Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (114) → Профессор И. Бенедиктов: «О бессмертии»

Профессор И. Бенедиктов: «О бессмертии»

№22 (114) / 8 ноября ‘99

Церковь и медицина

В этой теме:

Церковь и медицина
Архиепископ Лука канонизирован в Красноярской епархии
Церковь и медицина
В помощь болящему

О БЕССМЕРТИИ

Зачем говорить современному человеку о бессмертии? Он в ряде случаев отрицает Бога, не знает ничего о душе и, тем более, о ее бессмертии. Это атеисты. Но немало людей, которые считают себя верующими в Бога, но слабо представляют себе бессмертные души. И очень много таких, кто сомневается в христианских догмах о Боге, душе и бессмертии. Нам думается, что данную статью могут прочесть все именуемые выше. Для них она будет малым откровением и, возможно, принесет пользу в понимании Духовного мира В ней мы коснемся доказательств о бессмертии, обратившись к логике, к духовной литературе и к современным научным исследованиям. Знакомясь с наличием бессмертия в природе человека, мы вторгаемся в существующий Духовный мир. Ведь вся христианская религия, в основе своей идеологии, признает два мира: материальный и духовный. Единством их является БОГ. В первом мы, люди, рождаемся, растем, познаем, трудимся и существуем в многообразии житейском на протяжении определенного отрезка времени, в период которого человек должен духовно совершенствоваться. Это основная задача его жизни как разумного существа, в отличие от животных. Завершается земная жизнь смертью физической. Но человек, умирая, не уходит в пустоту, он остается существовать, только в духовном теле. Это говорит о его бессмертии. Хотелось бы нам уйти в пустоту или продолжить жить в духовном теле, это не зависит от нашего желания, такова природа человека. Всем нам, людям, землянам, придется жить после физической смерти в духовном мире, о котором мы знаем очень мало. Но и этого достаточно, чтобы быть убежденным в нашем бессмертии. Какие знания или доказательства мы можем иметь, чтобы быть убежденным в реальности этого, а не просто верить.

Первое — логические рассуждения убедят нас в этом. Мы хорошо знаем, что материальный мир причинно обусловлен. Иначе, в материальном мире все происходит по принципу причинно-следственных связей, т.е., причина вызывает следствие, последнее может быть причиной другого следствия и так далее. Иначе говоря, при любом явлении, событии должна быть причина его. Кстати, в мире нет случайностей. Ничего не возникает случайно, всегда должна быть причина. Это вселенский закон. Он признан всеми, в том числе и атеистами. Дарвинская теория эволюции противоречит этому вселенскому закону. По мнению Дарвина, живая материя возникла из случайного соединения определенных биомолекул. Однако атеист В.И. Ленин категорически высказывался о том, что случайность есть непознанная необходимость. Значит, всегда и всему должна быть причина. Итак, материальный мир причинно-обусловлен. Исходя из этого положения, неверующий или атеист будет опровергать наличие души в человеке, а, значит, и бессмертия. Какая же аргументация у верующего человека. Что есть в человеке разумное, отличающее его от механического, материального робота или от животного. Свобода воли. Она — есть первопричина причинно-обусловленных явлений. Именно человек, благодаря присущей ему свободе воли, может изменить течение тех или иных природных, материальных явлений. Неслучайно только человеку возможно изменить ход тех или иных событий в зависимости от его отношения к ним. А это говорит о наличии у человека особой свободы его внутренней сущности, что можно назвать душой. Итак, признавая в человеке наличие свободы воли, а этот факт не опровергается и атеистами, следует согласиться и с тем, что это нечто может быть названо душой. Если признаем душу у человека, можно думать и о ее бессмертии. Но и этому надо привести доказательства, а не просто верить.

Еще одна способность присуща человеку — различать добро и зло как нравственные или духовные понятия. Наклонность совершать добрые или злые действия находится в зависимости от свободного волеизлияния человека. В материальном причинно-обусловленном мире понятия добра и зла не имеют никакого значения, а, следовательно, совершать добрые и злые поступки возможно только человеку. Последний, благодаря воле, способен совершать поступок вопреки интересам своего тела, в ущерб собственной материальной выгоде, а иногда здоровью и даже жизни. Таких фактов много наблюдается в человеческих взаимоотношениях. Кто же может обладать такой жертвенностью? Кому присуще зло творить? Человеку. Это говорит о наличии у него души, поскольку понятие добра и зла присуще только духовному существу, обладающему свободной волей. Свойственно только человеку понятие смысла жизни, но не как причинно-обусловленной материальной субстанции, а как духовной «Смысл жизни» диктует человеку его поведение с участием свободной воли. И здесь воля человека участвует в выборе цели жизни, понимания ее смысла. В причинно-обусловленном материальном мире не имеется целенаправленной деятельности и не найдете ее смысла, потому что все имеет закономерно свою причину, тогда как человек, благодаря пониманию смысла жизни, зачастую изменяет течение событий, обусловленных причинно-следственными связями в материальном мире. Человеку присуще понятие смысла жизни, ибо он является ее творцом, значит это говорит о наличии у него души. В материальном причинно-обусловленном мире значение смысла жизни не имеет, тогда как в духовном мире весьма существенно. Ведь бессмертием оправдывается необходимость иметь смысл жизни. Бесцельность жизни фактически ведет к потере интереса к жизни, к самоубийству.

Таким образом, свобода воли, способность различать добро и зло и видеть смысл жизни, присущие только человеку, не могут быть обусловлены его материальной причинно-обусловленной субстанцией, иначе можно сказать — физической, а только его духовной субстанцией, те наличием у него души. Если же мы допускаем это путем логического обоснования, то тогда надо признать и бессмерти души. Человек, наделенный душой, как естественной частью своего существа, осуществляя материальную и духовную жизнь на земном поприще, продолжает жить духовно и после физической смерти. Значит, он бессмертен.

Второе — доказательства о бессмертии, взятые из духовной литературы (Иеромонах Серафим (Роуз) «Душа после смерти» M. Macav Co, 1991) Из жизни св. Сальвия Альбинского, Иерарха 6 века. Он был мертв в течение дня, после чего он жил и рассказал следующее: «Когда келья моя сотряслась четыре дня тому назад и ты увидел меня лежащим мертвым, я был поднят двумя ангелами и отнесен на высочайшую вершину неба, пока под моими стопами, казалось, были не только жалкая земля, но также Солнце и Луна, облака и звезды. Меня провели через ворота, которые сияли ярче солнца. Свет тот описать невозможно. Ангелы расчистили передо мной путь сквозь эту толпу, и мы вошли в то место, на которое наш взгляд был направлен еще тогда, когда мы были далеко. Над этим местом висело облако, ярче всякого света. Из облака изшел голос, подобный голосу вод многих. Меня, грешного, с большим почтением приветствовали некие существа. Когда я стоял здесь, надо мною повеяло такое сладкое благоухание, что, напитанный им, я не ощущал потребности в еде и питье. Затем услышал голос, сказавший: «Пусть этот человек идет обратно на землю, ибо он нужен нашим церквам»… я заплакал. «Увы, увы. Господи», сказал я. «Зачем ты показал мне все это, только для того, чтобы снова отнять у меня»… Голос, говоривший мне, сказал: «Иди с миром. Я буду презирать на тебя, пока не возвращу тебя вновь в это место». Тогда мои сопровождающие оставили меня, и я, плача, пошел обратно через ворота, в которые вошел («История франков», кн. 7, 13).

Удивительный опыт неба принадлежит Св. Андрею, Христа ради юродивому Константинопольскому (9 век). Однажды, во время суровой зимы, когда Св. Андрей лежал на улице замерзший и близкий к смерти, он внезапно ощутил в себе внутреннюю теплоту и увидел прекрасного юношу с лицом, светящимся, как солнце, который отвел его в рай на третье небо. «По Божественному изволению я пребывал в течение двух недель в сладостном видении… я видел себя в прекрасном и дивном рае… умом и сердцем удивлялся я несказанной прелести рая Божия и услаждался, ходя по нему. Там находилось множество садов, наполненных высокими деревьями, которые, колыхаясь своими вершинами, веселили мои очи, и от ветвей их исходило великое благоухание… сих деревьев нельзя уподобить по красоте ни единому земному дереву. В тех садах были бесчисленные птицы с золотыми, белоснежными и разноцветными крыльями. Они сидели на ветвях райских деревьев и так прекрасно пели, что от сладкозвучного их пения, я не помнил себя. После сего на меня напал какой-то ужас, и мне казалось, что я стою на верху небесной тверди, передо мною же ходит какой-то юноша, с светлым, как солнце, лицом, одетый в багряницу. Когда я ходил по его стопам, то увидел Крест большой и прекрасный, по виду подобный радуге, а кругом его стояли огневидные, как пламень, певцы и воспевали сладостное пение, славословя Господа, некогда распятого на Кресте. Шедший передо мною юноша, подойдя к Кресту, облобызал его и дал знак и мне, чтобы я облобызал Крест. Лобызая его, я исполнился несказанной духовной сладости и обонял благоухание сильнее райского. Пройдя мимо Креста, я посмотрел вниз и увидел под собою как бы морскую бездну… (Мой путеводитель), обратившись ко мне, сказал: «Не бойся, ибо нам необходимо подняться еще выше». И он подал мне руку. Когда я ухватился за нее, мы уже находились выше второй тверди. Там я увидал дивных мужей, их упокоение и непередаваемую на языке человеческом радость их праздника. И вот мы поднялись выше третьего неба, где я видел и слышал множество сил небесных, воспевающих и благословящих Бога. Мы подошли к какой-то, блистающей, как молния, завесе, пред которой стояли великие и страшные юноши, видом подобные как бы огненному пламени. И сказал мне водивший меня юноша: «Когда отверзнеца завеса, ты увидишь Владыку Христа. Поклонись же престолу Его». Услыхав сие, я радовался и трепетал, ибо меня объял ужас и неизреченная радость. И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаии, узрел Господа моего, «седяща на престоле высоце и превознесенне и серафими стояху окрест Его» (Исб 1). Он был облачен в багряную одежду, лицо Его было пресветло, а очи Его с любовью взирали на меня. Увидев это, я пал пред ним ниц, поклонясь светлому и страшному престолу Его. Какая радость обьяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами выразить. Даже теперь, при воспоминании о том видении, я преисполняюсь неизреченной радостью. В трепете я лежал пред моим Владыкою. После сего все небесное воинство воспело предивную и неизреченную песнь, а затем — не понимаю и сам как — снова очутился ходящим по раю» (Жития святых. 2 окт.).

Когда cв. Андрей подумал, что на Небе он видел Божию Матерь, ангел сказал ему: «Пресветлейшую небесных сил Царицу хотел ты увидеть здесь. Но Ее здесь нет. Она удалилась в многобедственный мир — помогать людям и утешать скорбящих. Я показал бы тебе Ее святое место, но теперь нет времени, ибо тебе надлежит опять возвратиться». Этим еще раз подтверждается то, что ангелы и святые в любой момент времени могут находиться только в одном месте.

Схимонах Федор Свирский (19 век) (ученик старца Паисия Величковского) на закате своих дней испытал очень сильное волнение Божией благодати. Вскоре после одного такого случая он заболел и три дня был в бессознательном состоянии. «Когда с ним началось состояние исступления, и он выступил из самого себя, то ему явился некий безвидный юноша, ощущаемый и зримый одним сердечным чувством, и юноша этот повел его узкою стезею в левую сторону. Сам о. Федор, как потом рассказывал, испытал чувство, что уже умер, и говорил: «Я скончался. Неизвестно, спасусь ли или погибну». «Ты спасен!» — сказал ему на эти помыслы незримый голос. И вдруг какая-то сила, подобная стремительному вихрю, восхитила его и перенесла на правую сторону.

(Продолжение следует)

 
Церковь и медицина

В помощь болящему

ПЕРВАЯ ИСПОВЕДЬ Небо бывает обманчиво ясным и погода безоблачной. Но во мгновение ока налетает ветер, дождь и град истребляют то, что только минуту назад было растущим и цветущим. Так и во время дней нашей жизни нас неожиданно, врасплох застигают бури и скорби житейские.

 
Мир сект

Открылся II Всецерковный Миссионерский Съезд

В соответствии с благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и определением Священного Синода Русской Православной Церкви 17–20 ноября 1999 г. в Москве работал II Всецерковный миссионерский съезд.Центральная проблема работы съезда — миссионерское делание Русской Православной Церкви

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс