Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Уважаемый М. Зайцев! Редакция «Православной газеты» пригласила читателей принять участие в обсуждении Вашей статьи «Что век грядущий нам готовит?» (N 3, 1999).
Заранее прошу прощения у Вас, если мое мнение не совпадет с Вашим.
Ваша статья не повергла меня в уныние, чего Вы опасались, наоборот, она вызвала недоумение по некоторым разделам. Я понимаю, что Вы искренне хотите помочь русским людям заглянуть в себя и, обнаружив там бездну грехов, изменить их образ мыслей и образ жизни. Но все не так просто.
Я согласна, что «когда в СССР с приходом Горбачева стали открываться храмы, восстанавливаться порушенные святыни, многих у нас в стране охватила эйфория — «вот оно, великое возрождение Святой Руси!» Да, нам «разрешили» верить в Бога открыто, и мы пошли в храмы, не умея даже осенить себя крестным знамением, стесняяся своего незнания и неумения, боясь оступиться и сделать что-то не так; мы стояли перед батюшкой, чтобы покаяться в грехах перед Богом, но не знали, что считать за грех; уходили из церкви не умея попросить благословения. Многие потом перестали ходить в церковь вообще или ушли в многочисленные сатанинские секты, открывшиеся рядом с православным храмом.
Не упрекайте «гогочущих и жующих жвачку юнцов, влетавших в храмы без всяко тени благоговения». Порадуйтесь за них, что они влетают в храм. Влетев в следующий раз они уже будут немного другими, немного близкими Вам.
Не упрекайте нас, что мы неправильно посещаем церкви, неправильно веруем или совсем не веруем — мы грешны. Порадуйтесь за нас, что мы, сполна хлебнувши из грязных и мутных источников, припадаем к чистому и светлому Роднику нашей Православной Веры. Простите нам нашу неумелость, что так коробит Вас. Кто может сказать громко вслух, что именно он по-настоящему верит в Бога?
Не упрекайте нас в «вульгарной духовной безграмотности». Порадуйтесь за размалеванную девицу, обтянутую в джинсы или мини-юбку, зашедшую поставить свечку в храм и пошедшую затем с подружками на поиски развлечений». Вспомните в этот момент, сколько грешниц становились праведными и святыми! Пути Господни не исповедимы.
Не надо упрекать православного человека, пришедшего в воскресенье утром для Причастия (!) после дружеской попойки. Это его грех.
Уважаемый М. Зайцев, простите меня, грешную, но через завесу Ваших праведных и мудрых слов проглядывает такое неприятие нас, подпорченных православных русских людей, что мне это напомнило опять людей на классы, как в безбожной России при советской власти.
Когда началась перестройка, а потом начался развал нашего Отечества, я долго и упорно задавалась вопросом: как нам, русским, выжить? Господь Бог вложил в мою голову мысль: нам надо объединиться. Но на какой почве, если мы разъединены на классы, партии и общества? Другая мысль, данная мне Богом: только на религиозной почве, — стала моим убеждением на все последующие годы.
Мы давно перестали понимать друг друга, мы, русские, призванные любить, терпеть друг друга во имя высокой цели нашей жизни — спасения души и Отечества. Махрово расцвела русофобия — вот наша беда.
Давайте умерим свой пыл в критиканстве «бедного» русского человека, замученного многовековой критикой безбожных журналистов и писателей, представляющих нас как бездельников, пьяниц и дураков. Написав эту фразу, я тоже критикую и как бы возношусь, но примите это только как боль и скорбь за нас, подпорченных православных русских.
Что век грядущий нам готовит, если мы, русские, не сумели полюбить друг друга и наше Отечество? Подсчитайте, сколько русских получивших великолепное (бесплатное) высшее образование в России, уехало служить другим странам и народам?! Они могли заработать на жизнь и здесь. И в этом наш материнский и отцовский грех, что мы в свое время были воинствующими атеистами и космополитами.
Как точно Вы написали о выражении лиц русских людей: «На них печать усталости и озлобленности, гордыни и унижения, сластолюбия и угрюмости. Да, у нас даже лица изменились!» Больно это сознавать, но это так. Агрессивность — одна из черт нашего времени, но как часто она неоправданная, а навязанная специально! И в этом явлении я не вижу безысходности, потому что не раз видела, как светлеют эти лица при разговоре со священником (в училище для малолетних преступников) о. Александром (Падылиным). А если бы разрешили в школах и училищах хоть раз прочитать «Нагорную проповедь» Иисуса Христа, то восприимчивые юные души пережили бы такое духовное потрясение от Великих Замыслов нашего Спасителя по отношению к людям, что у многих отпало бы желание творить зло и ненавидеть мир.
Что век грядущий нам готовит? А готовимся ли мы к веку новому наладить изучение «Закона Божия» во всех православных храмах, во всех русских школах лицеях, гимназиях, колледжах, университетах? Смогут ли к грядущему веку три поколения русских людей, воспитанных в безбожном государстве, придти к Богу сами или все-таки надо помочь?
Вы настроены пессимистически и утверждаете, что мы проиграли сражение. Но если мы уже теперь будем жить с мыслью, что побеждены сатанинскими силами, то зачем вообще жить? Не к этой ли мысли Вы вели нас в своей статье? Надеюсь, не к этой.
Мен тоже многое потрясает, и в первую очередь, сама церковь, которую вынуждают порой становиться на колени перед властью: это захоронение останков якобы царской семьи, это и панихида по убиенной Старовойтовой, как, впрочем, когда-то по лицедейке Комиссаржевской, и служба в храме Спасителя перед лицемерными людьми и многое другое. А бесконечные дискуссии о том, что надо делать реформы Православной Веры, «улучшать» ее в угоду кому-то и чему-то. Наверное, надо многое перетерпеть, чтобы не допустить церковных реформ!?
Еще Вы пишите о «великолепных «церковных» старушках, которые путают православие с суеверием. Язычество в какой-то мере жило в народе во все века после принятия христианства. Оно не мешало вере в Бога Истинного. Крестьянин в Духов день крашеные яйца, пролежавшие на божнице год возле пучка вербы, зарывал в землю и, крестясь на восток, молился об урожае. Те же пасхальные яйца крошил в семенное зерно и запахивал их в первую борозду, чтобы градом не побило хлеб, чтобы ползучая и летучая тварь не заела, чтоб щедровитым уродился хлебушек. Перед посевом крестьянин парился в бане, выгонял из себя «тяжелый дух», мылся и надевал в поле чистую рубаху, чтобы чистыми были всходы. А при выезде на сев, когда были запряжены кони, возжигал на божнице свечу, молился, клал поклоны и просил благословения у Господа Бога.
Предусмотрительный крестьянин старался всех ублажить, упросить, задобрить, чтобы земля родила хлебушек. Смею ли я называть своего прапрадеда Зиновия иронически: «великолепным»?
Глубокоуважаемый М. Зайцев, будьте великодушны к «великолепным «церковным» старушкам», простите им их заблуждения, и пусть с ними разбирается их священник.
Интересно: как невозможно было веками уничтожить язычество в народе, так ведь невозможно было начисто искоренить и православие в русской душе ни разрушением храмов, ни уничтожением священников, ни пропагандой атеизма и материализма, а также обезьяньего происхождения человека.
Как православие прорастало или проявлялось у неверующих людей в советское время, я Вам об этом поведаю, не называя фамилий людей, о которых расскажу, так как делаю это без их на то позволения.
Лет девять назад я работала вместе с инженером, назовем его Георгием. Георгий родился в 1939 году в уральской деревне. В три с половиной года стал круглой сиротой, попал в советский детский дом, где его полюбили за веселый нрав, доброту, услужливость, терпимость. Окончил 7 классов, работал слесарем, потом армия, после армии окончил институт. В армии вступил в ряды коммунистической партии. Прошли годы, и вот на предприятии, где он последнее врем я работал, партком дает Георгию ответственное поручение: вести атеистическую пропаганду. Георгий обложился книгами, изучил «Закон Божий», научился вычислять все не календарные православные праздники и многое другое. С этим багажом пошел читать лекции народу в школах, рабочих коллективах, во Дворце культуры. Про его лекции стали ходить слухи. По заданию горкома партии на очередную лекцию Георгия пришла комиссия и установила, что он сеет в народе не атеизм, а веру в Бога. Он сам не понимал, как это случилось, но иначе уже не мог! Это было выше его! Комиссия постановила: лекции прекратить.
Вопрос: как вера в Бога вселилась в этого человека? Разве это не чудо?!
На том же предприятии, где я работала, был в свое время молодой начальник цеха, коммунист, отец шестерых детей. Неожиданно партком узнает, что этот начальник и коммунист верует в Бога. Начались разбирательства в парткоме и горкоме. В конце концов коммунист кладет партийный билет на стол секретарю, увольняется с работы и уезжает. Он поступился своей карьерой, общественным положением, материальным обеспечением семьи, но не отрекся от Бога, чем привел в полное недоумение власть держащих: как человек, выросший в советское время, получивший высшее образование, изучавший материализм и историю КПСС, — стал все-таки верующим в Бога?
Наконец, немного о себе. Я выросла в рабочей семье крестьянского происхождения. Окончила физмат, работал учителем математики и физики в школе, потом переквалифицировалась и работала инженером на предприятии. Сейчас на пенсии. Помню, как в раннем детстве меня учили креститься правой рукой (я — левша); молиться, чтобы мой отец вернулся с фронта во время ВОВ. Мама говорила, что детская молитва — самая сильная. Я молилась за спасение моего отца, крестилась правой рукой, а когда забывалась, то и левой, и Господь Бог услышал мою детскую молитву: отец, провоевав всю войну с 194ё по 1945 год, вернулся домой целым и невредимым, не считая контузий и небольших ранений.
Потом я пошла в школу, где мне сказали, что Бога нет. Не помню, поверила ли я этому, но креститься перестала, а, главное, перестала думать о Боге. Мой глубоко верующий дед сказал тогда маме, чтобы она мне ничего не навязывала. Потом, как все советские студенты я изучала диалектический и исторический материализм учила науки на основе материализма, преподавала в школе эти науки, как меня учили, чем нанесла великий вред юным душам в познании мира. Простит ли Господь Бог меня за мои страшные грехи?
Как я теперь понимаю, Господь Бог никогда не оставлял меня без Своего внимания: в студенческие годы Он послал мне в подруги Ингу — студентку литературного факультета, которая научила меня бегло читать и переводить старославянские тексты. И где бы я ни была, если на моем пути была церковь, я непременно туда заходила, хотя уже не умела молиться и стеснялась крестного знамения. Что я там делала? Ошеломленно стояла.
Жива Православная Вера в наших грешных душах, но под спудом дурного воспитания, испорченного мировоззрения, постоянного унижения русского человека да еще самими русскими, — она никак не может вырваться наружу во всей своей силе и красоте.
Те, у кого хоть чуть-чуть приоткрываются духовные очи, начинают чувствовать Божью Волю. На днях я сильно заболела и поехала в г. Асбест к врачу. Зная, что нас, поселковых, не жалуют врачи в городе, я зашла в церковь помолиться. И Господь Бог буквально вел меня в этот день и последующие дни по врачам и лабораториям. Я чувствовала благодать Божию, нисходившую на меня, грешную и недостойную.
Отрадно было прочитать в «Православной газете» (N 4, 1999 от Р. Х., с. 6) выступление министра общего и профессионального образования Российской Федерации В.М. Филиппова: «Мы с благодарностью откликнулись на важное предложение Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Речь идет о создании светскорелигиозной комиссии по образованию, которая призвана освободить государственные образовательные стандарты, учебные программы, учебники и учебные пособия от проявлений воинствующего атеизма…»
Что век грядущий нам готовит? Готовит то, что мы заслуживаем по делам нашим. Будем молиться, чтобы вернулась к нам способность «любить ближнего, как самого себя», за возвращение нас, грешных, в лоно Православной Церкви да за спасение нашего Отечества.
Храни Вас Господь
Р. Б. Нина
Долог и не прост путь любых святынь Православной Церкви, будь то нетленные мощи праведников или иконы, от их появления (обретения) до признания чудотворными. Не может, не имеет права Церковь в этих случаях ошибаться.
Здравствуйте, уважаемая редакция «Православной газеты»Прочла статью господина Зайцева за N 3 (95) 1999 г. о грядущих испытаниях для Православия в России и не смогла не ответить на его статью, так как в душе уже по прочтении начала разговаривать написать письмо, хотя ранее и не писала никогда.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.