Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (55) → О таинстве покаяния

О таинстве покаяния

№21 (55) / 21 января ‘96

Проповедь

Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Христом. В этом определении указываются как видимая сторона таинства — исповедание кающимся грехов пред священником и изъявление последним прощения, так и невидимое действие его — действительное благодатное разрешение от грехов Самим Иисусом Христом. Дабы дать полное понятие о таинстве покаяния, мы прежде всего скажем о божественном установлении этого таинства.

Как средство к отвращению гнева Божия за грехи людей, покаяние было возвещаемо еще в Ветхом Завете. Так пророк Иона возвестил покаяние ниневитянам — и они раскаялись, и Господь помиловал их. Пророк Нафан возвестил покаяние Давиду, и Давид покаялся, и Господь помиловал его. Так же точно поступали и другие пророки. Последним пророком, возвещавшим покаяние в Ветхом Завете, был Иоанн Креститель. Но покаяние, проповеданное в Ветхом Завете, только отклоняло гнев Божий от кающихся, но не могло вполне примирить их с Богом, ибо не могло вполне уничтожить грехов. Значит, оно не было таинством покаяния, а служило только приготовлением к этому таинству. Только Господь Иисус Христос установил таинство покаяния и даровал нам в нем благодатное средство очищаться от всех грехов и становиться такими же чистыми и невинными, какими мы вышли из благодатных вод крещения. Еще во время земной жизни Своей обещал Он даровать апостолам власть прощать грехи. Припомним, например, слова, сказанные Иисусом Христом апостолу Петру, когда последний исповедал Его Сыном Божиим. «И дам тебе ключи царства небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах», — так говорил тогда Господь. Равным образом в другой раз Он говорил всем апостолам Своим: «истинно, истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Но собственно Господь даровал эту власть апостолам и установил таинство покаяния после Своего воскресения, когда, явившись ученикам Своим, сказал «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся». Слова эти ясно показывают, что апостолы, а в лице их и все преемники их, получили от Иисуса Христа власть прощать грехи именно Духом Святым, то есть невидимою силою Духа Святого, причем, без сомнения, они должны были употреблять при этом и известное видимое действие. Итак, таинство покаяния установлено Богом.

Что касается видимой стороны этого таинства, то она состоит в следующем: кающийся исповедует пред священником грехи свои, а последний по выслушании исповеди разрешает его от грехов, говоря Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо, вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь».

В приведенных разрешительных словах священника указывается и невидимое благодатное действие таинства покаяния, состоящее в том, что кающийся разрешается Иисусом Христом от всех грехов своих. С ним бывает то же, что было с упоминаемым в Евангелии мытарем, который оправданным вышел из храма в дом свой. О нем бывает, по слову Спасителя, великая радость на небе у ангелов Божиих, и он становится любезным Богу, подобно возвратившемуся к отцу своему блудному сыну, о котором говорится: «увидел его отец его, и сжалился; и побежав, пал ему на шею, и целовал его». Велико поэтому благодатное действие таинства покаяния; оно совершенно примиряет нас с Богом и очищает нас от всех грехов, как бы ни были важны они, если только мы приносим истинное раскаяние в них.

Это приводит нас к вопросу, в чем состоит истинное раскаяние, или что требуется от кающегося?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на примеры истинного угодного Богу раскаяния, указываемые в слове Божием. О раскаянии мытаря мы знаем, что оно было угодно Богу. Каково же было это раскаяние? «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» — так повествуется об этом раскаянии в Евангелии. Таким образом, мытарь, войдя в храм, стал в нем вдали, позади всех, ибо считал себя греховнее всех. В этом выразилось его смирение пред людьми. Он не смел даже поднять глаз на небо, ибо стыдился пред Богом грехов своих. В этом выразилось его смирение пред Богом. Наконец, он ударял себя в грудь и взывал: «Боже! быдь милостив ко мне грешнику!» Действием этим он выражал великое сокрушение свое о грехах, о прощении которых он умолял милосердие Божие. Таково было раскаяние мытаря. Таково же было и раскаяние апостола Петра, после того как он отрекся от Господа. «И вышедши вон горько заплакал», так говорится о сем раскаянии в Евангелии. Это раскаяние было именно тем раскаянием, к которому призывал Сам Бог чрез пророка Иоиля в следующих словах: «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему».

1) Из всего этого ясно видно, что истинное раскаяние есть раскаяние, соединяемое с сокрушением о грехе. На такое именно раскаяние указывает и апостол Павел в словах: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению». Апостол выражает здесь, что покаяние, угодное Богу и ведущее ко спасению, возникает из сердечного сокрушения о том, что грехами своими мы прогневляем Бога, и потому теснейшим образом соединяется с этим сокрушением.

2) Истинное раскаяние должно быть соединяемо также с намерением исправить свою греховную жизнь. Тогда только грешник умилостивит Бога своим раскаянием, когда отвратится от беззакония своего и начнет жить праведно и благочестиво, как говорит о сем Сам Бог устами пророка Иезекииля: «когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив».

3) Наконец, есть еще одна черта, служащая необходимым условием истинного спасительного раскаяния, — это вера во Христа и надежда на Его милосердие. Как важно это условие, видно из примера Иуды. О последнем повествуется, что он раскаялся в страшном грехе предательства Господа, но раскаяние это привело его к вечной гибели, ибо он пошел и удавился. Это потому, что он не имел веры во Христа и надежды на Его милосердие, а раскаяние без надежды на Иисуса Христа всегда приводит к отчаянию. Апостол говорит об Иисусе Христе: «о Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». Иисус Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своею крестною смертию. Естественно поэтому, что для того, чтобы получить прощение грехов, нужно веровать в Иисуса Христа и надеяться на Его милосердие.

Итак, сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие — вот те условия, которые требуются от кающегося, чтобы раскаяние его было истинным и угодным Богу.

Но каждый из нас знает, как трудно сознать свою греховность и возбудить в себе искреннее сокрушение о ней. Известно также, что и вера в Иисуса Христа, и надежда на Его милосердие имеют многих врагов. Вот почему св. Церковь предлагает нам еще особенные средства, которые содействуют нам в покаянии. Таковыми средствами служат пост, молитва и епитимия. Средства эти имеют великую силу. В подтверждение этого достаточно вспомнить историю исцеления бесноватого отрока. Сами апостолы не могли изгнать беса из отрока сего и когда вопросили Господа о6 этом, то Господь сказал им: «сей же род изгоняется только молитвою и постом». Бесы суть главнейшие виновники всех наших грехов. Однако и сих врагов сильны победить пост и молитвы. Поэтому верно то, что эти же средства сильны возбудить в нас и истинное покаяние.

Но кроме этих обычных средств к покаянию есть еще в Церкви особенные средства к очищению и умиротворению совести — это, как мы сказали, епитимий, что значит запрещения. По определению катехизиса, под сим наименованием, смотря по надобности, предписываются кающемуся некоторые особенные благочестивые упражнения и некоторые лишения, служащие к заглаждению неправды греха и к побеждению греховной привычки, как, например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи — отлучение от святого причащения на определенное время.

 

В других номерах:

Проповедь

Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Нужно ли, «чтобы молодость взяла свое»?

Благо есть мужу, егда возьмет ярем свой от юности своей(Пл. 1 ер. 3, 27)

 
Церковь и медицина

Православный взгляд на «Диагностику кармы»

Как сложна и многообразна стала сегодня наша духовная жизнь. Астрологические прогнозы по радио и телевидению, в газетах; то усиливающийся, то утихающий интерес к проблемам НЛО, Космического Разума, книги по магии и оккульгизму, «Дианетика» Хаббарда, стоящие на прилавках рядом с научной литературой, — все это реалии наших дней.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс