Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на Всероссийской научно-практической конференции «Организация добровольческого и социального служения»

Слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на Всероссийской научно-практической конференции «Организация добровольческого и социального служения»

Уважаемые участники конференции! Дорогие братья и сестры!

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», — гласит заповедь Божия. Милосердие — это не просто потребность человеческой души, созданной по образу Божьему, это средство исцеления падшей души человека.

Как мы ждем от Господа милости и прощения наших ошибок, так и Господь ожидает от нас милосердия к нашим ближним, нуждающимся: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне… так вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35–40). Христос, давая эту заповедь, указывает путь исправления духовного состояния общества в целом.

Эта проблема исправления духовного состояния общества стоит не только перед верующими людьми. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркивает: «Сегодня мы должны овладевать базисной культурой, связанной с историей нашего народа. … Есть вещи, которые человек обязан знать. Основы религиозной культуры, связанной с национальным культурным базисом — это то, что непременно нужно знать. Вот именно из этой базисной культуры произрастает система ценностей, национальных ценностей, которые формируют личность и общество.» Поэтому я хотел бы подробнее остановиться на том, как понимает проблемы милосердия, благотворительности Православная Церковь, почему мы считаем необходимым привлекать к этим трудам как можно больше наших соотечественников.

Сегодняшнее время, время кризиса — это время особых испытаний для христиан. Не случайно с греческого слово «кризис» означает «Суд»: сегодняшний момент истории становится временем проверки силы нашей веры, временем, когда каждый христианин может оценить углубленность евангельских заповедей в своем сердце. И когда весь «цивилизованный мир» усиленно ищет выхода из создавшейся экономической ситуации, Церковь, указывает на возможность духовного возрастания человека. В кризисное время людям так необходима скорее не материальная, но духовная поддержка. Так важно чувствовать, что в самый трудный момент тебе на помощь приходит не только твой родственник, но и совершенно незнакомый тебе милосердный человек, берущий на себя часть твоей «ноши», проявляющий заботу о ближнем.

Однажды ко Христу подошел законник и спросил: «Учитель! Что мне делать, что бы наследовать жизнь вечную?». Господь, обращаясь к нему сказал: «В законе что написано, как читаешь?». И книжник совершенно справедливо отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем умом твоим, всей волей твоей и ближнего своего, как самого себя». Христос говорит: «Правильно ты ответил. Исполни это и будешь жить». На что книжник, оправдывая себя, задал для нас очень важный вопрос: «А кто мой ближний?». Действительно, а кто наш ближний? Иудеи считали, что ближние это только те, в ком течет кровь праотца Авраама — единоплеменники. И если уж помогать, то только им. А для нас с вами кто наш ближний? Кому мы должны помогать, если хотим войти в жизнь вечную? Кто ближний? Дети, родители, друзья, коллеги по работе. Кто? И тогда, отвечая на этот вопрос, Господь рассказал притчу о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Так же и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился, и подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из эти троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди и ты поступай так же».

Мы видим, что с точки зрения Бога — ближний это не тот, кто близок ко мне по каким то признакам, а ближний — это тот, кто нуждается в моей помощи здесь и сейчас.

Живая деятельная вера обязательно находит выражение и в молитве, и в участии в таинствах Церкви, и в делах милосердия. Вся наша жизнь должна свидетельствовать о том, что мы стремимся идти за Христом, о том, что мы — христиане. Но если люди сегодня еще находят в себе духовные силы приходить в храм, то дела милосердия, социальное служение выносятся как бы «за скобки». Рядовому прихожанину почему-то кажется, что приход в храм уже есть духовный подвиг, а социальное служение и дела милосердия можно оставить Церкви. Рассуждая таким образом, человек может не догадываться, какой вред он наносит своей душе, ведь мы знаем, что «вера без дел мертва есть», и что молитвенный и покаянный труд ослабевают без деятельной подпитки.

Закономерность здесь следующая: мы хотим, чтобы слышал нас Господь, для этого мы постимся и творим дела милосердия, и наша молитва приобретает иное качество.

Святые отцы говорят, что у молитвы есть два крыла. Одно крыло — пост, а другое — милостыня. Поэтому к физическим и духовным упражнениям необходимо прибавить и упражнения благотворительные, то есть упражнения души в делах милосердия. Причем, это касается не только милостыни как некоторого материального пожертвования на нужды несчастных. Игумен Никон (Воробьев) писал: «Гораздо дороже милостыня духовная, она состоит в том, что человек вместо осуждения ближних жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их». Мы, действительно, чаще воспринимаем милосердие сугубо практично и материально: помочь если не деньгами, то одеждой, продуктами питания.

А ведь милостыня может быть разной: личное время, потраченное не на себя, а на другого человека, доброе слово, участие в каком-то полезном деле, которых в любом приходе предостаточно. Нужно только спросить себя «кто мой ближний? Кому нужна моя помощь?"

Это может быть помощь одиноким старикам, которые не выходят из дома и не могут самостоятельно вести быт, приготовить обед, вымыть пол или перестелить постель. Нужно просто найти некоторое время на неделе и подарить заботу и внимание человеку, который так в этом нуждается. Это может быть помощь инвалиду-колясочнику, который не имеет возможности самостоятельно добраться до храма — добрый самарянин, выделив полчаса до службы и полчаса после службы, мог бы заехать за таким человеком на своем «ослике"-машине и довезти его до храма. Это может быть доброта по отношению к детям-сиротам, с которыми нужно гулять, играть, общаться. В детских больницах постоянно находятся отказные детки, которым необходим уход и внимание. Это может быть материальная и профессиональная помощь бездомным и пациентам патронажной службы. Не всегда у медперсонала или социального работника хватает времени, чтобы поговорить с человеком, выслушать, утешить его. Но беда в том, что активных людей гораздо меньше, чем людей, нуждающихся в помощи.

Еще один аспект проблемы добровольческих движений — добровольцы в Церкви. Казалось бы, именно церковные люди должны стремиться участвовать в разных проектах именно во славу Божию, для спасения души. Однако и в этой среде мы наталкиваемся даже не на равнодушие, а на особую расслабленность. В духовном плане эта расслабленность проявляется в том, что человек абсолютно не готов бороться со своими грехами, не готов выражать веру в конкретных делах. Всеобщая расслабленность отражается, конечно, и на готовности послужить ближнему, потому что, в основном, человек стремится служить себе или, по крайней мере, своим детям, родителям, друзьям.

Нежелание совершать добрые дела есть следствие действия уныния, происходящего от маловерия, от того, что человек мало доверяет Богу, мало верит, не знает веры. Не знает цели своей жизни, не осознает необходимости в добрых делах и в понуждении себя. Вера формируется как бы с двух сторон. С одной стороны это узнавание ее основ, чтение Священного Писания и святоотеческой литературы, что побуждает человека к духовной жизни. А с другой стороны — понуждение себя именно к самим духовным делам: к молитве, покаянию, участию в Таинствах, посещению богослужений. И вот с этих двух сторон вера укрепляется, уныние преодолевается, и человек становится бодрым, крепким, готовым на всякое доброе дело.

Долгие десятилетия Православная Церковь была насильственно лишена возможности нести социальное служение, оказывать помощь сирым, убогим, обездоленным. Сейчас ситуация изменилась и во многом на Церковь возлагается миссия милосердного социального служения. Многие храмы и многие церковные направления проводятся с участием добровольной помощи активных прихожан. Благотворительный Фонд «Милосердие" существует уже не первый год, а ведь все направления его работы, так или иначе, основаны на добровольческом движении. И, раз такие проекты осуществляются, значит, нельзя сказать, что люди окончательно очерствели душой, что все призывы священников к деланию добра остаются «гласом вопиющего в пустыне». Однако Церковь лишь частично исполняет это служение, ее усилий явно недостаточно.

Конечно, дела милосердия — это особое служение, особый труд. Гораздо проще выделить средства на какой-то благотворительный проект, нежели «тратить свое время, свои эмоции и внимание, свою душу». Рассуждающий так, забывает слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10, 39) — Господь сторицей восполняет то, что человек отдал в деле милосердия. Скажем больше: только в деятельной вере человек и может обрести себя, выяснить возможности своей души, обрести Бога, по-настоящему стать членом Церкви.

Каждому из нас Господь дает различные дары и таланты. В Евангелии говорится «даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Церковь есть Тело Христово, следовательно, каждый человек, приходящий в храм должен определиться, каким «органом» он будет в этом Теле: умом, когда он будет служить просвещению людей, руками и сердцем, когда будет творить дела милосердия, или просто желудком, когда будет приходить в храм только для удовлетворения своих «религиозных потребностей».

«Жатвы много, а делателей мало, итак молите Господина жатвы, чтобы выслать делателей на жатву Свою» (Мф.9, 38) Дорогие братья и сестры, будем молить Бога о том, чтобы Он послал делателей на жатву Свою, чтобы Он преподал нам возможность участвовать в делах милосердия. Что бы дела наши стали лучшей проповедью нашей веры и чтобы явилась слава Господня! Станем опорой для нашей Родины и друг для друга! Возрождая лучшие традиции наших предков, вернемся к глубокому пониманию и исполнению заповедей Господа Иисуса Христа!

Благословение Божие да пребывает со всеми вами, труждающимися на ниве благотворительности и милосердия

Архиепископ Екатеринбургский

и ВерхотурскийВикентий

31.03.09 г.

 

01 апреля 2009

Апрель 2009
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс