Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (109) → Обращение Святейшего Патриарха Алексия к братии Валаамского монастыря

Обращение Святейшего Патриарха Алексия к братии Валаамского монастыря

№17 (109) / 1 сентября ‘99

Жизнь церкви

В преддверии нового тысячелетия и нового века во многих монастырях проявляются эсхатологические настроения. Раз конец века, тем более конец тысячелетия — будет конец света. Но Христос Спаситель в Евангелии говорит совершенно четко и ясно: «О дне таком и часе никто не знает». И поэтому иногда раздаются такие голоса: «Не надо реставрировать то, что было разрушено. Не надо восстанавливать, потому что конец света будет.»

Пока мы живем, мы должны трудиться и возрождать то, что было разрушено до нас. Это наш долг. Так — каждый из нас должен готовиться не только к концу света, но и к концу своей жизни. Ибо никто из нас не знает, когда Господь призовет его. Но сидеть сложа руки и ждать конца света в наше очень ответственное время, когда от каждого требуются созидание, труд, — не дело. Иногда в монастырях сильно проявляются антиэкуменистические настроения, которые нагнетаются или провоцируются теми, кто хочет внести разделение в жизнь Церкви. Мы живем в мире сем, поэтому отношения с церквями, которые не занимаются прозелитизмом на нашей Русской земле, мы будем, как раньше, укреплять и развивать. Вот и Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, будучи на Американском континенте сначала епископом Алеутским, затем — Сан-Францисским, развивал контакты с епископальной церковью Соединенных Штатов. И это не вызывает и не может вызвать ни у кого никак их замечаний.

Но мы категорически возражаем против прозелитизма, который сегодня осуществляется на нашей земле различными сектами. Часто это секты тоталитарные, деструктивные, калечащие и покупающие души людей, которым трудно живется. Иногда людям нечем прокормить свою семью — и вот эти секты дают им деньги. Мы отвергаем категорически прозелитическую деятельность Римско-Католической церкви на территории России.

У меня недавно была встреча с кардиналом Силестрини, который возглавляет конгрегацию восточных церквей. Он сказал, что Второй Ватиканский Собор провозгласил экклезиологический принцип, что православные церкви являются церквями-сестрами и что сейчас, в преддверии двухтысячелетия Рождества Христова, все эти отношения нужно закрепить. Поэтому хорошо было бы организовать встречу между Патриархом Московским и Папой Римским. Я сказал, что Римско-Католическая церковь отошла от экклезиологического принципа Второго Ватиканского Собора.

На протяжении 50-ти послевоенных лет, когда в западных областях Украины Советской властью была запрещена уния — Греко-Католическая церковь, униаты вернулись в православие и духовно окормлялись в Русской Православной Церкви, а часто и образование получали в наших духовных учебных заведениях. Когда же пришла религиозная свобода, — были разгромлены православные епархии во Львове, Тернополе и в Ивано-Франковске. Разве так поступают с церковью-сестрой? Причем силой изгоняли священнослужителей из храмов, оскверняли святыни. Это можно еще себе представить в период дикого средневековья. Но в XX веке представить такое невозможно.

На протяжении последних лет делалось много попыток организовать нашу встречу с Папой. Но просто встретиться нет никакого смысла. Поэтому мы поставили условия возможной встречи: чтобы был подписан меморандум или декларация, осуждающая прозелитизм, который не может иметь места в отношениях между церквями-сестрами. Мы не можем требовать, чтобы на этой встрече была осуждена уния, так как это часть Римско-Католической церкви. Но мы предлагали подписать то, что подписывалось на всех православно-католических встречах: что уния не способствует единству церквей. Оба эти пункта оказались неприемлемыми для Католической Церкви. Поэтому мы отказались от любых возможных контактов.

И когда видные иерархи Римско-Католической церкви заявляют, что Россия — это духовная пустыня, миссионерское поле для Римско-Католической Церкви, когда 10 католических миссионерских орденов работает в России, мы считаем, что это нарушает экклезиологический принцип, достигнутый на Втором Ватиканском Соборе. Ни о какой встрече в таких условиях речи быть не может.

Еще один острый вопрос — о канонизации новомучеников Российских и Царской семьи. Собор, который будет созван в 2000-м году, канонизирует сонм новомучеников Российских, в том числе и царскую семью. Выводы четырехлетнего изучения материалов комиссии по канонизации, Синода и Архиерейского Собора не дают основания причислять к лику святых царскую семью за царство и за жизнь. Но есть основания для канонизации за мученическую кончину и христианский подвиг во время заключения и подготовки к этой мученической кончине. Поэтому в будущем году к сонму новомучеников будут как страстотерпцы причислены и члены царской семьи, убиенные в Екатеринбурге.

Позиция наша в отношении Екатеринбургских останков не изменилась. Она полностью расходится с выводами государственной комиссии. Я думаю, что еще долго работала бы эта комиссия, изучая документы, если бы не возглавил ее Немцов, которому показалось, что решение вопроса может быть очень быстрым и не составит особого труда. Мы предлагали создать символическую могилу у Новоспасского монастыря Москвы, где находится усыпальница бояр Романовых. Эту символическую могилу мы предлагали считать таковой всех жертв богоборческой власти, всех, пострадавших за веру в тяжелые годы гонений. Наше предложение не было принято. Поэтому мы не приняли участия в захоронении.

Почему наша позиция была такой? Следователь по особо важным делам Соколов в 1918 году по свежим стопам — после расстрела — проводил расследование убиения царской семьи. Им собран огромный материал. Есть документы, которые свидетельствуют, что была попытка (цель) сжечь и уничтожить останки. Сначала они были сброшены в шахты. Потом решили, что останки не должны быть найдены белой армией, а белая армия наступала. Тогда по двум распискам в общей сложности было выдано 180 кг соляной кислоты и бочка бензина с тем, чтобы уничтожить останки. И следователь Соколов по свежим следам обнаружил два кострища, на которых осуществлялось уничтожение. Там были найдены драгоценности, личные вещи, фаланга пальца.

А вот Екатеринбургские останки — на них нет никаких следов серной кислоты, нет никаких следов огня. Поэтому принять на веру, что это останки именно царской семьи, мы не можем. И мы не можем без доверия относиться к огромной работе, которую провел следователь Соколов в 1918 и 1919 гг. С его выводами необходимо считаться. Хотя бы нужно сопоставить эти две версии, которые диаметрально расходятся между собой.

Я хотел бы сказать, что есть силы внутри Церкви, есть силы внутри страны, которые широко финансируются извне, для того чтобы разделить Церковь. Нам выпала задача создать совершенно новые отношения между государством и Церковью. Отношения, которых не знала история. До революции Русская Православная Церковь была государственной церковью и практически государственной структурой. Все награды, все назначения осуществлялись через канцелярию обер-прокурора монаршим указом. В послереволюционный период — грубое вмешательство в жизнь Церкви атеистического государства, гонения, репрессии и желание вмешаться во внутреннюю сакраментальную духовную жизнь Церкви. И вот сейчас закладываются совершенно новые взаимоотношения, которые надо строить так, чтобы не было вмешательства государства во внутреннюю жизнь Церкви, не было вмешательства Церкви в политическую жизнь государства.

Мы открыты для всех движений, кроме реакционных. Но мы не можем и не будем выступать в поддержку того или иного отдельного политического движения. Потому что в каждом из них есть православные верующие. Мы готовы откликаться на их нужды, но не поддерживать политические блоки. Вот такова, на мой взгляд, особенность текущего момента.

«Утренняя Заря»
№ 25 от 25.07.1999.
Печатается с сокращениями
«Приморский благовест»

 
Церковь и армия

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ В ГРОЗНОМ ПРОДОЛЖАЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ

МОСКВА. 27 августа. (ИТАР-ТАСС). Православный храм в Грозном, ограбленный несколько дней назад, продолжает нести свое благотворительное служение. Как рассказал наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, община грозненского храма распределяет среди малоимущих горожан продукты питания и медикаменты, собранные для Чечни москвичами.

 
Жизнь церкви

Заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 2000-летия христианства

1 сентября в Москве, в «Президент-отеле», состоялось второе расширенное заседание Российского организационного комитета по подготовке к встрече третьего тысячелетия и празднованию 2000-летия христианства. В заседании Оргкомитета, почетным председателем которого является Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс