Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Время подвига праведного Симеона Верхотурского — первая половина XVII в. — это то время, когда молодая сибирская Церковь особо нуждалась в благодатной поддержке.
Сибирскую епархию с центром в г. Тобольске основали в 1621 г., а уже в начале ХVIII в. ей суждено было взять на себя апостольский труд просвещения язычников от Урала до Камчатки. И перед тем, как Слово Божие было широко проповедано на огромных сибирских просторах, новая сибирская Церковь прославила святого, чье житие почти не обратило на себя внимания современников, ибо прошло, как говорят церковные песнопения, в кротости, молчании и смирении.
Посмертные деяния прав. Симеона известны более, нежели земная жизнь, описанная в кратком сказании, которое составил тобольский митрополит Игнатий (Римский-Корсаков), сам участвовавший в прославлении Верхотурского чудотворца. Святой родился а начале XVII в. и происходил, по видимости, из дворянской семьи в европейской части России, Еще юным он оставил родина и простым странником отправился в далекую Сибирь, но не обрел в ней настоящего пристанища. Ему, впрочем, полюбилось село Меркушино в 50-ти верстах от шумного торгового Верхотурья, удаленность от которого отвечала стремлению праведного к уединению и молитве. Вместе с тем Симеон не стал отшельником, он прилежно посещал храм во имя Архистратига Михаила на меркушинском погосте. Святой, подобно ап. Павлу, трудился, получая пропитание своими руками: зимой он шил шубы с нашивками для знатных людей, а летом рыбачил на берегу Туры. Эти занятия позволяли ему обеспечить не только себя, но и помогать другим. Часто, юродствуя ради Христа, прав. Симеон тайно уходил из дома, где работал, бросая почти законченное дело, тем самым он избегал и благодарностей за свой труд и платы, собирая себе иное — небесное — богатство. Тихая и целомудренная жизнь Симеона служила лучшей проповедью о Христе. Те простые слова о Боге, что обращал святой к язычникам манси (вогулам), стали достойным продолжением миссионерских трудов великопермских святителей-мучеников Герасима и Питирима среди этого народа. Стоит вспомнить и то, что мощи св. прав. Симеона были с честью перенесены из Меркушино в Верхотурье 12 сентября 1704 г. по благословению тобольского митрополита Филорея (Лещинского), столь много проповедавшего Евангелие у манси, ханты, тунгусов, что его называли «апостолом Сибири». Так, даже в неблагоприятное время трудами праведника, неза-метного людям, но великого у Бога, продолжилось апостольское служение Церкви. Жизнь св. Симеона Верхотурского, проведенная в подвиге великого поста и молитвы, закончилась, по преданию, в 1642 г., когда праведнику было около 40 лет. Жители Меркушина похоронили Симеона у храма Архистратига Божия Михаила, где святой так много и усердно молился. Со временем блаженный Симеон был забыт людьми, и даже имя его изгладилось из памяти народной.
Бог, однако, не судил, чтобы человек праведной жизни был предан забвению, и прославил его через 50 лет.
Еще до прославления святого, имени которого недолго оставалось пребывать в неизвестности, по молитвам праведного произошло много чудесных исцелений. В 1692 г. гроб с нетленными останками угодника Божия явился на поверхности земли, и слава о новом чуде вскоре достигла кафедрального города Тобольска. Клирик Тобольского архиерейского дома Матфий в 1693 г., убедившись в достоверности происшедшего, повелел священнику меркушинской Михайловской церкви Иоанну и церковному старосте поставить над гробом небольшой сруб, а сам тотчас доложил о явлении св. мощей своему владыке, митрополиту Игнатию (Римскому-Корсакову), только что прибывшему в Тобольск. Владыка, как сам он писал в сказании о Симеоне Верхотурском, мало доверял рассказам о неизвестном праведнике, и освидетельствование мощей сам проводить не стал, но доверил сделать это игумену Долматовского Успенского монастыря Исааку, 18 декабря 1694 г, преосвященнейший Игнатий, отслужив литургию в селе Караульском, в семи верстах от Меркушина, прибыл на место явления гроба. Игумен Исаак и посланные с ним священнослужители на расспросы митрополита отвечали, что при открытии восходящего из земли гроба, они чувствовали благоухание и видели нетленные мощи. Преосвященнейший Игнатий недоумевал о том, как быть, но Бог вразумил его. У Игнатия заболел левый глаз, и владыка, уразумев свою неправду, воскликнул: «Помилуй мя. Господи, и исце-ли око мое! И ты, праведник, прости и не гневайся на меня!» Боль прошла, и митрополит сам отправился к месту погребения праведного и удостоверился в нетлении его останков, а затем, указывая на святые мощи, провозгласил:
«Свидетельствую и я, что воистину это новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты Московские, или чудотворец Сергий Радонежский, ибо подобно им сподобился от Бога нетления!»
Имя праведного еще не было известно, и митрополит заповедал народу молиться об открытии этого имени, и сам по дороге в Верхотурье молился о том же. Дорогою владыка заснул, и во сне услышал голос из толпы народа:
«Симеоном его зовут. Семеном звали его». От умиления и радости архиерей тотчас пробудился и, приехав в Верхотурский Николаевский монастырь, поведал о чуде архимандритам Сергию, Александру и игумену Исааку. С этого времени имя святого праведного Симеона стало славным в русской церкви, и Она до сих пор восхваляет этого дивного праведника, предстательствующего о христианах перед Богом.
Хочу обратить вашу мысль к словам того тропаря Преподобному Сергию, который мы поем в короткий летний промежуток между двумя его праздниками: «мужески в пустыню вселился еси и чада послушания… возрастил».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.