Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (98) → Икона — бесценное сокровище Православной Церкви

Икона — бесценное сокровище Православной Церкви

№6 (98) / 8 марта ‘99

Азы православия

Святая Православная Церковь обладает множеством бесценных сокровищ. Одно из них — икона. Как священный образ, икона есть одно из проявлений церковного Предания, наравне с преданием записанным и преданием устным. «Великая крепость и божественная сила дается тем, — учит св. Иоанн Дамаскин, — кто с верой и чистой совестью приступает к иконам святых! Поэтому, братья, станем на скале веры и на Предании Церкви, не сокрушая пределы, поставленные святыми отцами нашими, не давая места тем, которые желают вводить новое и разрушать здание Святой Соборной и Апостольской Церкви Божией. Ибо если будет дана свобода всякому желающему, то мало-помалу будет погублено все Тело Церкви. Нет, братья, нет, христолюбивые чада Церкви, не бесчестите матери нашей! Не совлекайте украшения ее! Примите ее, которая через меня ведет с вами переговоры! Уразумейте, что о ней говорит Бог: Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! (Песн. 4:7). … Братия! Христианин оценивается по силе его веры. Поэтому приходящий с верою получит обильную пользу; сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1: 6), — он не получит ничего. Ибо все святые благоугодили Богу посредством веры. Итак, да примем Предание Церкви правым сердцем и без многих размышлений! Ибо Бог сотворил человека а люди пустились во многие помыслы (Еккл. 7: 29). Да не одобрим изучения новой веры, так как в этом случае подвергается нареканию предание святых отцов! Ибо божественный апостол говорит: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1: 9)».

Икона почитается наравне с Крестом и Евангелием.

«… Еще от апостольских времен святые иконы употреблялись в храмах, — написано в послании восточных патриарxов, — и верующие поклонялись им. Об этом повествуют весьма многие. Вместе с ними и VII Вселенский Собор постыжает всякое еретическое кощунство. Этот Собор яснейшим образом разъясняет, как должно поклоняться святым иконам и предает проклятию и отлучению и тех> которые воздают иконам поклонение как Богу, и тех, кто называет православныx, поклоняющихся иконам, идолослужителями. Вместе с ним и мы предаем анафеме тех, которые или святому, или иконе, или Кресту, или мощам святых, или священным сосудам, или Евангелию, или чему бы то ни было другому на небе, на земле или в море воздают такую честь, какая прилична только Единому в Троице Богу. Равно анафематствуем и тех, которые поклонение иконам называют идолослужением и потому не поклоняются им, не чтут Креста или святыx, как заповедала Церковь». (Послан. восточ. патр. М., 1846, с. 40–42).

Из определений VII Вселенского Собора

Мы неприкосновенно сохраняем все церковные Предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения, так как это согласно с историей Евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно, вочеловечился, и служит на пользу нам, потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения, и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию Кафолической Церкви, — ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой,- со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честного и Животворящего Креста, будут ли они сделаны красками, или из мозаичных плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были достойным образом, и будут ли находиться во святых церквах Божиих, на священных сосудах и одеждах, на стенах или на дощечкаx, или в домах и при дорогах, а равно, будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа или Непорочной Владычицы нашей Святой Богородицы, или честных Ангелов и всех святых и праведных мужей. Чем чаще, благодаря иконам, они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразаx, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое по вере пашей приличествует одному только Божественному естеству. Созерцающие иконы побуждаются приносить фимиам в их честь и освящать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения Честного и Животворящего Креста, святых Ангелов и других священных приношений и как по благочестивому внушению делалось это обыкновенно и в древности. Потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющиеся иконе поклоняются Ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть в предании Кафолической Церкви, в которой Евангелие преемственно переходило от одного отца к другому. (Деяния Вселенских Соборов, т. VII, Казань, 1873, с. 592–594).

Святое предание сохранило множество случаев чудесной помощи и исцелений, проистекающих от св. икон. Происходит это и сегодня, на наших глазах.

Каждый христианин знает множество случаев чудесных событий, связанных со святыми иконами. Поэтому и вера наша в благодатную силу Божию, проистекающую через святые иконы, непоколебима. «Икону, и не свидетельствованную, и не объявленную чудотворной, благоговейно чтить всегда справедливо и душеполезно, — говорит святитель Филарет Московский. — Всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения первообразу».

«Стой перед иконой Спасителя, — учит святитель Игнатий Брянчанинов, — как перед Самим Господом Иисусом Христом, невидимо вездесущим и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стой перед иконой Божией Матери, как перед Самой Пресвятой Девой… ибо ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх и вводит в нее спасительное чувство благоговения».

Как нам помогает святыня (советы болящим)

Как уже говорилось выше, целительная сила св. икон восходит к их первообразу и объясняется действием Божией Благодати, «немощная врачующая». Но как нам следует молиться пред св. образами, чтобы получить просимое, чтобы облегчились страдания болящего, чтобы легче стало бремя скорбей и утрат?

Прежде всего надо помнить что «все, что от Господа бывает к добру, — говорит свт. Феофан Затворник. — Поэтому, если Бог послал болезнь — благодарите Господа; потому что если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. Сведите все к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств от Господа есть, и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот».

Но Господь не возбраняет нам просить о выздоровлении. Он Сам даровал угодникам Своим многополезные и многомощные способности помогать нашим духовным и телесным немощам посредством силы благодати Духа Святого.

Особенно скорую помощь получаем мы по молитвам пред чудотворными иконами, чрез которые и поныне обильно проистекают чудеса и исцеления. Вот поэтому хорошо болящим или их родственникам посещать храмы и монастыри, где имеются таковые святыни, служить там молебны, присовокупляя и свои слезные молитвы, с верою и благоговением прикладываться к этим святым образам, и по вере нашей Господь, если есть на это Его святая воля, исполнит просимое.

Но и находясь в своей постели (ведь иногда у болящею нет возможности совершить паломничество или вообще выйти из дома) можно молиться пред домашними образами п получить чудесную помощь, ведь всякая наша мысль, как говорил блаженный Августин, слышна на Небе, а молитва — особенно.

Если вы не знаете, у какой иконы вам следует молиться о выздоровлении, какой угодник Божий наделен силой помочь именно в вашем недуге, — испросите совета у духовного отца, приходского священника или духовно опытного человека. И не будем никогда забывать, что «болезнь,- по словам свт. Феофана, учит смирению и покорности воле Божией. Благодушествуйте и Бога за все благодарите в уверенности, что все к лучшему, хоть это не видно теперь. После увидите».

 

В других номерах:

Церковный календарь

Благовещение Пресвятой Богородицы

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.» (Лк. 1, 26–27)Так начинается евангельское повествование о событии, получившем название «благовещение»

 
Мир сект

Мормоны опять проштрафились

Управление Федеральной службы налоговой полиции по Самарской области уличило в неуплате налогов и незаконных финансовых операциях руководителей самарской миссии одной из крупнейших религиозных сект — «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормоны).

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс