Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Есть ли какая-нибудь связь между живущими еще на земле и уже умершими христианами?
У нас, живущих еще на земле христиан, близкая связь с нашими братьями, переселившимися ко Господу: Бог соблаговолил все небесное и земное соединить под главою Христом. (Еф. 1, 10). Таким образом, мы с умершими — одна семья, а Глава нашей семьи — Христос.
Нет ли большой разницы между живущими и умершими христианами?
Апостол Павел так отвечает на это: «Никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли, для Господа живем; умираем ли, для Господа умираем И потому, живем ли или умираем всегда Господии Ибо Христос для того и умер и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми (Рим 14 7 9) Значит во Христе нет разницы между мертвыми и живыми все христиане составляют тело Христово, все они братья обязанные любить друг друга и заботиться друг о друге.
В чем должна выражаться любовь христиан друг к другу?
Главным образом в молитве. Молитесь друг задру-га, говориг ал. Иаков (Иак 5, 16) И ап. Павел наставляет: всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время о всех святых (Еф. 6, 18), т. е. о всех христианах.
Но быть может, здесь говорится о молитве к Богу только за таких христиан, которые живут еще на земле?
У Господа такого деления нет, потому что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лук 20, 38).
Умершие христиане нуждаются ли в том, чтобы Церковь Христова возносила за них молитвы к Богу?
Несомненно, нуждаются.
Чем вызывается эта их нужда?
Она вызывается тем, что они люди и как люди не свободны от недостатков (Иова 4, 17 — 19), и никто из них, умирая, не мог сказать: я очистил сердце мое, я чист от греха моего (Притч. 20, 9 ср Лук 17, 10. Иак 3, 2).
Какое может быть основание для умилостивления Божия за грехи людей умерших?
Ап. Иоанн разъясняет, что Христос … умилостивление за грехи наши и не только за наши, но и за грехи всего мира (1. Иоанн, 2, 2). К этому умилостивлению, Грядущему Судии и обращаются христиане с молитвами о прощении грехов братьев своих по вере.
Можно ли думать, что эти христианские молитвы будут усльшаны?
Можно, ибо Сам Спаситель сказал, что христианам должно всегда молиться и не унывать (Лук. 18, 1) Спаситель также говорит истинно верующим: если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам (Иоанн. 15, 7).
Правильно ли рассуждают сектанты, когда доказьвают, что нельзя изменить судьбу человека в мире загробном и ссылаются при этом на слова Господни в притче о богатом и Лазаре?
Нет, не правильно. В приводимой притче о богатом и Лазаре, действительно, говорится о том, что перехода из ада в рай нет; но говорится это не о новозаветных, а о ветхозаветных людях, о бывшем прежде, а теперь уже отмененном.
Как же объяснить слова Господа, что между адом и раем утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти из «ада в рай» не могут сделать это (Лук. 16, 26)?
Эти слова Господни вполне справедливы: перехода из ада в рай не было до того времени, пока Сам Спаситель наш не перешел этой пропасти. Господь в Апокалипсисе говорит о Себе: имею ключи ада и смерти (1, 18). Своею смертью на кресте Он сокрушил вереи (затворы) вечные, содержащие связанные, т е. отворил двери ада. Христос, повествует ап. Петр, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым (т. е. духом Своим Божественным) Он и находящимся в темнице духом, сошед, проповедал (духом), некогда непокорным, ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, т. е. восемь душ, спаслись от воды (1 Петр. 3, 18 — 20).
Вывел ли, действительно. Спаситель из ада в райскую жизнь Божию находящихся в темнице духов, с верою ожидавших Его?
Да, вывел, ибо, говорит ап. Петр, для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, т. е. значит, умерши плотски, как все люди, жили (далее) по Богу духом. (Петра. 4, 6). Посему и ап. Павел говорит о ветхозаветных людях, что они не без нас достигли совершенства (Евр. 11, 40) Итак, переход из адской жизни к райской (по Богу) возможен. И сектанты, если отвергают его, то только потому, что не знают Писания, ни силы Божией. (Мф. 22, 29).
А как думают сектанты о состоянии умерших?
Они считают, что все умершие тотчас после смерти получают полное воздаяние за свою жизнь.
Можно ли думать по-сектантски, что души отшедших людей теперь же получают полное и окончательное воздаяние за свою жизнь на земле?
Такое понятие неразумно и неосновательно. Если бы загробное состояние людей окончательно определялось тотчас после их смерти, тогда и Страшный суд, о котором предсказал Господь, был бы совершенно ненужным. Но Спаситель сказал, что Страшный суд непременно будет, и тогда воздается всем должное грешники пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46)
Все ли люди должны предстать на Страшном суде, или, быть может, некоторые на суд не пойдут?
Все люди, все до одного, будут на Страшном суде, ибо, говорит апостол, всем нам должно явиться пред судище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5, 11).
Если притчей о богатом и Лазаре Спаситель не отвергает молитв за умерших, то какой же истинньй смысл ее?
Главная мысль Господня в притче та, что если люди на земле закона Божьего слушать не хотят, то их ничем не исправишь: если даже мертвый воскреснет, то и тогда не поверят.
Чего должно просить у Господа в наших молитвах об умерших?
Того же, чего мы просим в своих молитвах о живых: должно просить милости Господней к умершим и благодати Божией, очищающей души их и доставляющей им блаженное состояние.
Молились ли за умерших верующие в истинного Бога?
Молитвы за умерших были еще в Ветхом Завете. Из жизни народа Израильского узнаем, что после одного сражения Иуда Маккавей от всего общества Божия молился о павших воинах: на другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенести тела павших… И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвященные Иамийским идолам вещи, что закон за-прещал Иудеям. .И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех сделав же сбор по числу мужей, он (Иуда Маккавей) послал в Иерусалим, чтобы принесть жертвы за грех. Он поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении. Ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молится о мертвых Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая благочестивая мысль! -посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2 Мак. 12, 39 — 45).
В Библии приводится и другой подобный же пример, а именно, пророк Варух молился за умерших, говоря: Господи Вседержителю, Боже Израиля! …Не вспоминай неправды отцов наших (Варуха 3, 4–5).
Также и премудрый Сирах говорит: милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не минуй милость (Сирах 7, 36).
Молились ли за умерших свв. Апостолы?
Да, молились, ап. Павел в благодарность своему ученику Онисифору, который верно служил ему, молился о здравствовавшей еще семье его так: да даст Господь милость дому Онисифора (2 Тим. 1, 16); видим, что здесь самого Онисифора апостол не поминает; через несколько слов ап. Павел молится и о самом Онисифоре, очевидно, уже умершем: да даст ему Господь обрести милость у Господа в день оный (2 Тим. 1, 18).
Точно так же и теперь Православная Церковь молится за умерших, прося им «милости Божией у Христа — бессмертного Царя и Бога нашего».
Было ли у христиан с первых дней существования Церкви Христовой поминовение усопших в Церковном Богослужении?
Несомненно, было. В литургии ап. Иакова, которая и поныне ежегодно совершается в Иерусалиме в день памяти этого Апостола Господня, 22-го октября; — в этой литургии есть молитвы об умерших, точно так же и в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустого, совершающихся постоянно у нас.
Ап. Иаков поучал христиан так молиться об умерших: Господи Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждениях райских, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, святых отцов наших, откуда удалились болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего, и сияет свет непрестанный. Молитвы св. Иоанна Златоустого и Василия Великого очень схожи с изложенной.
Какие еще мы имеем доказательства, что у христиан всегда были молитвы за умерших?
Это доказывают нам памятники первых веков христианства. В римских катакомбах, где христиане хоронили своих мертвых с первых дней христианства, там над гробами их сделаны надписи, в которых христиане вы ражают свои молитвы к Богу об умерших. Вот какие надписи там есть: Господи, да никогда душа Венеры не будет омрачена. Антония, сладкая душа, Бог да освежит тебя. Бог да освежит твою душу! Господи, прошу Тебя, да увидит он свет рая. Покойся спокойно. Вечный свет тебе, Тимофей во Христе. Мученически сгоревшим сделана такая надпись: Да осенит, да прохладит нас Тот, Кому все возможно.
Таковы надписи на гробницах, доказывающие, что у христиан всегда были молитвы за умерших.
Вот еще одно доказательство от истории. В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверкия, скончавшегося около 167 года. Под этим камнем похоронен равноап. Аверкий, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод. Если бы у христиан не было молитв за умерших, то и равноапостольный епископ не завещал бы их.
Итак, молитвы Церкви за умерших идут с первых дней христианства.
Возможно ли прощение грехов в жизни будущей?
Возможно, но только не для всех грехев. Для грехов к «смерти» (1 Иоанн. 5, 16) или смертных, общее название которым «хула на Духа Святаго», не может быть прощения ни в этом веке, нив будущем. Спаситель так говорит: если кто скажет слово на Сына Человеческаго, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 32).
Ясно отсюда, что иные грехи могут быть прощены в будущем веке, а другие никогда не простятся.
Что такое хула на Сына Человеческого, которая может быть прощена?
Это многократное нарушение заповедей Божиих, сопровождаемое исправлением человека, т. е. такое состояние, когда человек, согрешив, не пребывает в неисправлении. Всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти (1 Иоанн. 5, 17). Такими обыкновенными падениями, говорит ап. Иаков, все мы много согрешаем (Иак. 3, 2). И если бы эти грехи не простились ни в этом веке, ни в будущем, тогда и райской жизни никто не достиг бы.
Что такое хула на Духа Святого, которая не может про-ститься никогда?
Это — явное, сознательное противление Божией Истине, упорное отвержение Православной веры Христовой, которую охраняет Дух Святый (Иоанн. 14, 26; 15, 26; 16, 7 — 15).
Можно ли христианам после молитвы об умерших совершать поминальные трапезы?
Можно, потому что обычай устраивать поминальные обеды весьма древний. Пророк Иеремия говорит как о несчастных таких людях, которые после смерти своей остаются без поминовения. И умрут великие и малые на земле сей, и не будут погребены, и не будут оплакивать их, ни терзать себя, ни стричься ради них. И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умерших; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отцу и матери их (Иер. 16, 6–7).
Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, все вернии, поклонимся святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.