Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19-20 (77) → В послушании свободного духа

В послушании свободного духа

№19-20 (77) / 19 января ‘97

Жития святых

В этой теме:

Жития святых
Святой праведный Симеон

Хочу обратить вашу мысль к словам того тропаря Преподобному Сергию, который мы поем в короткий летний промежуток между двумя его праздниками: «мужески в пустыню вселился еси и чада послушания… возрастил».

Преподобный Сергий не напрасно именуется великим игуменом Русской земли. Он велик в каждом своем деле, ом велик в каждой стороне — и духовной и гражданской — своего земного подвига. И он велик, как основатель той школы монашеского послушания, начало которой было положено им на этом святом месте. Я бы назвал ее школой, проникнутой «духом евангельской свободы».

Как дорого слышать нам, братья, всем, и особенно молодым, эти слова — «дух евангельской свободы», и как далеки мы бываем от понимания подлинного значения этих слов. Не оказываемся ли и мы часто в положении совопросников Господа нашего Иисуса Христа? Вы помните. Господь сказал окружавшим Его законникам: Познайте истину, и истина сделает вас истинно свободными. И когда они, возмутившись, ответили ему. Мы дети Авраама и никогда не были рабами никому; как же Ты говоришь: «сделаетесь свободными»? Господь сказал им: Делающий грех есть раб греха.

Подвиг Преподобного Сергия — это исповедание великой свободы великого духа. Не понуждаемый никем, он ушел из дома, из своей среды и поселился здесь, в безлюдном дремучем лесу. С ним пришел и старший брат его Стефан, но, не выдержав тяготы подвига, ушел, и младший, Варфоломей, не удерживал его Преподобный Сергий не звал к себе никого Он ушел от мира, но мир пришел к нему. Ученики приходили к нему и селились здесь. Ученики жили примером своего игумена. Он не принуждал их. Они уединенно жили и спасались в тишине своих келий и только по стуку била собирались в Троицкий храм, чтобы вместе молиться при свете лучины.

Сам Преподобный Сергий, придя сюда, не искал авторитета человека, наставника и посвятил это место не заступничеству святого, а дерзновенно отдал его во власть Всемогущей и Живоначальной Троицы.

И даже тогда, когда иноки, вдруг смущаемые духом злобы, возроптали, что слишком тяжел для них подвиг, то Преподобный ушел от них. Ушел, опять таки, свободно, чтобы предоставить свою братию власти того мятежного духа, который на какое-то время обуял их. И тогда поняли они, что свобода от греха дается не сразу. Для приобретения ее необходимо свободное желание, свободное принуждение себя, свободный труд. И тогда увидели они, чего лишились, и пошли к нему, и просили его, и умоляли вернуться, ибо увидели они, что без своего святого игумена и для них здесь места нет. Так, не в принуждении, а в свободе рождается великий подвиг послушания, в котором приобретается великий дух святого.

В видении Преподобному Сергию множества птиц я тоже вижу пример, в подтверждение той же мысли. Парящие птицы для нас — поэтический образ свободы. Эти свободные птицы слетелись в видении Преподобному Сергию, когда он ночью, открыв двери своей келии, увидел как бы собравшиеся к нему стаи пернатых.

Обратимся от тех древних лет к самим себе. Кто из нас, братья, не помнит того волнения и душевного трепета, с которым впервые подходил он к этому святому гробу? Кто из нас равнодушным подходит к нему теперь? Мы пришли сюда, влекомые одним своим сердечным стремлением, одним духовным желанием отдать себя в послушание Церкви, на служение народу — тому, который строит и Отечество наше, и свое душевное спасение. И потому здесь, научаясь многой премудрости и духовным наукам, мы прежде всего должны в себе самих создать тот образ совершенного служителя Божия, который показал нам наш великий игумен. В свободном послушании, в непринужденном исполнении воли Божией станем проверять самих себя пред этими святыми мощами, что принес нам истекший день и что совершим мы в день наступающий. Таков наш свободный, продиктованный одним только свободным произволением духа обычай — ежедневно приходить молиться и получать благословение у раки Преподобного Сергия.

Трудно понять миру, что значит быть в послушании и быть свободным. Казалось бы, когда человек отдает себя во власть или дисциплины, или воли другого человека — старца, как говорим мы, он лишается своей свободы. Но ведь вспомните, как сказал Господь, в борении молившийся Отцу Своему: «Не Моя воля, но Твоя да будет», как сказал Он ученикам: «Я отдаю жизнь Мою… никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее».

Таким образом, в решении отдать себя в послушание, в стремлении исполнять заповеди Божии, в решимости исполнять волю Церкви лежит глубокое, волевое, самодвижущее начало. И Господь вознаграждает это решение великой, высокой свободой духа. «Где Дух Господень — там свобода». И вот к этой свободе призывает нас Святая Церковь — свободе от греха, свободе от личных мелких пристрастий, свободе от страха пред укором своей совести, к свободе от всех тех тягот душевных, которые несет на себе всякий, поступающий неправо, и, наконец, к свободному вдохновенному взлету богословской мысли, озаренной Премудростью Божией.

«Послушанием одного сделались праведными мно-гие». И Преподобный Сергий, первый праведник на этом святом месте, первый учитель, первый наставник для нас и пример, указал нам путь, по которому следует каждому из нас пройти и в этом наступающем нашем учебном году. Вдадим себя, братья, в послушание Святой Живоначальной Троице. Будем послушниками заповедей Божиих, не только слышателями, но и делателями их, как говорит апостол, для того, чтобы не упрекала нас наша совесть, для того, чтобы каждый прожитый день был ступенью к тому высокому духовному званию, к которому призван каждый из нас, для того, чтобы каждый прожитый день был чист и светел и чтобы совесть наша не укоряла нас в том, что этот день прошел у нас бесследно, но свет богопознания коснулся нас своим живительным лучом. И вот тогда исполним мы слова этой праздничной песни в честь Преподобного Сергия, который сам, мужест-венно начав подвиг на этом месте, возрастил чад послушания. Всех, кто оставлял мир, чтобы прийти сюда, он сделал подлинными чадами послушания, чадами свободными, непринужденными, которых привело сюда желание и желание которых совершилось здесь.

Попросим сейчас у Преподобного Сергия, чтобы он, мудро воспитавший своих учеников — преподобного Никона и множество других Радонежских чудотворцев, умноживший по всему лицу земли своих духовных чад, и нас принял в их число. Чтобы своим кротким, но твердым словом, примером и молитвой дал нам дух послушания для уразумения Духа Божия, Который сделает нас подлинно Свободными.

 

В других номерах:

Церковь и медицина

Религиозное значение болезней

Очень сложно сопоставлять медицину наших дней и современную международную классификацию болезней с библейскими временами. В Библии классификация внутренних болезней отсутствует, а медицинские наблюдения весьма суммарны; они сводятся к тому, что видимо: к кожным болезням, ранениям, переломам, лихорадке, сопровождающей инфекционные заболевания. Это, а также общие понятия слабости и немощи, возбуждения и припадка. Но, несмотря на это, взгляд Библии на медицину для нас все-таки очень важен, ибо он — ориентир для верующего человека.

 
Жития святых

Святой праведный Симеон

Время подвига праведного Симеона Верхотурского — первая половина XVII в. — это то время, когда молодая сибирская Церковь особо нуждалась в благодатной поддержке.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс