Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На сороковой день по Воскресении Xристовом — потому этот двунадесятый праздник всегда выпадает на четверг — состоялась последняя встреча Спасителя с учениками. «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостию, и пребывали в храме, прославляя и благословляя Бога.» (Лк., 24, 50–53)
Это место известно нам. Более того, сохранился камень, вершина скалы, последняя частица земли, на котором стоял Господь. И следы ног Его остались видны! В этом могут в любой день убедиться благочестивые паломники, посещающие Святую землю. Правда, один из следов вырубили и увезли в дар могущественному халифу, но второй след — на прежнем месте. Над ним воздвигнута часовня. Естественно, что Елеонская гора с самой зари христианства стала местом благоговейнейшего почитания. В праздник Вознесения существовала традиция идти сюда от Гроба Господня с горящими светильниками, и тогда вся гора выглядела горящей огнем. Здесь был один из очагов возникающего монашества, многочисленные пещеры были заселены подвижниками-аскетами. 24 величественных храма украшали гору, притом строить их старались таким образом, чтобы молящиеся могли видеть над собой то самое небо, на которое вознесся наш Спаситель. Эта традиция сохраняется по сей день. Над следом Господа воздвигнут престол, как это сделано на Голгофе и в других местах. Каменные престолы христианских конфессий расположены под открытым небом вокруг часовни. Именно там совершается ныне Божественная Литургия, и подобно апостолам могут участники богослужения обратить взор свой ввысь на этом святом месте.
Как уже говорилось, Вознесение Господне празднуется на сороковой день по Пасхе. Потому во всяком году — в зависимости от очередной даты Пасхи Xристовой — падает память различных святых. В этом году праздник Вознесения празднуется незадолго до памяти благоверного царевича Димитрия, Московского и Угличского чудотворца (28 мая). Перелистаем страницы жития царевича. Но поверим ли мы им? Ведь даже Воскресение Спасителя убедило не всех: «И, увидев Его, поклонились Ему; а иные усомнились» — свидетельствует Евангелие от Матфея (28, 17). Так и царевич Димитрий был немало времени объектом недоверия и сплетни. Сын последней супруги царя Иоанна Грозного, он должен был взойти на престол российский после бездетного благочестивого и тишайшего царя Феодора Иоанновича, правда о годах правления которого как-то «выпала» из наших учебников. (Как, впрочем, и многое другое, связанное со Святым Православием…). Однако ближайший боярин царя Борис Годунов, женатый на сестре его Ирине, замыслил после смерти Феодора Иоанновича овладеть престолом. Для этого надо было устранить царевича. Пробовали посеять к нему недоверие в народе, распускали слух, что живущий в Угличе царевич, подобно отцу, жесток, любит кровь и для потехи мучает животных. Эта клевета не имела успеха. Попытались отравить царевича, чтобы кончина его имела вид болезни. Но, как пишет летописец, яд ни в пище, ни в питие не вредил царевичу Димитрию. Тогда решились на последний шаг. 15 мая 1591 года царевича вывели погулять во двор, где уже ждали убийцы. Один из них, взяв царевича за руку, спросил: «Это у тебя новое ожерелие, государь?» Надо сказать, что тогда знатные мужчины носили гривны и ожерелия как знак своего особого достоинства. Простодушный ребенок поднял голову к говорившему и ответил: «Нет, старое…» Договорить он не успел: убийца ударил ножом в горло. Димитрий упал, но был жив — гортань осталась не задета. Кормилица с криком стала закрывать дитя своим телом. Первый убийца бросился бежать, но двое других отняли царевича у кормилицы и докончили свое грязное дело.
На крыльцо выбежала царица Мария, ударили в набат. Но ребенок уже отдал Богу свою невинную душу. Так завершилось пребывание на престоле российском рода святого равноапостольного князя Владимира.
Народ схватил и буквально растерзал убийц. Умирая, они указали на организатора убийства. В этом нет ничего удивительного: всякий человек перед смертью хотел бы облегчить душу, как бы низко он ни пал перед этим. (Уверен, что и истинные показания — написанные не ради высокого начальства, а в страхе ожидания собственной смерти — обо всех обстоятельствах убийства в Ипатьевском доме будут еще явлены миру.) Однако отдельные покаянные слова не смогло учесть боярское следствие, некоторые из участников которого больше заботились о расположении всесильного Годунова, чем об установлении истины. А вот народ православный сразу видел в убитом невинного мученика, подобного страстотерпцам Борису и Глебу, так же павшим в канун междоусобной смуты. Потому стали обращаться с молитвой к царевичу и по вере и упованию получали от него скорую помощь. Уже венчанному на царство Борису это было не по душе, но с народным почитанием он сделать ничего не мог. Потом, в 1606 году, после убийства Лже-Димитрия, останки царевича народ не хотел отпускать в Москву: «Мы любили его и за него страдали. Лишимся ли мы его вторично?» Но ради усмирения смуты, ради покаяния всенародного была разрыта дорогая могила. С изумлением, а потом и с ликованием увидели православные нетронутое 15-летним пребыванием в земле тело — плоть на лице и волосы были целы, одежда, шитый платок в левой руке, сапожки, орехи, найденные в руке царевича и положенные в гроб, роковое жемчужное ожерелие — все сохранилось! Из Углича люди — знатные и простые — несли раку на плечах. Звучали молитвы, совершались чудеса. Покаяние народное принесло умилостивление Бога — вскоре нестроение в Земле Русской прекратилось. И разве не удивительно, что в год, отмеченный новыми неурядицами и стихийными бедствиями в Отечестве нашем, Господь дает нам знак прибегнуть к испытанному средству — покаянию и молитве, к поиску заступничества святых, в Земле Российской просиявших! Только обратив взор свой к небу, обретем мы подлинное зрение того, что происходит вокруг нас.
«Истинному Богу не нужны жертвы, а ваши боги ложны, если вся сила их иссякла без жертв,» — так отвечал своим мучит елям епископ Антипа. История мученической смерти Антипы, епископа города Пергама Асийского, напоминает нам о том, что слово правды не всегда достигает ушей язычников
Эта молитва Святому Духу известна каждому православному человеку. Она звучит в начале утренних и вечерних молитв, ее произносят ради призвания помощи Божией на всякое начинаемое благое дело. Только в период от Пасхи до Троицы, на протяжении пятидесяти дней эта молитва не читается.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.