Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (55) → Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Нужно ли, «чтобы молодость взяла свое»?

Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Нужно ли, «чтобы молодость взяла свое»?

№21 (55) / 21 января ‘96

Проповедь

В этой теме:

Проповедь
О таинстве покаяния

Благо есть мужу, егда возьмет ярем свой от юности своей
(Пл. 1 ер. 3, 27)

Это значит, что человек для блага своего должен с малых лет, от юности своей, приучать себя к самоограничению, самообузданию, повиновению закону Божию, подчинению нравственным требованиям христианской жизни и неуклонному следованию велениям воли Божией, а не 'похотениям своей «буести юношеской», которую св. Церковь всякий раз, пред началом школьного учения, молит Господа «отгнати» от приступающих учиться доброму учению. И воспитывающие и воспитываемые должны глубоко напечатлеть в сердцах своих эту истину, от которой отворачиваются многие к душевному вреду и нередко гибели своей. Нужно, чтобы молодость взяла свое! — говорят ныне не только в «советах нечестивых и на седалищах губителей», но и в христианских семействах… И сколько это пагубное суждение приобрело пороку последователей, какую массу жертв принесло оно аду! — Не новые, впрочем, это речи. Так говорили и древние греховодники; так и в древнем мире уже возглашали: будем наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, чем они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля, наш жребий (Прим. 2, 6 — 9). Не то же ли самое проповедуется в сущности и словами: нужно, чтобы молодость взяла свое? Ведь это тот же призыв к беззастенчивому наслаждению чувственными удовольствиями, к каким особенно склонен юношеский возраст.

Нельзя оставлять этого без опровержения. В настоящие минуты мы займемся этим делом, хотя надо сознаться, что сделать это нелегко, так как против нас все направление нашего времени, преимущественно отличающееся своим чувственным характером; против нас будет и старость, рассчитывающая оправдать этим суждением свои прошлые заблуждения; против нас и родители, ищущие извинения своей слабости и недостатка бдительности в воспитании своих детей; особенно же против нас будет молодость, не любящая наставлений о долге, самоограничении, воздержании, повиновении и мечтающая о свободе, наслаждениях и удовольствиях. Но тем не менее, уже по одной любви к истине и по человеколюбию, мы обязаны обличить это заблуждение.

Господь сотворил нас, а не мы (Пс. 99, 3). Он искупил нас Своею кровью. Он непрестанно охраняет наше существование и щедро осыпает нас Своими благодеяниями. Следовательно, мы всецело принадлежим Господу как Его создания и потому должны служить Ему всем своим умом, всею душою и сердцем во всю жизнь свою. — Но, скажите, служит ли Господу тот, кто следует правилу: нужно, чтобы молодость взяла свое? Можно ли безрассчетно предаваясь увлечениям буести юношеской, оставаться чистым и невинным? «Как, — говорит св. Иоанн Златоуст, — Давид был ранен, а ты думаешь остаться неуязвимым? Один взгляд ниспроверг этот столб, а ты хочешь, чтобы я поверил твоей твердости? При всей своей святости, этот великий царь не устоял при первом искушении, а ты дерзаешь утверждать, что останешься непоколебимым посреди стольких врагов. Дух твой искушается и зрением, и слухом, и обонянием, а ты хочешь заставить меня поверить, что ты вне опасности. Разве ты камень или железо? Не из плоти ли и костей и ты, как и все остальные? Можешь ли ты поэтому держать голыми руками огонь и не обжечься?» — Таким образом, следуя правилу: нужно, чтобы молодость взяла свое, и проживая юность в наслаждениях, забвении Бога и оскорблении Его, вы отнимете у Господа часть своей жизни, которая всецело принадлежит Ему одному. И вы действительно отнимаете у Господа именно ту часть, которая больше всего ценна перед Ним. Молодость — это сила, горячность, это цвет жизни, это первые плоды жизни, а вы знаете, что Он требует Себе именно «начатков» всего. В Ветхом Завете Он заповедал, чтобы Ему посвящали первые плоды полей, первенцев стад и особенно перворожденных детей. Господь Иисус Христос юности оказывал особенное внимание. Евангелист упоминает о юноше, с которым Спаситель беседовал и которого особенно полюбил: «взглянув на него, полюбил его» (Марк. 10, 21). Апостол Иоанн, любимейший ученик Спасителя, был и самым юнейшим из них. Следуя примеру своего божественного Учителя, Апостолы также упоминают о юношах всегда с любовью, нежностью и горячностью. Ап. Иоанн говорит: «я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукаваго» (I Иоан. 2, 13, 14). Посвятите же, юноши, свою юность Господу, а не утехам и наслаждениям жизни. Она принадлежит Ему, и не оскверняйте ее. Последуйте примеру благочестивого юноши из колена Нефеалимова — Товии, который при жизни своей заслужил благословение Божие, а по смерти хвалу всего человечества. Будьте послушны обращенному и к вам призывному голосу: возьмите ярем закона Божия от «младых ногтей» ваших, да благо вам будет; не поддавайтесь своеволию и чувственным наслаждениям, не забывайте молитвы, и вы избегнете опасностей вашего возраста.

Не только св. наша вера, но и простое чувство благодарности требуют от нас, чтобы мы от юности своей посвящали себя Богу. Всякий знает, что приличие требует, дабы подарок соответствовал своему назначению и по возможности был достоин того, кому он предназначен. Ценится, конечно, не дар, а чувство, с которым он предлагается, сердечное намерение, его сопровождающее: даждь ми, сыне, сердце твое! — требует Творец наш. Господь бесконечно велик, а мы ничтожество. Но раз Господь благоволил принять нас в дар Себе, то мы должны заботиться, чтобы этот дар был по возможности достоин Его. Но так ли поступает тот, кто следует правилу: нужно, чтобы молодость взяла свое? Чтобы отдать себя Богу, он ожидает того времени, когда будет вполне ослаблен и бессилен своею разнузданностью и невоздержанием. Отдав всецело миру, врагу Господа, цвет своей жизни и лучшие годы, он дерзает предложить себя в дар Создателю в таком состоянии, в каком он не осмелился бы показаться и пред иным человеком, — в состоянии, внушающем отвращение… Еще пожалуй, можно бы было отнестись к нему снисходительно, если бы он пришел в подобное состояние вследствие увлечения, по недоразумению. Но нет! Распределяя в самой ранней молодости свою жизнь, он наперед решил последние годы, остаток потухающей жизни, остаток никому не нужный, посвятить на служение Богу, — это ли благодарность, это ли любовь? Не величайшее ли это оскорбление Господу? И все-таки, по своему неизреченному милосердию, Господь не отказывается принять и этот дар. И что может быть поразительнее принятия этого дара? «Иди, — скажет Господь несчастному, расточившему безумно свою юность, — иди ко Мне, неблагодарный! Я знаю, что ты никому уже больше не нужен. Твое сердце и теперь не обратилось бы ко Мне, если бы все не оттолкнули тебя. Но нет, не любовь, а страх вечных мук приводит тебя ко Мне. Ты долго пренебрегал Мною, а теперь захотел иметь место в Моих обителях; без этого ты продолжал бы и ныне пренебрегать Мною. Не милосердия, а наказания заслуживаешь ты; но Я дам тебе последнее убежище и поступлю с тобою иначе, чем ты со Мною». Отсюда вы видите, возлюбленные, какое тяжкое оскорбление Господу заключается в словах: нужно, чтобы молодость взяла свое.

Остается еще показать, как безрассудно вредят себе согласующие свою жизнь с этим правилом. Св. Григорий Назианзин, учившийся в Афинах вместе с Юлианом Отступником и бывший свидетелем его недоброго поведения в молодости, заранее предсказал его будущий характер «О римское государство, — восклицал он, — какое чудовище питаешь ты на груди твоей!» И св. Григорий имел основание говорить подобным образом, так как в юности образуется характер человека. Опыт постоянно подтверждает нам справедливость народной пословицы: «каков в колыбельке, таков и в могилку». И кто следует нечестивому правилу: нужно, чтобы молодость взяла свое, — тот намеренно подвергает опасности свою душу, и первее всего тем, что связывает себя привычкой вести жизнь, не соответственно истинному назначению человека на земле; привычка же, особенно приобретенная в молодости, делается необходимостью, второю природою; и далее — тем, что он подвергает опасности свое будущее — затрудняя себе решимость сделать перелом в своем поведении, далеко уклонявшемся от пути добра и цели человеческой жизни. Обыкновенно стараются сколько возможно больше продлить свою юность, придумали даже «вторую молодость»… Если же иногда и приходит на ум, что пора изменить эту увлекательную, но опасную жизнь, то сейчас же тайный голос подсказывает, что еще можно и подождать… Составляются иногда и планы начать новую лучшую жизнь, но исполнение их постоянно откладывается подальше. Тут очевидно уже злоупотребление милосердием Божиим. Сам Бог возвестил это в ужасающих словах, которые следовало бы начертать большими буквами в местах юношеских собраний: кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах (Иов. 20, 10). «Что посеял, то и пожнешь» говорит народная мудрость; и в Слове Божием мы находим подтверждение этому: сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет (Притч. 22, 8).

Какой же вывод из всего этого? — Вывод тот, что если и нужно, чтобы молодость взяла свое, то это следует понимать в истинно христианском смысле. Именно, она должна брать свое ревностным исполнением религиозных обязанностей, усвоением церковных навыков и нравственно-христианских привычек, приучением ко всему истинно доброму и полезному. У молодости больше сил и крепости, чем в других возрастах, и потому тем усерднее должна она служить Богу. Поэтому, если кто из вас запятнал уже свою юность легкомысленными увлечениями, пусть принесет сердечное покаяние в своих заблуждениях, взывая с Псалмопевцем: Господи, грехов юности моея и неведения моего не помяни. Все же вы, вступающие в этот чудный и решающий в жизни возраст, не забывайте урока вечной мудрости: помни Сотворившего тя во днех юности твоея… Бога бойся и заповеди Его храни, яко сие всяк человек, яко все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво (Еккл. 12, 1, 13–14). Аминь.

 

В других номерах:

Послания Преосвященного Епископа Никона

Обращение к участникам празднования Дня Гражданской Обороны Российской Федерации

Дорогие друзья!Мы живем в тяжкое время, когда катастрофы, стихийные бедствия, массовая гибель людей стали обычной темой вечерних телепередач. Люди отдыхают у телевизора, наблюдая в мягком кресле взрывы, пожары, кровь, страшное напряжение тех, кто пытается спасти раненых и погибающих. Невольно задумываешься: не сбывается ли в наше время пророчество Евангельское: «…и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней» (Мф. 24, 7–8).

 
Проповедь

О таинстве покаяния

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Христом. В этом определении указываются как видимая сторона таинства — исповедание кающимся грехов пред священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его — действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом. Дабы дать полное понятие о таинстве покаяния, мы прежде всего скажем о божественном установлении этого таинства.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс