Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (12) → Великая Княгиня Елизавета Федоровна

Великая Княгиня Елизавета Федоровна

№12 (12) / 8 января ‘94

Жития святых

Наша общественнгостъ уже узнала о знаменитой матери Терезе — основательнице католического Ордена милосердия. Ее дела произвели на многих сильное впечатление — так необыкновенны оказались для нас сила и постоянство ее сострадания.

Тому, что печать и телевидение уделили матери Терезе внимание, можно только радоваться, но как не вспомнить, что мы богаты отечественными традициями! Начиная со Святого Владимира — первого христианского князя, чья забота о бедных и мягкость, по словам летописца, «выходила даже из пределов государственной пользы», и вплоть до революции значительная часть больниц, попечительных учреждений и культурно-просветительных учреждений строилась на деньги жертвователей. К примеру, в Москве в конце XIX — начале XX века на пожертвования были построены клинический городок на Девичьем Поле, разнопрофильные больницы, на которых висели мемориальные доски с именами благотворителей — чаеторговцев Боткиных, купцов Кащенко, Морозовых, Медведникова, Шелапутина, книгоиздателя Солдатенкова, князя Щербатова. Богадельни, детские приюты, вдовьи дома, дешевые и бесплатные квартиры, ремесленные училища были устроены попечением фабрикантов Бахрушина, Баева, Рахмановых, Солодовниковых. Знаменитый народный университет — дар Москве от золотопромышленника генерала Шанявского. Такого рода деятельность была правилом, а не исключением. (Как заметила А.А. Ахматова, «прежние богатые отличались от теперешних тем, что знали, что должны помогать бедным, а эти не знают ".)

Сейчас, когда отечественной истории возвращаются забытые имена, мы с благодарностью вспоминаем людей, много доброго сотворивших на благо своей страны. Настала пора вспомнить и назвать еще одно имя — основательницы, знаменитой московской Марфо-Мариинской обители милосердия великой княгини Елизаветы Федоровны — теперь уже Преподобномученицы великой княгини Елцсаветы.

ЕЛИЗАВЕТА ФЕДОРОВНА была вторым ребенком в семье Гессенских великих герцогов. В быту — простота и скромность. Старшие дочери сами убирали свои комнаты, топили камин. Родители Елисаветы Федоровны раздали большую часть состояния на благотворительные нужды, а дети каждую субботу с букетами цветов ходили в больницы. Любовь к людям, особенно — страдающим, прививалась детям как основа жизни. Отзывы современников о Елизавете Федоровне, разных по складу ума, характеру и положению, были очень схожими. Вот один: «Редкая красота, замечательный ум, тонкий юмор, ангельское терпение, благородное сердце».

Она вышла замуж за члена русской императорской фамилии (по обоюдному соглашению брак этот был чисто юридическим, номинальным), перешла в православие и стала учредителем и попечителем нескольких благотворительных организаций и комитетов сначала в Петербурге, а затем и в Москве, куда в 1891 году был направлен ее муж. Особой ее поддержкой пользовались организации благотворительного, церковного и научно-просветительского характера. Во время русско-японской войны она возглавила патриотическое движение, охватившее все общество: организовала швейные мастерские для нужд армии, где работали женщины всех сословий; на свои средства отлично оборудовала несколько санитарных поездов; ежедневно посещала госпитали; заботилась о вдовах и сиротах погибших.

Трагическая гибель мужа побудила Елизавету Федоровну целиком отдаться избранному пути. Глубокая религиозность дала ей силы простить убийцу и просить царя о его помиловании. Не многие поняли ее, когда после длительного траура она распустила двор, чтобы удалиться от света и всецело посвятить себя служению Богу и ближним — всем, кто нуждался в помощи, любому страждущему. Свое состояние она разделила на три части: в казну, наследникам покойного мужа и самую большую — всецело на благотворительные нужды. Себе она не оставила ничего, не исключая и обручальные кольца, и на эти средства открыла в Москве общину деятельного милосердия. Она решила вернуть благотворительности ее истинное духовное содержание, освободить от казенности и бездушия.

Елизавета Федоровна приобрела на Большой Ордынке небольшую усадьбу с четырьмя домами и садом, а затем еще один земельный участок. В этих строениях разместились больница с домовым храмом, амбулатория, аптека, приют для девочек, библиотека, столовая, общежитие сестер, хозяйственные службы. В 1911 году, когда был построен соборный Покровский храм (по проекту А.В. Щусева), обитель приняла завершенный архитектурный облик. Ее назвали Марфо-Мариинской в память о двух евангельских сестрах, соединявших два жизненных пути — духовное служение и деятельное милосердие. Духовником обители, стал протоиерей Митрофан Сребрянский — человек, обладавший исключительными пастырскими достоинствами.

В апреле 1910 года семнадцать девушек во главе с Елизаветой Федоровной были посвящены в звание крестовых сестер любви и милосердия. Это были женщины самых разных сословий, но серые бумажные обительские платья превращали княжну и украинскую крестьянку в сестер, деливших поровну любую работу.

Обительская больница на 22 кровати со временем завоевала репутацию образцовой, там безвозмездно работали лучшие специалисты города. Очень часто в нее направляли самых тяжелобольных из других клиник. В амбулатории еженедельно принимали 34 врача, также бесплатно. С бедных не брали денег и за лекарства в аптеке, а остальным отпускали со значительной скидкой. Приютским сиротам, кроме общеобразовательных предметов, давали и основательную медицинскую подготовку. Столовая ежедневно отпускала на дом бедным свыше 300 обедов. По воскресным дням обитель устраивала школу для безграмотных фабричных женщин.

Елизавета Федоровна очень заботливо распределяла поручения среди сестер — каждой по силам, следила за их здоровьем, старалась обеспечить полноценный отдых. Ее же личная жизнь была на пределе человеческих возможностей. Она спала не более трех часов в сутки на деревянной кровати без матраса. В пищу употребляла немного овощей и молока, строго соблюдала все посты. По ночам подолгу молилась, а затем обходила больничные палаты.

Все самые трудные обязанности настоятельница брала на себя. Она ухаживала за безнадежными больными, ассистировала при операциях. Однако настоятельница считала, что главное все-таки не больница, а посещение и помощь бедным на местах: обитель получала до 12 000 прошений в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, подыскать работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу. А сколько было роздано денег, одежды, продуктов, лекарств! Но нет сомнения, что помощь прежде всего заключалась в неподдельном участии и сострадании.

Елизавета Федоровна, как правило, обходила ночлежки печально знаменитого Хитрова рынка. Она, как и все сестры обители, свято верила, что у каждого человека есть бессмертная душа, и чтила этот образ Божий, хотя зачастую он был совершенно искажен жизнью. Она старалась коснуться глубины сердца, вызвать внутреннее покаяние у погрязших в пороке людей. Иногда это удавалось, тогда из наболевшей души вырывались слова: «Мы не люди, как же вы к нам приходите!» — и начиналось постепенное выздоровление духовно больного человека. Елизавета Федоровна извлекала из притонов сирот и уговаривала опустившихся родителей передать ей детей на воспитание. Мальчиков устраивали в общежитие, одна такая группа даже образовала артель посыльных. Девочки воспитывались в приюте и закрытых учебных пансионах.

Сестры трудились не ради славы, они не считали, скольким людям помогли. Им случалось терпеть насмешки и оскорбления, бывали они обмануты. Но не разочаровывались в своем служении. Залогом поразительного постоянства и добросовестности их трудов была вера в слова Христа: «И кто напоит одного из малых сил только чашею холодной воды… не потеряет награды своей».

К СЕРЕДИНЕ 1914 года в обители было уже 97 сестер. Предполагалось, что со временем появятся отделения и вне города… Но началась война, и часть сестер отправилась в полевые лазареты. Другие обслуживали госпиталь в Москве. Появились серьезные затруднения с продовольствием и одеждой, но обитель не прекращала благотворительной помощи.

Начавшаяся революция ввергла страну в хаос. По Москве ходили толпы выпущенных из тюрем уголовников. Настоятельница запретила сестрам покидать обитель. Германский посол дважды пытался увидеться с Елизаветой Федоровной и передать ей приглашение на выезд в Германию, но она даже не приняла его, как представителя вражеской страны, и сказала, что категорически отказывается уехать из России: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня». Гроза над обителью разразилась в начале 1918 года. Сначала чекисты арестовали нескольких больных, затем объявили, что сирот переводят в детский дом, а в апреле, на третий день Пасхи, арестовали и увезли из Москвы саму Елизавету Федоровну: все, носившие имя Романовых, были обречены на уничтожение.

Добрые дела не спасли великую княгиню в земной жизни. Последние месяцы своего пятьдесят четвертого года она провела в заключении, в школе на окраине Алапаевска. Глубокой ночью на восемнадцатое июля 1918 года бывшую настоятельницу московской обтели милосердия, вместе с другими членами императорского дома, сбросили в шахту старого рудника. По свидетельству очевидца, она только крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не ведают, что творят».

Когда через три месяца их тела были извлечены, то на выступе шахты рядом с Елизаветой Федоровной обнаружили тело одной из жертв с перевязанной раной. Вся переломанная, с сильнейшими ушибами головы, она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего.

С арестом настоятельницы обитель практически прекратила свою деятельность, хотя кое-как просуществовала еще семь лет. В начале 1926 года многие сестры были высланы в Среднюю Азию, помещения заняли различные учреждения, в Покровском храме устроили клуб, и несколько позднее в алтаре на месте престола водрузили огромную статую «отца народов»…

Чтобы правильно понять жизнь и поступки таких людей, как Елизавета Федоровна, надо помнить, что перед нами не просто феномен «очень доброго человека», но пример намеренно избранного пути, основанного на воплощении в жизнь «ценностей христианской философии и культуры.

Брошенные дети и старики родители, безжалостная атмосфера детдомов, бол ьниц, домов для престарелых, стремительно развивающиеся бесстыдство и циничность молодого поколения — итог разрушения корней нравственности. Против этого есть лишь одно средство — созидающая любовь, которая осуществляется в целостности и реальности духовной жизни. Путь к ней можно проложить, следуя примеру наших соотечественниц, через малое, но ежедневное участие словом и делом в судьбе тех, кто рядом с нами. Услышим мудрый совет монахини Елизаветы: «Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим со своими горестями мимо чужих скорбей, не понимая, что «делить свое горе — это его уменьшить, а делить свою радость — это ее увеличить». Откроем наши души, чтобы Божественное солнце милосердия их согрело». Ибо бедствия нашего времени, велики, и опасность может быть преодолена только тогда, когда.обновлением будет захвачена последняя глубина человеческого сердца.

Протоиерей
Александр ШАРГУНОВ

 

В других номерах:

Послания Преосвященного Епископа Никона

Обращение к православным юношам, на воинскую службу призываемым, к родителям, женам и всем сродникам их

В жизни каждого человека бывают моменты, когда круто меняются привычные житейские устроения, когда с накатанной повседневной дороги предстоит вступить на путь тернистый, требующий от нас полного напряжения сил душевных и физических, терпения, смирения и крепости веры.Один из таких жизненных поворотов — призыв на воинскую службу.

 
Церковь и медицина

Врач Ирина Михайловна Ковалевская: «Наша задача — помочь человеку…»

Тридцать три года в психиатрии, двадцать два года — заведующая шестым отделением Областной клинической психиатрической больницы Екатеринбурга, семнадцать лет заведования интернатурой по психиатрии…- До сих пор в общественном сознании бытует весьма искаженное представление о психиатрии, психиатрических больницах, врачах-психиатрах. Не вызывает вопросов, что лечит врач-кардиолог или ЛОР-врач, но что все-таки лечит психиатр?— Я бы сразу уточнила: не "что», а «кого».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс