Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (110) → «Сердце чисто созижди…» — интервью со священником Петром Мангилевым, проректором Екатеринбургского духовного училища

«Сердце чисто созижди…» — интервью со священником Петром Мангилевым, проректором Екатеринбургского духовного училища

№18 (110) / 8 сентября ‘99

События епархиальной жизни

Интервью проректора Екатеринбургского Духовного училища священника Петра Мангилева

- Духовное учение — это особого рода делание. Как сегодня Русская Православная Церковь ставит вопрос образования священнослужителей и православных мирян? Что есть главное в обучении в Екатеринбургском Духовном училище?

- Сегодня Церковь ведет проповедь Слова Божия открыто. Нужны благовестники, те, кто сможет донести Истину Христова Евангелия до людей. И это должны быть грамотные, знающие пастыри. Поэтому вопросам духовного образования пастырей и мирян постоянно уделяет внимание Святейший Патриарх Алексий II, который неоднократно в своих выступлениях подчеркивал важность и значимость духовного образования и серьезного отношения учащихся духовных школ к получаемым ими знаниям. Чтобы в полноте усваивались ими истины Святого Православия, чтобы те ребята, которые приходят к нам, вышли из училища, имея серьезный уровень богословских знаний, общегуманитарную подготовку и, конечно, нравственную чистоту и высокий уровень духовной жизни.

- Отче, грядет третье тысячелетие со дня пришествия в мир Господа нашего «Иисуса Христа. Почему именно христианство сегодня в России привлекает наибольшее внимание людей думающих, ответственных не только за личную судьбу, но и судьбу Отечества?

- Христианство может ответить не только за судьбу России и мира. Самое главное — Господь Иисус Христос — Спаситель мира! Проповедь о Нем, следование тому, что Он заповедовал во Святом Евангелии — есть та подлинная живая вода, которой человек испив, не будет жаждать — вовеки!

Жажда знания Бога, жажда прикосновения Богу присутствует в каждом человеке. Мыслитель начала эпохи христианства Тертуллиан говорил, что «душа человека по природе xристианска». И задача наша — дать истинное знание о Боге. В свое время Владыка Гермоген, епископ 30 — 60-х годов (довольно твердо выступавший за права Церкви, и даже пострадал от советской власти), говорил молодому человеку (теперь это пожилой священник): «Советская власть неправильно делает, когда не дает людям идти в Церковь. Если у человека есть жажда, а ему не дают чистой воды, то он будет искать любую, даже болотную, отцеживая ее, и все равно пить». Религиозная жажда есть в каждом человеке. Просто люди заглушают ее по-разному. И задача каждого пастыря Церкви (и задача нашего Духовного училища, которое готовит пастырей) — помочь тем, кто ищет Бога, указать истинный источник воды живой.

- Отче, училище находится в городе, с давних пор служащем науке. Последнее время слышны реплики: «Наконец-то Церковь стала прислушиваться к науке и началось сотрудничество науки и Церкви…» Верно ли это представление о месте науки в бытии человека и общества? Может быть, подлинная наука лишь служит образованию души? Ваш личный путь ученого-историка, пришедшего к пастырскому служению, мог бы служить убедительным аргументом для наших ученых, в разной степени воцерковляющихся или пока не нашедших духовную опору в Христе.

- Неправильно противопоставлять науку и Церковь, науку и веру… Наука и религиозное мировоззрение свободно сосуществуют. Пример тому — великие ученые, которые были религиозными людьми. Если человек серьезно занимается наукой, то наблюдение за окружающим миром, за явлениями живой и неживой природы должно укреплять веру в Бога.

Я считаю, то подлинная наука никогда не входит в противоречие с верой. Более глубокое изучение всех явлений природы — это, действительно, только более глубокое познание Творения, приближение и удивление перед величием Творца.

- Главная цель христианина — Спасение. Вы обучаете будущих пастырей. Когда любой учитель приходит в класс, ученик хочет знать: а чему научен тот, кто сегодня предъявляет христианское знание? Какие опорные знания дает Екатеринбургское Духовное училище?

- Священное Писание (Ветхий и Новый Завет), основные богословские дисциплины — основное богословие, догматическое богословие, нравственное богословие, сравнительное богословие; изучаются другие религиозные исповедания, история Церкви, древние и новые языки, исторические и философские дисциплины. Наш учащийся должен получить основные представления о православной вере, о святоотеческих духовных творениях и должен иметь общегуманитарную подготовку, чтобы с этим багажом идти в пастыри.

- Должны ли организаторы духовных школ для мирян опираться на тот же подбор обучающих дисциплин?

- Религиозное образование мирян может строиться по-разному. В Москве есть попытки устройства высшего православного образования для мирян — например, высшее педагогическое православное образование дает Свято-Тихоновский Богословский институт. Есть воскресные школы, которые призваны давать начала богословских знаний детям и взрослым. Если у нас будут создаваться православные школы и гимназии, в них, конечно, кроме богословских знаний должно преподаваться и мировоззрение — то есть, все предметы должны быть сообразованы в единой концепции. Образовательная деятельность сложна.

Мы имеем разрыв связей с традицией и опытом дореволюционной русской школы и современной православной школы. Многое воссоздается, но многое и утрачено. В чем-то мы должны преумножать, а в чем-то и подыматься до уровня, который уже был когда-то достигнут! Но активной просветительской работой всеми способами, как это возможно будет, способствовать восстановлению традиций.

- Дело образования — это не только школьная парта, а и все, что заключает в себя жизнь Церкви.

- Да! Образование и воспитание тесно связаны. Главное — не только дать некоторую сумму знаний, но и воспитать человека, умеющего распорядиться этой суммой знаний.

Святитель Тихон Задонский в свое время хорошо сказал, что образование без воспитания — это меч в руках безумного. Сейчас мы и видим плоды такого образования. Когда воспитание уходит. Так мало значения придает государство воспитательным программам, а если есть, то иногда они направлены не в ту сторону.

Такое отношение к воспитательной деятельности может печально сказаться на судьбах нашего Отечества.

- Сегодня бытует представление, что обязательства, провозглашенные государством через законодательство о светском и церковном образовании, приведут к созданию двух неидентичных культурных групп в нации, которые будут находиться в противоречии между собой в вопросах общественного служения. А это вызовет гражданский раскол.

- Нет. Светская школа имеет в себе очень много добрых сторон, они были унаследованы от традиций русской педагогики. Но именно сейчас многое утрачивается, когда, казалось бы, появилась возможность сохраненное взращивать. А потенциал нужно активно использовать.

- Отче, вы пришли в епархиальное училище из археографической лаборатории исторического факультета Уральского Государственного университета им. Горького. Часть времени вы и сейчас оставляете нецерковной науке…

- Я пришел в Духовное училище не сразу, несколько лет отслужил на приходе, правда, не разрывая связей с университетом. У меня был интерес, прилежание, может быть, любопытство к каким-то вопросам. По силе возможности и сегодня эти занятия продолжаются. Но преподавание в Духовном училище — мое основное дело сегодня.

- Значит ли это, что ваше служение в Церкви — эмоционально более богато в сравнении с прежним служением?

- Здесь основа моей жизни.

- В одном из первых обращений к пастве Архиепископа Викентия во время службы в домовом храме во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на начало учебы в Духовном Училище были упомянуты обязывающие слова Господа, что были Им сказаны через апостола Павла — «Дружба с миром — есть вражда с Богом». Каждый пастырь наблюдает изменения своего ученика в самом главном — в душе. Имеете ли вы эту возможность?

- Мы привязываемся друг к другу за годы учебы взаимно. Они, наши ученики, предпринимают большую работу над собой, строже подходят к себе. Что-то в них радует, что-то печалит. Больше радует.

Интервью взяла Раиса Ильина

 

В других номерах:

№17 (109) / 1 сентября ‘99

События епархиальной жизни

Труды Архипастыря

 
События епархиальной жизни

Архиепископ Викентий принял консула США

Екатеринбург, 3 сентября. Сегодня Высокопреосвященный Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский, принял в своей резиденции Генерального консула Соединенных Штатов Америки в г. Екатеринбурге Джеймса Бигуса.

 
События епархиальной жизни

«Ум мой просвети…» — интервью с воспитанниками Епархиального училища

Заметили ли вы — в наших православных храмах стало как-то… помоложе? Нет, я не оттого отмечаю это, что не терплю старость.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс