Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (107) → Жилище христианина

Жилище христианина

№15 (107) / 1 августа ‘99

Проповедь

Птица вьет себе гнездо, зверь ищет логовища; тем более человеку необходим кров и постоянное пристанище, — и он всегда ищет сего пристанища.Посмотрите, как весело лицо и ясны взоры того человека, который с чистою совестию может сказать: «У меня свой дом, собственными трудами воздвигнутый», И наоборот, как грустен вид и уныло сердце того, кто на вопрос: где твой дом? — глухо отвечает вам: «У меня нет его!» — Прискорбно взирать на семейство, по случаю, например, пожара лишившееся своего пристанища.

Посему-то Сам Бог угрожал лишением домов как одним из величайших наказаний: и будет, говорил, аще не послушаеши гласа Господа Бога твоего, хранити и творити вся заповеди Его, проклят ты во граде, и проклят ты на селе; дом созиждеши, и не поживеши в нем (Втор. 28, 15 — 16, 30).

Святая Церковь употребляет все зависящие от нее средства, чтобы домы и жилища наши сделать сколько можно прочнее, удобнее и спокойнее. Отсюда Чины ее и Последования при созидании новых храмов и обителей, новых городов и селений, особенно при созидании новых домов.

1. Чин основания дома. Человек нередко в гордости своей, подобно царю Вавилонскому, помышляет: несть ли сей Вавилон великий, егоже аз соградих в дом царства (Дан. 4, 27), Но Церковь лучше других ведает, что сами собою мы ничего не можем создать и что если не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Посему Церковь заповедует Служителям своим идти на место основания дома с священною водою, или освятить ее на самом месте основания. Гласом Царя Пророка она каждого из присутствующих приглашает взывать ко Господу: Боже, в помощь Мою вонми, Господи, помощи ми потщися… Аз же нищь есмь и убог; Боже, помози ми; Помощник мой и Избавитель мой еси Ты, Господи, не закосни (Пс. 69). Церковь сама умоляет Господа: «Дело рук наших к славе Твоей; начинаемое, — Твоим благословением спешно исправи, силою Твоею в совершение скоро приведи» (Тропарь). Церковь хочет, чтоб имеющее воздвигнуться здание было твердо и непоколебимо, как храмина Евангельская (Матф. 7, 24–25), чтобы ни ветер, ни вода, ни иное что не могло повредить ему. Церковь повелевает, чтоб первое основание дому полагал ее священнослужитель со знамением Креста Господня, с призыванием всемощного имени Святой Живоначальной Троицы: «Основывается дом сей во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Место, вещество работающих — все, относящееся к новосозидаемому дому, заповедует Церковь окроплять святою водою, дабы Господь все сохранил от всякого навета сопротивна без вреда.

2.Чин благословения нового дома. Еще нежнее и усерднее попечения Церкви бывают тогда, когда она желает ввести христианина в новосозданный им дом. Первое слово, которое предписывает возгласить священнику Божию в новой храмине, есть оное торжественное слово хвалы и благодарения: «Благословен Бог наш…» Первое украшение, которое увидите здесь, есть крест и Евангелие Искупителя нашего, сосуды с освященною водою и елеем и свечи горящие. Живою и трогательною песнию Церковь старается не только ободрить, но и усугубить радость будущих жильцов; говорит, что, живя с помощию Вышнего, они будут жить в новом доме своем, как в крове Бога Небесного; что им неопасны будут ни страх нощный, ни стрела, летящия во дни (Пс. 90). Церковь уверяет, что со входом служителей. Xристовых входят в новый дом святые ангелы Божии (Тропарь). Церковь умоляет Господа Искупителя, чтобы Он Сам новосозданному жилищу даровал то же спасение, какое принес в дом Закхеев, чтобы благословил его таким же обилием, какое было в дому Лавана с пришествием Иакова, в дому Пентефрия с водворением Иосифа, в дому Аведдариновом со внесением Кивота (Молитва 2-я). Церковь повелевает весь дом и все клети дома окроплять святою водою, четыре главные стены крестообразно знаменать святым елеем с произнесением всеосвящающих слов: «Благословляется сей дом помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Больше ради чести господина дома Церковь советует служителю алтаря прочесть Евангелие о посещении дома Закхеева (Лук. 19, 1- 10). Одним из самых назидательных псалмов дает наставление, как должно вести себя в новом доме: прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего (Пс. 100). Наконец Церковь всех приглашает умолять Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Своего Ангела хранителя, стража новому дому, и хранил его и всех, в нем благочестно жити хотящих от всякого зла, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, и даровал им здравие, и долгоденствие, и во всем изобилие.

Труса, потопа, огня, меча!… Увы, братие мои, отчего же мы так часто видим, что домы христиан пустеют, пожираются огнем, потопляются водою, падают от колебания земли, подвергаются всем возможным бедствиям? Не ищите причин: это оттого, что христиане часто наживают дома и живут в них хуже язычников. Когда нечестие Иерусалима достигло крайней степени, тогда слышен был голос небесный: прейдем отселе! И тогда пришло на Иерусалим всегубительство: и глад, и огонь, и меч, и смертоносная язва, и нашествие иноплеменников, — и от города, некогда возлюбленного Богу, не осталось камня на камени. То же бывает с городами и домами нечестивых христиан. Думаете ли вы, что Ангел Господень будет охранять такой дом, в котором хранятся сокровища, награбленные татьбою, неправедным судом, притеснением невинных, лживым весом и мерою? Нет, прейдем отселе, — говорит неслышимо Ангел Господень; и тогда в этом несчастном доме поселяется, может быть, столько же демонов — губителей, сколько есть в нем награбленных златниц. Разве захочет обитать в таких домах охранительная благодать Божия? Прейдем отселе — и тогда входит в них Ангел-истребитель, подобно тому, как входил он в домы Египетские. — Страшны суды Божии в селениях грешничих! Но Церковь ведает, как слабы и падки дети ее на грех. Потому-то она, дабы предотвратить грех Господень, дабы очистить домы, грехом оскверненные, не возбраняет, кроме освящения новых домов, —

3. Освящать по временам старые, в которых люди давно уже обитают. Такое освящение обыкновенно совершается тогда, когда оно особенно необходимо для телес и домов христианских, т. е. во времена великих празднеств церковных. Посему видим служителей алтаря Господня, входящих в жилища христиан в праздники Рождества Xристова и Святых Богоявлений, во дни Святой Четыредесятницы и Святой Пасхи, во время храмовых праздников и т. д. Крест и Евангелие Господа, иконы праздников Господних, иконы великих угодников Божиих суть обычные святые явления в домах христиан в означенные времена; молитвы и молебствия, кропление святою водою, или освящение оной на месте суть обыкновенные священнодействия. Этого мало: христианин во всякое время, при всяком событии — радостном или печальном, может призвать служителей Церкви в свой дом и совершить в нем молебствие для его освящения.

И этого не довольно: в доме христианина Церковь дозволяет не одни молебствия, но все виды своего Богослужения, кроме божественной Литургии, все великие таинства свои, кроме Евхаристии и Священства. Впрочем, запрещая совершать Литургию, Церковь не возбраняет однако же при известных случаях вносить в каждый дом христианский Святейшее и Всеосвящающее Тело и Животворящую Кровь Xристову. Чадолюбивая матерь наша взирает на дом христианина как на храм Божий и даже прямо называет оный храмом: «Мир Твой подаждь храму сему, и милостивно благослови его», — молит она Господа при освящении каждого нового дома (Троп. 1).

Ах, как часто, входя и выходя, и пребывая в дому своем, нужно вам повторять слова патриарха [Иакова] — Пророка: страшно место сие: несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная! Но место сие не будет страшно, если живущие на нем будут жить со страхом Божиим. Оно будет приятно и боголюбезно, как Божий рай, если обитатели оного будут ходить пред Богом, как ходил Авраам, отец верующих, будет всем обильно, если души и руки живущих будут обильны добротворением. Тогда о всех домах христианских можно будет воспеть ту же песнь благословения, какая воспета была некогда о домах Иаковлих: коль добри доми твои, Иакове, и кущи твоя, Израилю! Яко дубравы осеняющия, и яко садие при реках, и яко кущи, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах (Числ, 24,5–6),

Из бесед
Я.К. Амфитеатрова
(Печатается по изданию
«Троицкие листки», 1898)

 

В других номерах:

Проповедь

Поучение об осуждении священников

Пречистые тайны Тела и Крови Xристовой мы приемлем от священника не как от простого человека, но как от серафима

 
Церковь и медицина

Мантия почетного доктора Военно-Медицинской Академии вручена Патриарху Алексию II

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 июля. / ИТАР-ТАСС.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс