» и «трупы», вот уже миллионные аудитории с любопытством всматриваются в лица девочек, продающих себя за дозу героина всем желающим. Не нужно так пристально всматриваться, дорогие мои, чтобы убедиться — это наши дети, наши дочери и сыновья. Это мы сами выгнали их на улицу и отдали в руки торговцев развратом. Посмотрите, кто стоит на митингах против наркотиков, кто сидит в залах конференций и на школьных собраниях, кто вопиет о своем горе. Женщины. «Комитет женщин…», фонд «Матери наркоманов», «Женщины против наркотиков». Создается впечатление, что у нас совершенно перевелись мужчины. Спросите любого психолога или социолога, знакомого с проблемами семьи, и вам скажут, что за «социализацию» ребенка, то-есть за его приобщение к миру отвечает отец. Именно отец должен ввести свое дитя в этот такой неустроенный и просто жестокий мир так, чтобы ребенок постоянно чувствовал защиту, чтобы он в любой момент мог вернуться домой, где его ждут тепло, уют и любовь, созданные матерью и сильные объятия отца, готового утешить, понять и охранить. Так всегда было в православных семьях и это — единственная надежда и спасение для современной России. В прочной и дружной семье не вырастет наркоман. Да, в недавнем еще прошлом государству не нужны были прочные семьи, в которых не рождаются и родиться не могут так необходимые «винтики» для той государственной машины. В первую очередь именно для разрушения семьи и нужна была новая религия — государственный атеизм. Пока эта машина работала и все «винтики» крутились: взрослые у станка, на демонстрациях, субботниках, митингах, собраниях, юные в детсадах, на продленках в школе, в пионерлагерях, на целине или БАМе, старики по больницам, домам престарелых, все казалось было на своих местах. Встречи в семейном кругу коротки и просты как рапорт о трудовых успехах и снова — бесконечные «винтики» в бесконечной и бездушной машине. Нет уже тоя машины, рассыпался единый партийный маховик на десятки партии и движении, остановились колесики и «винтики» и обнаружилось страшное: нет семьи ни у нас ни у наших детей, нет веры, нет надежды, нет любви. Государство, подменявшее собой семью, перестало существовать, и дети наши оказались на улице, им просто некуда идти. Отцы отвыкли нести ответственность за детей, её отчаянно пытаются сейчас взять на себя матери, но и они подчас этого сделать не в состоянии — семью-то еще и кормить надо. Тут не до старых и малых — самим бы прожить. Вот это дикое, по сути языческое состояние постсоветского общества и есть основная причина наших бед . Где выход? Хочется кричать от бессилия. Становится понятна вся тщета наша и вся немощь. Чего ждать? Когда вымрет это и следующее, и еще два-три поколения, когда родится и у нас то, что мы видим на Западе, который кичится своей свободой и демократией и готов силой эту свободу насаждать везде, куда дотянется «демократический» кулак? Что может предложить нам «для души» наш «большой западный брат»? Эрзац-веру, которая, конечно, более привлекательна для неоязычников чем просто вера в ничто или бесконечную смерть? Это тем более легко, что и залы наши пустуют и книжицу бесплатную с удовольствием возьмут — привыкли брать бесплатно все, что плохо лежит. Но позволит ли нам наша гордость? А наша совесть? А наша история? А наша вера Православная? А Святые наши, а сонмы Мучеников за Веру? Неужели они позволят нам соблазниться на это? Не Верой ли возрождалась Россия из пепла? Так может быть и детей наших, да и самих нас спасать не фондами и программами, а возрождением семей наших. Промелькнуло недавно в печати маленькое сообщение из Норильска: родившей женщине выплачивается… нет не нищенское пособие, а средняя заработная плата до 7-летнего возраста ребенка. Мне почему-то кажется, что через несколько лет многое изменится в этом городе, и изменится в лучшую сторону. Хотелось бы еще только, чтобы мужчины почувствовали себя, наконец, мужчинами — ответственными за свои семьи, жен, стариков и детей, ответственными перед Господом, перед которым непременно предстанет каждый из нас и ответит за все, что мог, но не сделал хорошего в земной жизни. Подумайте, мужчины, и устрашитесь. Ведь придется ответить за пьянство и разврат, за то, что вынудили жену сделать аборт, за то, что пренебрегли своими отцовскими обязанностями и дети оказались на улице, за то, что забывали о своих родителях, за сквернословие и дурной пример, за потерю Веры своих дедов и за безверие детей. Так будьте хоть сейчас сильными, милостивыми и милосердными, вспомните о своей ответственности перед Богом. Помогите своим и чужим детям, помогите и им милосердовать и жить с Господом в сердце. И за это Господь может быть и помилует нас грешных .
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Иоан. 13, 34–35). Эти слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа да будут нам наставлением на всякий день. Ибо мы видим рядом с собою многих страждущих, болящих, требующих утешения.
Всечестные отцы, уважаемые господа, дорогие братья и сестры!Нам предстоит ныне исполнить Патриаршее благословение и в благочестивых традициях предков наших почерпнуть понимание путей созидания и возрождения нашего Отечества.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.