Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, все вернии, поклонимся святому Христову воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши».
Это церковное песнопение постоянно звучит в дни Светлой, Пасхальной седмицы (20 — 26 апреля). Пожалуй, оно наиболее полно передает наши чувства в эти праздничные дни: желание поклониться Спасителю нашему, страдавшего за нас и воскресением Своим разрушившим власть ада над душами людскими. Вновь и вновь мы приветствует друг друга самыми радостными в мире словами: «Христос воскресе!» Вновь и вновь слышим ответ, полный осуществленной великой надежды: «Воистине воскресе!»
Все дни этой седмицы стоят открытыми Царские врата — центральные врата алтаря — как символ близости и доступности для нас по милости и вольным страданиям Господа нашего Иисуса Христа Царствия Небесного. Всю эту седмицу ради великой радости нет поста в среду и пятницу.
Всю эту седмицу звучат над Россией колокольные перезвоны, ибо по благочестивой традиции всякий мирянин может по благословению настоятеля подняться на колокольню и ударить в колокола. Правда, нам дано быть с этим добрым обычаем поосторожнее. Предки наши с малых лет в Светлые седмицы бегали оп колокольням и когда подрастали, могли, действительно, с помощью колоколов разнести на всю округу свою пасхальную радость. У нас же, новичков, в отсутствие опытного звонаря, может скорее получиться только какофония нам на позор, а слушающим людям — на смущение…
Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. Обычай этот установлен с апостольских времен. Известно, что после Своего воскресения Господь неоднократно являлся своим ученикам. При этом Он или Сам вкушал пищу, или благословлял трапезу. В ожидании этих благодатных посещений, а позднее — в память их святые апостолов оставляли незанятым среднее место за столом и клали перед этим местом часть хлеба, как если бы Сам Господь незримо присутствовал здесь. В продолжение этой традиции отцы Церкви установили в праздник Воскресения Господня полагать в храме хлеб в воспоминание этих многократных посещений, а также чтобы показать всем нам, что пострадавший за нас Господь является истинным хлебом жизни. В монастырях священных хлеб в продолжение Светлой седмицы ежедневно приносится в трапезную и кладется в ее середине на особом столе, как это было принято у святых апостолов.
В Субботу Светлой седмицы после Божественной литургии артос торжественно благословляется и читается особая молитва на раздробление артоса. После этого кусочки этого священного хлеба раздаются верующим. Потом эту святыню дают больным или тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению. Конечно, артос, как и другая святыня, Богоявленская вода, ни в коей мере не может заменить Святое Причастие.
В восьмой день по пасхе, как окончание Светлой седмицы, следует особое торжество, называемое Антипасхою, что означает в переводе «вместо Пасхи». В это день обновляется память Воскресения Христова, ибо в этот день Господь вновь явился своим ученикам, в особенности апостолу Фоме, чтобы убедить его Своими ранами, что именно с Ним встречались все свидетели Его Воскресения.
«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». (Ин. 20, 27 — 29).
Потому этот воскресный день носит еще и церковное наименование Недели о Фоме или Фоминой Недели. Но в сущности слова Спасителя обращены ко всем нам: «…и не будь неверующим, но верующим». И блаженны те из нас, кто с чистым сердцем и упованием произносит в ответ: «Господь мой и Бог мой!»
Накануне, в день Субботы, закрываются Царские врата. Но пасхальная радость не оставляет нас: тропарь «Христос воскресе» продолжает постоянно звучать на всех Богослужениях.
Нашу пасхальную радость мы стремимся принести и нашим дорогим усопшим сродникам и знакомым, уже ушедшим из этой жизни. Во вторник второй седмице по Пасхе, то есть во вторник седмицы, следующей за Светлой Пасхальной седмицей, Русская Православная Церковь совершает поминовение усопших. Это поминовение так и называется Радоница и спешит народ православный в этот день на кладбища, чтобы пропеть над дорогими могилами пасхальны тропарь: «Христос воскрес из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гребех живот (то есть — жизнь!) даровав». В нынешнем году такой вторник наступает 28 апреля.
К сожалению сегодня далеко не все из нас понимают, что основа Радоницы — в первую очередь — молитва о дорогих нам покойниках. Вдумаемся в это привычное нам русское слово. Ведь оно исполнено глубокого смысла: мы надеемся, мы просим этим словом, чтобы душа ушедшего от нас упокоилась вместе со святыми там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но — жизнь бесконечная. Наши усопшие уже не могут сами изменить своей загробной участи: она определена их верой и делами в земной жизни. Но мы своей молитвой можем помочь им.
Поэтому утром в день Радоницы, а еще лучше накануне его вечером, необходимо придти в храм Божий, чтобы заказать поминовение своих дорогих усопших за Божественной Литургией, помолиться во время панихиды о них и обо всех от века почивших православных, возжечь свечи на панихидном столе перед распятием Господа нашего Иисуса Христа. А потом надо поспешить и на кладбище, привести могилы в порядок после зимы и вновь там помолиться. Конечно, можно собраться в этот день и за общим столом, чтобы добрым словом — и опять-таки общей молитвой — помянуть покойных.
Все годы безбожия не смогли вытравить из народной памяти Радоницы. Однако, не будем скрывать, главное — молитвенное, церковное — содержание этого дня для многих перестало быть таковым. А народ наш точно подметил: свято место пусто не бывает. Вместо православной молитвы кое-кто начал творить на могилах какие-то языческие пьяные тризны. Вместо благочестивого обычая кормить в этот день птиц — Божию тварь — на могилах оставляют уже как бы самим покойникам хлеб и яйца, а то и водкой поливают могилу! Вместо объединения в доброй памяти на могилах слишком часто звучат пьяные речи и вздорные ссоры… Неужели всем этим мы надеемся помочь нашим усопшим да и самим заслужить милость Божию?
Потому давайте, дорогие братья и сестры, постараемся, чтобы нынешнее празднование Радоницы было на пользу и нашим дорогим усопшим, и к нашему спасению.
Борис Косинский,
руководить пресс-службы
Екатеринбургского епархиального управления
ХРИСТОС воскресе!Да возрадуется душа наша, потому что исчезает отныне страх перед вечной смертью, ибо открываются нам врата Царствия Небесного, ибо Господь уготовал блаженство для любящих Его!
Есть ли какая-нибудь связь между живущими еще на земле и уже умершими христианами?У нас, живущих еще на земле христиан, близкая связь с нашими братьями, переселившимися ко Господу: Бог соблаговолил все небесное и земное соединить под главою Христом. (Еф. 1, 10). Таким образом, мы с умершими — одна семья, а Глава нашей семьи — Христос.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.