Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (97) → «Искушение духовничеством». Интервью Митрополита Сергия, Управляющего делами Московской Патриархии газете «НГ- религии»

«Искушение духовничеством». Интервью Митрополита Сергия, Управляющего делами Московской Патриархии газете «НГ- религии»

№5 (97) / 1 марта ‘99

Интервью

«Только епископ является носителем полноты церковной власти» - подчеркивает управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий

- Ваше Высокопреосвященство, чем было вызвано принятие Священным Синодом, заседание которого состоялось в конце декабря 1998, специального решения о духовничестве?

- Я слышал мнения о том, что это историческое решение. Но это не так — просто Священный Синод напомнил, чем живет Церковь, напомнил о канонаx, некоторые из которых в последнее время почему-то выделяются, в то время как другие забываются. И поэтому в этом решении нет ничего нового. Вызвано же оно потребностью времени, к сожалению, у нас недостаточно священнослужителей, получивших систематическое богословское образование, закончивших семинарию. Время же требует, чтобы священнослужителей было достаточно много для того, чтобы дать ответ на элементарный духовный запрос жизни той или иной общины. Поэтому епископ вынужден рукополагать благочестивых христиан, не очень хорошо знающих каноническое, церковное право, не знакомых с традициями духовничества. Им приходится всему учиться, хотя и не у каждого, принявшего сан, возникает это желание. Мы сталкиваемся с такими странными примерами, когда человек, должный осознавать свое духовное младенчество, хотя и имеет сан, вдруг начинает говорить, что он священник, имеющий власть «вязать», «решить», управлять духовной жизнью человека и т.д. И человек, будучи сам не искушен во многом, начинает этим заниматься. Такое явление получило название «младостарчества». Это понятие не относится к возрасту — «младостарец» молод по своему духовному возрасту.

Надо заметить, что предыдущий Священный Синод также затронул не менее важную проблему — уход в монастырь супругов. И хотя есть каноны, регламентирующие подобную ситуацию, нам пришлось напомнить о них, потому что часто возникают семейные трагедии. Мы признаем святость брака, и никто не имеет права ее нарушать. Если люди уходят в монастырь по болезни или по возрасту, то они должны быть свободны от всех обязательств, которые их связывают с миром по отношению к детям, к родителям, к дедушкам и бабушкам. Определение по духовничеству тесно связано с этими проблемами и еще раз напоминает, что только епископ является носителем полноты духовной власти. Роль священника скромнее — он совершает богослужения, таинства, требы по благословению епископа. В том числе и таинство исповеди. На практике это имеет какое-то болезненное развитие, когда слово духовника является определяющим, когда даже молодые священники в порыве поиска углубленной духовности на замечания епископа или на его решения отвечают, что должны посоветоваться со своим духовником. Это в корне противоречит канонической практике жизни Церкви, так же как и тем вопросам, к разрешению которых духовники подходят не всегда трезво и которые оканчиваются катастрофой для семьи. Часто духовник, не помня слов апостола Павла о том, что «неверный муж освящается верной женой», требует или обязательного венчания, или развода. Подобного не должно быть в Церкви. Священный Синод напомнил эти моменты. Я бы сказал, что это учительное известие, исшедшее из Священного Синода, который, видя эти несуразицы и долго колеблясь, стоит ли напоминать вещи очевидные, все-таки решил, что стоит. Ведь все это присутствует в жизни практически всех епарxий. Отголосок это решение имело весьма серьезный.

- Мнения об этом решении самые разные — не только восторженные, но и критические. Как планируется проводить его в жизнь? Будет ли иметь место конкретное разбирательство упоминавшихся в решении ситуаций?

- Определение Священного Синода — это практическое руководство для епископов, которые теперь могут ссылаться на его авторитет и применять то или иное уврачевание для возникающих в монастырях или в приходской жизни проблем. Учреждать при Священном Синоде специальную комиссию пока не планируется. Жизнь покажет — если не будет достаточно такого определения Священного Синода, если епископы не могут справиться с ситуацией, тогда вопрос будет поставлен уже гораздо серьезней. И, возможно, будет создана очень авторитетная комиссия. Я этого не исключаю.

- Порой складывается ситуация, при которой некоторые ставропигиальные монастыри, по своему названию должные подчиняться Святейшему Патриарху, не контролируются ни им, ни епархиальным архиереем, подпадая под власть так называемых монастырских дуxовников. Вместе с тем эти монастыри имеют большое влияние на церковную жизнь. Задумывался ли Синод над этим вопросом?

- Я не вижу такой проблемы — формально она улажена и решена. Есть епископ Орехово-Зуевский Алексий, являющийся председателем комиссии по ставропигиальным монастырям. Он человек, имеющий опыт монашеской жизни и способный урегулировать нестроения не только в ставропигиальныx, но и в других монастырях — тому были неоднократные подтверждения. Мы не можем сомневаться в его компетентности.

- Не кажется ли Вам, что последнее время в Церкви намечается своего рода противостояние между определенными кругами монашества и епископата. Это выражалось, в частности, в ряде критических посланий, изошедших в прошлом году из некоторых монастырей в адрес священноначалия Русской Православной Церкви.

- В монастырь может поступить любой человек независимо от того, имеет ли он достаточный опыт духовного образования и воцерковления, или это новоначальный. святой и ангельской чистоты жизни человек, или самый отъявленный грешник — нет препятствия для принятия в монашество. Сама атмосфера монастыря должна быть настолько здоровой, чтобы и закоренелого грешника привести к раскаянию. Дореволюционные монастыри славились именно этим. Сегодня же желание быстро усвоить форму того, что было наработано веками непрерывающейся традиции, часто приводит к недостаточно продуманным шагам. Люди, собравшиеся вместе, имеющие игумена и лишь несколько грамотных в духовном образовании человек, берутся судить о вопросах, довольно высоких и сложных. Не каждый епископ берется о них судить и решать. Здесь получается противоречие между епископом и братией монастыря. Монашествующие должны думать о смирении, но не только перед игуменом или своим дуxовником, но и о смирении обшецерковном, уважении к тем структурам священноначалия, которые имеются в Церкви. Они должны уважать мнение и Святейшего Патриарxа, и Священного Синода — для них это должно быть делом такой постановки совести, что не должно подвергаться критике и сомнениям. Ведь часто за монастырскими стенами нет возможности изучить тот или иной вопрос достаточно глубоко. Этим пользуются люди, прикрывающиеся маской благочестия и борьбы за чистоту православия, но желающие возбудить церковные нестроения. Недостаточно воцерковленный человек не знает всех искушающих моментов н поддается на уловку своеобразной духовной прелести. Возрождая монастыри, мы должны следить, и это дело епископов, чтобы в них принимались люди не только трезвенные, но и имеющие опыт монастырской жизни и монастырского трезвенного послушания. Если этого нет, то дело может кончиться бедой.

- В афонских монастырях нет традиции перевода игумена из одного монастыря в другой. Братия выращивает настоятеля в своей среде и потом выдвигает его кандидатуру. В русских же монастырях есть практика, когда к монахам, восстановившим монастырь из руин, могут перевести настоятелем человека совершенно чужого и незнакомого. Не кажется ли Вам, что тут возникает некоторое противоречие?

- Практики бывают разные. На Афоне совсем иные условия жизни, и то там есть Кинот, который утверждает избрание того или иного игумена и может освободить его от послушания по тем или иным причинам. Вот, например, архимандрит Авель (Македонов), бывший игуменом русского Свято-Пантелеимоновского монастыря, вернулся с Афона и сейчас подвизается игуменом Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. Мы живем по уставу Иерусалимской Церкви, и вопрос о назначении или снятии игумена находится в сфере компетенции епископа и Священного Синода. Тем самым мы сохраняем соборность при назначении кандидатов. Я знаю, что каждый кандидат в игумены тщательно проверяется и не было случая, чтобы кого-то сняли без достаточных на то причин. Другое дело, что верующим нужно неформально и с доверием подходить к решениям Священного Синода.

- Решение Синода об открытии на территории Азербайджана, Дагестана и Чечни новой епархии было также воспринято как историческое. Как планируется строить епархиальную жизнь на территории Чечни, практически закрытой сегодня для нормальной жизни и деятельности?

- В Чечне 12 приходов, которые никто не закрывал, хотя и не все они действуют, и сто пятьдесят тысяч русскоязычного православного населения. Никто не возражал против того, чтобы включить в состав новой епархии Чечню, выделив ее из Ставропольской. В новой епархии мусульманские государства. Между представителями исламского духовенства и нами не было никаких недоразумений. Просьба об образовании новой епархии пришла из Азербайджана. Я думаю, что это сыграет положительную роль в положении русскоязычного населения этих территорий. Епископ будет восприниматься как-то по-другому. Владыку Александра восприняли и в Чечне как духовного лидера, понимая, что он не враг той политике, которая осуществляется правительством Чечни. Церковь вне политики, и задачей епископа является консолидировать общество и наладить мир в этой многострадальной республике. Мы не получали негативных отзывов со стороны правительства Чечни на назначение владыки Александра, и я надеюсь, что Господь благословит его служение миром.

«НГ — религии»

 
Первосвятитель

К ситуации в Чечне. Послание Святейшего Патриарха от 11 марта 1999 г

Тpевожные вести о пpеступлениях, совеpшаемых на теppитоpии Чечни, вызывают глубокую скоpбь клиpа и паствы Русской Пpавославной Цеpкви.К сожалению, пpевpатились в недобpую тpадицию случаи убийства, захвата заложников, лишения миpных людей их гpажданских пpав, свободы, здоpовья и достояния.Действия теppоpистов несут смеpть и стpадания ни в чем не повинным жеpтвам, пpичиняют великое гоpе их близким. Пpоисходящее попиpает общепpинятые в миpе ноpмы законности и моpали, является тягчайшим гpехом пеpед Богом.

 
Жизнь Епархии

Служения Преосвященного Никона, епископа Екатеринбургского и Верхотурского, в феврале 1999 года

1 февраля 1999 года Преосвященный Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский, в сослужении митрофорного протоиерея Василия Киселева, иеромонаха Алексия (Орлова) совершил Божественную Литургию в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе г. Екатеринбурга.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс