Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Заметили ли вы — в наших православных храмах стало как-то… помоложе? Нет, я не оттого отмечаю это, что не терплю старость. Просто полнота любого дела, подлинность, а затем мирское доверие к нему утверждаются и в полноте представленности в нем всего народа нашего.
В минуты сердца Божественной Литургии — Причастия — это особенно очевидно. Бережны и трепетны священники, подносящие лжицу к губам младенцев, сильные руки отцов надежны как мало в какое иное время, волнуются юноши, поддерживающие полотенца для промокания святой влаги. И над всем этим — непрерываемое — «Источника бессмертного вкусите!»
Драгоценное время сослужения старшим… Что думают юноши, которым доверили участие в приобщении к тайне Тела и Крови Христовой? Кто они?
Сегодня среди них и учащиеся Екатеринбургского Духовного училища. Юноши, которые свой путь определили как пастырское служение Матери Церкви.
Мы очень много недоброго предложили этому поколению в ХX веке. А они пробились — через искушения цивилизации, словно через асфальт. И приносят нам, старшим, надежду.
Александру Крысякову -18 лет. Евгению Куликовскому — 22 года. Оба — учащиеся 1-го курса Духовного училища. Оба из небольших городов Свердловской области. Я встретилась с ними в учебном классе училища. Строгие черные одежды, строгие прически, но это не тот вид, от которого становится скучно и безысходно. Речь проста и умеренно энергична. То, о чем наша беседа, не требует словесных наворотов, обязательных в молодежных тусовках. Рассказывают о жизни в училище. Александр: — У нас существует «нулевой» курс — для подготовки к основному обучению. Люди приходят с разным образованием, а нужно понять, что будет дальше; поэтому на «нулевом» курсе они определяются. Случайные уже в первый год при большой духовной нагрузке отсеиваются.
- Это, наверное, хорошо еще и потому, что бытует мнение: Православная Церковь неохотно, через трагедии «отпускает» своих несостоявшихся служителей в мир.
Александр: — Сложное ощущение. Бывает, в монастырях или на дальних приходах за неимением кадров принимают к служению человека, который имеет способности, ни не имеет готовности, а потом его стараются удержать. Это может приносить его душе вред. Это будет либо духовно искалеченный человек, либо обреченный влачить существование: или человек совершает что-то неправое, и его приходится увольнять от служения.
- В вас чувствуется отличие от студентов общегражданских вузов. Мы ведь привыкли, что ребята ваших возрастов относятся к бытию легковесно.
Александр: — Нам известно, что жизнь будет сложная, и мы готовимся к своему Кресту. Если даст Бог священный сан, то уже известно, и какой это будет Крест.
- В ваших семьях есть близкие люди, которые отдавали себя подобному служению?
Александр: — Меня к православной вере привела бабушка. Она была как добрый пастырь, собирающий своих овец. Я начал ходить в храм в пять лет, вполне осознавая, что это такое и зачем это. Она и объяснила, что будет в начале, что — дальше, что будет в конце. Она и познакомила со Святым Евангелием. А после окончания школы у меня не было вопроса, куда идти. Когда мои одноклассники узнали, что я посещаю храм Божий, сначала некоторым из них это было удивительно. Другие говорили: ты выбрал, тебе идти… Кстати, мужская часть класса отнеслась к этому более спокойно, чем девочки.
Разница моей души и моих мирских сверстников — у них — интересы мира, с соответствующим времяпрепровождением, по духу мира. А я, когда начал осознавать, что с нас требует Господь, стал располагать свое время в угождении заповедям Божиим.
- Трудно уходить от типичного, привычного мирскому образу общения в 18 лет?
Александр: — Поначалу мне было неловко. Сейчас я себя хорошо чувствую. - В чем достоинство преобладания духовного, божественного в тех образах поступков, которые, в общем-то, от одного начала, от жизни, от потребности?
Александр: — Придя сюда, я сделал выбор. Это требовало большого усилия — раз и навсегда отвергнуть привычки мира сего. И я готов к тому, что и мир может не принять меня.
Евгений: — Я прибыл в училище не оттого, что мне некуда податься, а от осознания происходящего. Чтобы перейти этап христианской жизни, необходимо получение того свода знаний, который поможет подняться на еще одну нравственную ступень.
При храме я жил несколько лет. Освоив элементы той жизни — как живет приход, какова его структура, взаимоотношения между людьми, начал понимать, что другого пути нет, и пришел в училище.
Есть путь отшельнический, аскетический — тех, кто избирает монашество, — полная преданность Богу всех мыслей, всех дел. Но сюда, в училище, надо поступать именно тем, кто хочет помогать другим людям, которые порой понятия не имеют не только о духовности, но и о нравственности. Училище учит, как преподать основы нравственности, как постепенно находить те слова, те мембраны души, на которые человек отзовется. Общение — это наука. Душу не надо захватывать. Добро человек принимает добровольно.
Один из обычных путей прихода в церковь — через страдания, через скорбь. Находится то, что перетряхивает все нравственные устои, и человек задумывается, неужели так все плохо? Я стал смотреть телепередачи, слушал всех, даже баптистов. А душа чувствовала — что правильно, что — нет. Только через год я осознал, где истина-то находится. И это было как озарение! Это освещает изнутри!
Через книги можно тоже приходить к вере — изучая естественное откровение Бога в его красоте и гармонии. Мы смотрим на природу — как она дивно сотворена! Какие сложные законы и как они взаимодействуют. И возникает мысль — есть Творец! Есть Он! Если опорная точка — Творец — найдена, начинается искание, начинается знакомство с литературой о христианстве. Как оно близко к душе.
- А если кто-то подумает, что Творец — это Машина, это — голая Наука, или Человек? Как среди многого найти главное?
Александр: — Если искать Творца в других религиях… Это какой-то свет. Но не истинный. Если искать Творца в науке… Я изучал гипотезу Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Но и здесь я только утвердился в мысли, что человека мог сотворить только Бог — от преизбытка любви и благости.
- Трудно осознать это в вашем возрасте?
Александр: — Я осознал это, когда бабушка привела меня в пять лет в Церковь.
Беседу вела Раиса Ильина
Интервью проректора Екатеринбургского Духовного училища священника Петра Мангилева- Духовное учение — это особого рода делание. Как сегодня Русская Православная Церковь ставит вопрос образования священнослужителей и православных мирян? Что есть главное в обучении в Екатеринбургском Духовном училище?
Ты сам, Владыко, всяческих Творче, Сподоби мя истинным Твоим светом, И просвещенным сердцем Творити волю Твою.Молитва св. Макария Великого
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.