Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (523) → «Пост и молитва – великие средства возвышения души. Великим постом особенно надлежит нам использовать эти средства, чтобы помочь самим себе, чтобы изменить свой внутренний мир, чтобы стать ближе к Богу»

«Пост и молитва – великие средства возвышения души. Великим постом особенно надлежит нам использовать эти средства, чтобы помочь самим себе, чтобы изменить свой внутренний мир, чтобы стать ближе к Богу»

№10 (523) / 8 марта ‘09

Первосвятитель

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил богослужения первой седмицы Великого поста

  3 марта 2009 года Предстоятель Русской Православной Церкви молился за богослужением в московском женском ставропигиальном Зачатьевском монастыре.
  По окончании богослужения Его Святейшество обратился со словами проповеди: «Пост является средством, используя которое человек может повлиять на состояние своей души.

Через воздержание от пищи, от развлечений, от различного рода соблазнов мы воспитываем свою волю, мы возвышаем свои чувства. Но другим особым средством воздействия на человеческую душу и способом возвышения души является молитва».
  Говоря о молитве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл привел слова святителя Феофана Затворника: «Весь смысл молитвы в двух словах – Господи, помилуй».
  «Когда мы поминаем эти слова, нам кажется, что мы просим Господа не наказывать нас, – сказал Его Святейшество. – Однако слово «помилуй» имеет большее значение и более широкий смысл, чем только просьба о пощаде». Святейший Владыка напомнил, что, обращаясь к Богу с просьбой помиловать, верующие не только молятся о прощении грехов, но также призывают Создателя излить Свою милость, ведь Бог не только способен наказывать за прегрешения, но Он по любви Своей дарует Свою милость, благодать, силу.
  «Если человек молится, то он по-настоящему религиозен, – продолжил Святейший Владыка. – А если называет себя верующим и убежден в существовании Высшей Силы, но не обращается к Богу с молитвой, то такой человек не является религиозным. Иногда бывает даже, что люди достаточно церковные перестают молиться: они настолько привыкают к своей церковности, что живая молитва – как связь с Богом – исчезает из жизни. Бывает, что некоторые священнослужители, совершая богослужения, зная наизусть молитвы, сердцем не молятся».
  «Если же мы обращаемся к Богу, то, значит, чувствуем Его присутствие в нашей жизни, – сказал Его Святейшество. – Как древние пророки, о которых было сказано, что они ходили перед Лицом Божиим».
  Ходить перед Лицом Божиим означает чувствовать Божие присутствие, осознавать, что Бог рядом, сказал Святейший Патриарх Кирилл, добавив: «А если Бог рядом, то как же можно оскорбить Бога? Как можно совершать то, что противно Богу? Если Бог рядом, то человек не только постоянно обращается к Нему, но и старается жизнь свою строить так, чтобы Божественные Очи, взирающие на него, были всегда исполнены милостью и любовью».
  «Сегодня много людей приходят в храмы, обращаются ко Господу, и слава Богу, что так происходит. Но не все умеют молиться. Есть обстоятельства, в которых молятся даже маловерующие люди», – отметил Его Святейшество, подчеркнув, что так происходит, когда человек попадает в тяжелые жизненные обстоятельства; когда наступает отчаяние; когда приходит осознание неспособности своими силами преодолеть трудности; когда врач оглашает страшный диагноз. В такие минуты у человека молитвы с легкостью возносятся к Богу.
  «Но стоит преодолеть трудности, получить исцеление, и снова пресекается связь с Богом и пресекается молитва, – продолжил Первосвятитель Русской Церкви. – Навык молитвы – это одно из самых важных аскетических деланий. Обращаться ко Господу нужно словами молитв, если знаешь эти слова, а также и своими простыми словами. Молиться нужно не только утром и вечером, молиться нужно многократно в течение дня, хотя бы на мгновение вспоминая о Боге. Выходя на улицу, нужно осенить себя крестным знамением, потому что современные улицы небезопасны для человеческой жизни – можно и злого человека встретить, и столкнуться с трудными обстоятельствами. Когда, делая первые шаги в начале дня, мы обращаемся к Богу с молитвой, то призываем Его благословение».
  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил о древней монашеской богослужебной традиции, когда каждый третий час освящался молитвой. «Отсюда и церковный устав часов – третьего, шестого, девятого. Вот почему и другие богослужения распределены по суткам так, что практически каждый второй-третий час посвящался молитве. В условиях современной жизни невозможно каждые два-три часа совершать специальные молитвословия. Но регулярно воздыхать ко Господу, просить Его помощи, благодарить за полученные дары, просто вспомнить о Боге и означает чувствовать Божие присутствие в своей жизни», – сказал Его Святейшество.
  Отметив, что особой школой молитвы является храмовая молитва, Святейший Владыка добавил: «Сознание человека устроено так, что постоянно следить за молитвословиями невозможно, хотя нужно воспитывать себя в том, чтобы понимать или стремиться понимать все, что произносится в храме и следить за богослужением. Но если даже мыслью, по немощи своей, мы отходим от молитвы, то все равно, находясь в храме, в благодатной атмосфере молитвы других людей, пребываем под постоянным воздействием Божественной благодати. Вот почему молитва в храме имеет особый смысл, особое значение и особую силу, ибо Господь сказал, что там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них (ср.: Мф. 18, 20)».
  «Пост и молитва – великие средства возвышения души, преодоления грехов, изменения внутреннего состояния человека. Великим постом особенно надлежит нам использовать эти средства, чтобы помочь самим себе, чтобы изменить свой внутренний мир, чтобы стать ближе к Богу», – заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.
  В память о посещении Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа) преподнесла в дар Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу икону основательниц монастыря преподобных Евпраксии и Иулиании.
  «Радуюсь, что имел возможность сегодня, во вторник первой седмицы Великого поста, посетить древнейший женский монастырь первопрестольного града и вместе с вами и благочестивым народом здесь помолиться, – сказал в ответном слове Святейший Патриарх Кирилл. – Дай Бог, чтобы мир, тишина, радость во Святом Духе присутствовала в ваших сердцах и чтобы ваша монашеская жизнь не только помогала вам самим, преодолевая немощь человеческого естества, устремляться ко спасению, но чтобы вы были примером для других, помощью другим в их духовной жизни. Да хранит вас всех Господь».

  3 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохове.
  По окончании богослужения Первосвятитель Русской Церкви обратился со словами проповеди, в которой особо подчеркнул: «Пост как воздержание от скоромной пищи помогает нам воздействовать на наши чувства и на нашу волю, имеет очень большое значение для формирования духовной жизни человека».
  «Не меньшее значение имеет также и молитва, потому что именно через нее мы чувствуем Божие присутствие в нашей жизни, – сказал Его Святейшество. – Нет молитвы – и нет Бога. Даже если человек будет называть себя верующим, но молитва не присутствует в его жизни – неформальная, искренняя, сердечная, – тогда и Бога для него нет. Вот почему пост и молитва есть великое средство воспитания души и приближения человека к Богу».
  Но существует еще одно очень важное средство – милосердие, считает Святейший Патриарх Кирилл. «Когда мы употребляем это слово, то подразумеваем чаще всего сострадание по отношению к людям, которые в нем нуждаются. Греческое слово «элепт», которое мы переводим как милосердие, имеет, однако, куда больший смысл. Элепт – это не только сострадание, но и вера, верность, преданность. Итак, милосердие связано с верностью и преданностью», – отметил Святейший Владыка и обратился к истории Ветхого Завета, которая содержит множество примеров Божия милосердия к людям и целым народам.
  «Это милосердие всегда было связано с верностью, – продолжил Первосвятитель Русской Церкви. – Бог оставался верным тому Завету – союзу, который заключил с Авраамом. И хотя затем народ израильский многократно отворачивался от своего Творца, предавал Его, поклонялся ложным богам, проявлял малодушие, как то было при исходе из Египта и сорокалетнем странствовании по пустыне, Господь никогда не сменил верности и преданности Завету на отказ от этого Завета и даже падших призывал к общению с Собой».
  «Иногда самые близкие люди расстаются, муж с женой разводятся, дети становятся чужими по отношению к родителям, а родители в какой-то момент перестают заботиться о своих детях. Разделение проходит между самыми близкими людьми, которые часто становятся дальними и даже враждебными друг другу. Почему это происходит? А потому что из человеческих отношений, даже из отношений близких по крови людей, нередко уходит милосердие. А вместе с ним – верность и преданность», – сказал Святейший Патриарх и напомнил евангельскую притчу о милосердном самарянине (Лк.10, 30–38).
  Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Мимо страждущего равнодушно прошли священник и левит, а иноплеменник-самарянин, с которыми иудеи были во вражде, проявил милосердие и сотворил доброе дело. Получается, что ближним по отношению к тому, на кого напали разбойники, были не его сродники по плоти, не даже его единоверцы, а тот, кто оказал милость ему, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
  «Когда мы проявляем друг ко другу милосердие, то верность, преданность, близость возникают в наших отношениях», – продолжил Святейший Владыка, особо подчеркнув, что все те, кому человек делает добро, остаются в памяти на всю жизнь, становятся по-настоящему близкими, а без милосердия и ближние становятся дальними или даже врагами.
  «Творить дела милосердия непросто: милосердие требует от нас времени, сил, затраты внутренней энергии, а иногда – и материальных затрат, – сказал далее Святейший Патриарх Кирилл. – Милосердием заниматься очень сложно, трудно делать бескорыстно добрые дела. Но должно помнить, что именно милосердие как ничто иное соединяет нас с другими людьми. Если мы хотим, чтобы семья была крепкой, чтобы муж никогда не расстался с женой, а жена – с мужем, если мы хотим, чтобы между родителями и детьми всегда были добрые, сердечные отношения, нужно творить дела милосердия по отношению друг ко другу. Если мы хотим, чтобы в обществе нашем изменились отношения, чтобы мы осознавали себя единым народом, чтобы никакие соблазны и искушения не разрушали нашего национального единства, мы должны научиться делать добро друг другу, дабы через это доброделание становиться ближе друг ко другу».
  Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо подчеркнул, что приходская община должна стать школой доброделания и милосердия: «Здесь нередко мы стоим рядом друг с другом, но не чувствуем единства и близости. Православные приходы должны становиться тем местом, где бы мы навыкали в милосердии, учились делать добро друг другу. Вот тогда и единство Церкви будет прочным, потому что каждый будет в другом – в своем брате или сестре – опознавать своего ближнего».
  «Пост, молитва и милосердие – это три способа, три оружия, которые необходимо употреблять для того, чтобы душа возвышалась; чтобы мы приближались к Богу; чтобы жизнь наша не прошла напрасно; чтобы подлинная цель и ценность бытия не исчезла из поля нашего зрения; чтобы мы сердцем чувствовали Божие присутствие и через него обретали Божественный дар благодати», – отметил в заключение Предстоятель Русской Православной Церкви.

  4 марта 2009 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
  Его Святейшеству сослужили епископ Никон (Миронов), епископ Шатурский Никодим, ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, столичное духовенство.
  По завершении богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
  Его Святейшество отметил, что пост – воздержание от скоромной пищи, молитва, соединяющая нас с Господом, и милосердие, соединяющее нас с ближним – это средства, призванные воздействовать на человеческую душу и возгревать ревность о духовной жизни. «Собственно говоря, задача Великого поста и заключается в том, чтобы эту ревность по духовной жизни возжечь, – сказал он. – Потому что, будучи вовлечены во множество дел, далеких от тех целей и задач, которые являются подлинными целями и задачами человека, мы каждый день рассеиваем свое внимание и забываем о необходимости трудиться над своей душой».
  Человек не забывает о необходимости работать, чтобы устраивать свое земное благополучие; он старается обращаться к врачам, особенно когда чувствует недуг; он заботится о том, чтобы его земная жизнь благоустроялась, и этому благоустройству посвящает все свои силы, отметил Святейший Владыка и подчеркнул, что именно Великий пост помогает нам задуматься о необходимости работать над своей душой, помогает возбудить ревность о духовной жизни.
  «Но ревность может и угаснуть, – сказал далее Его Святейшество. – Для того, чтобы ревность переросла в устойчивый навык и мы научились постоянно работать над самими собой, нужно то, что святые отцы называли сосредоточением ума в сердце».
  Сосредоточение ума в сердце означает концентрацию мыслей, чувств и воли на духовной жизни человека. Необходимо каждый день размышлять о том, что происходит в глубине души, подвергать себя суровому испытанию совести, подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
  «Лучше всего это делать вечером, когда день заканчивается, когда мы можем спокойно перед иконами, соединяя с молитвой, подумать, что произошло в течение дня, подводить итоги не с точки зрения пользы для своей земной жизни, а с точки зрения пользы для жизни духовной, – сказал Его Святейшество. – Подумать, какие праздные слова сказали – может быть, неправду произнесли, кого-то во искушение или соблазн ввели, с кем-то грубо и жестоко поступили, кого-то осудили, кого-то озлословили, кому-то позавидовали – на следующий день мы уже забудем то, что произошло в этот день». Как подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл, для того, чтобы подвергать себя суду совести, нужен навык такого суда, нужно сосредоточение ума в сердце, потому что из сердца, из области внутренней жизни исходят злые помыслы (см.: Мк. 7, 21).
  «Очень помогает такому сосредоточению мудрая и добрая беседа с духовником не тогда только, когда мы приходим в Церковь для того, чтобы над нами было совершено таинство исповеди, – сказал Святейший Владыка. – Желательно иметь возможность беседы с мудрыми, духовно опытными людьми, которые могли бы помочь нам разобраться в нашей жизни, которые могли бы подсказать нам, как поступать, что делать, чтобы избежать повторений тех греховных действий, которые мы совершаем».
  Сосредоточение ума в сердце предполагает не только работу мысли, но и работу чувств, подчеркнул Его Святейшество. «Мы должны ограждать свои чувства от искушений, мы должны ограждать себя от того, чтобы чувства диктовали наши поступки, чтобы чувства подталкивали нас к греху, – продолжил Святейший Владыка. – Чувства наши возбуждаются тогда, когда в уме возникает помысл. Святые отцы, аскеты, подвижники предлагают нам бороться с грехом не тогда, когда грех овладел уже чувствами, а когда грех овладевает умом. Это самая дальняя линия обороны – там проще всего остановить противника. Если же на уровне помысла мы грех не останавливаем, то он овладевает нашими чувствами, приближается к центру нашей крепости. На этой второй линии обороны врага остановить труднее, потому что он уже набрал силы, он уже одержал победу. Но если и на этой линии мы проигрываем сражение, тогда остается третья линия обороны – наша воля. Если и здесь не справляемся с грехом, то он порабощает нашу волю, и мы совершаем греховное деяние».
  «Пост с его воздержанием помогает нам закалять волю, – сказал Его Святейшество. – Волевой, сильный человек многое может сделать в жизни – в основном успешными в жизни являются люди, обладающие сильной волей, способные разумом управлять своими поступками. Если все это люди употребляют для достижения земных целей, чтобы сделать карьеру, достичь материального благополучия, то насколько же важнее воспитывать свою волю к тому, чтобы совершать добрые дела и воздерживаться от греха!»
  Отметив, что сосредоточение ума в сердце бывает действенным только тогда, когда появляется ревность о духовной жизни, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в заключение подчеркнул: «Эта ревность должна быть возжжена в сердцах наших в дни святого и Великого поста, чтобы затем не угаснуть, но через сосредоточение ума в сердце привести к переменам в нашей жизни, а перемена – это и есть покаяние. Если нет перемены, то нет покаяния. Да поможет всем нам Господь употребить дни Святой Четыредесятницы к тому, чтобы постом, молитвой, милосердием возбудить ревность о духовной жизни и через эту ревность развить в себе сосредоточение ума в сердце, дабы побеждать грех и творить добро. Аминь».

  4 марта 2009 года, в среду первой седмицы Великого поста, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Богородице-Рождественском женском монастыре Москвы.
  «Во время Великого поста необходимо употреблять особые средства для того, чтобы изменить жизнь к лучшему, изменить к лучшему состояние своей души. Такими средствами являются воздержание от пищи, пост, молитва и милосердие. Если мы употребляем их, то возгреваем в себе ревность о духовной жизни», – сказал по окончании богослужения Святейший Владыка, особо подчеркнув, что ревность перейдет в устойчивый навык, если, по слову святых отцов, ум сосредоточен и сознание заключено в сердце.
  «Вот тогда ревность о духовной жизни постепенно становится навыком, – продолжил Его Святейшество. – Очень важное место в духовной жизни людей занимает воспитание ума. Человек формируется как личность через воздействие на его ум окружающего мира: доброе окружение способствует добрым мыслям и доброму поведению; дурное окружение провоцирует в человеке греховные склонности и злые мысли».
  Выразив убеждение, что в наше время люди очень сильно подвержены влиянию извне, Предстоятель Русской Церкви добавил: «Мы живем в так называемом информационном обществе, когда на человека обрушивается огромный поток информации – сведений, которые, может быть, ему нужны, а может быть, и нет».
  На сознание людей, на их души влияет безудержный информационный поток, отметил Святейший Патриарх Кирилл и подчеркнул, что этот поток оказывает дурное влияние на человека – большая часть информации несет в себе опасные для человеческой жизни и духовного состояния мысли и идеи. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть телевизионные передачи, послушать радиосообщения, почитать газеты, книги, журналы.
  «Как же воспитать ум таким образом, чтобы возникающие мысли помогали человеку устраивать свою жизнь по закону Божию? Как воспитать ум, чтобы душа человека возвышалась?» – спрашивает Святейший Патриарх Кирилл и отвечает: разрешение этих вопросов коренится в церковной традиции.
  Его Святейшество отметил важность назидательного чтения и в первую очередь — чтения Священного Писания: «У некоторых существует неправильное представление о том, что Священное Писание достаточно слушать только в храме. Однако каждый день нужно непременно прочитывать одну главу хотя бы из Нового Завета – из Евангелия и апостольских посланий. И читать следует так, чтобы понимать прочитанное».
  Подчеркнув, что помочь разобраться может опытный священнослужитель или другой знающий человек, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл добавил, что очень важным средством воспитания ума является человеческое общение. «Нередко, встречаясь, мы не знаем, о чем говорить, или по уже каким-то сложившимся привычкам пустословим, осуждаем людей.
 Но ведь можно разумно и полезно проводить время, в том числе и размышляя над Словом Божиим, обмениваясь своим пониманием того, что раскрывают нам священные строки», – сказал он.
  «К сожалению, из опыта нашей приходской жизни совсем ушли духовные беседы. Не те беседы, которые священник проводит в храме, произнося проповедь, а те, что объединяют людей, – сказал далее Предстоятель Русской Православной Церкви. – Вне богослужения, по доброй традиции следовало бы встречаться прихожанам в храме и под водительством священника, человека просвещенного, не только читать слово Божие, но и объяснять его. Ведь так много людей одиноких, которым тяжело находиться дома; так много людей, которые нуждаются в общении. Приход, а тем более святые обители, должны становиться местом такого общения».
  Именно здесь, беседуя друг с другом, общаясь с духовно опытными людьми, верующие смогли бы получать ответы на многие вопросы, которые у них возникают, убежден Его Святейшество. «Тогда не будет опасности со стороны сектантства и прочих злонамеренных сил, нередко использующих жажду и стремление людей узнать больше о духовной жизни для того, чтобы сбить их с толку и посеять плевелы лжеучения», – заявил Святейший Владыка.
  «Воспитание ума – это одна из самых наиважнейших задач, которая стоит перед каждым верующим человеком, ибо грехи рождаются из помыслов, а помыслы принадлежат нашему уму. И если мы хотим остановить грех, мы должны препобеждать греховный помысл», – заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и пожелал богомольцам в дни Святой Четыредесятницы «понять, почувствовать, а самое главное – многое изменить в своей жизни во славу Божию».
  «Проникновенно и глубоко прозвучали сегодня для нас слова покаянного канона», – отметила в своем приветственном слове настоятельница обители игумения Викторина (Перминова) и поблагодарила Предстоятеля Русской Православной Церкви за духовное утешение, которое доставили сестрам Богородице-Рождественского монастыря и богомольцам Первосвятительский визит, молитвы, доброе слово.
  «Я никогда ранее в этом монастыре не был, поэтому для меня сегодня сугубая радость совершить с вами богослужение и помолиться здесь, – сказал в Предстоятель Русской Православной Церкви. – Вы очень многое сделали, восстанавливая монастырь, но еще многое и предстоит сделать. Пусть Божие благословение сопутствует вам, Царица Небесная пусть покрывает вас своим Покровом. Укрепляйтесь в вере, благочестии и взаимной любви».
  Перед тем как ознакомиться с храмами и святынями обители, Его Святейшество обратился с словом к сестрам монастыря: «Подвиг монашества велик и спасителен. Он может быть очень трудным, почти невозможным для человека, а может быть и очень радостным: все зависит от того, что мы совершаем, отдавая себя в руки Божии через святые обеты. Дай Бог, чтобы для каждой из вас служение было радостным, мирным, приносило вам глубокое духовное утешение и содействовало спасению многих, кто приходит в вашу обитель».

 5 марта 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за богослужением в Иоанно-Предтеченском монастыре Москвы.
  По завершении утрени, часов и вечерни Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молившимся за богослужением с Первосвятительским словом.
  «Для того, чтобы идти по пути духовного совершенствования, а именно к этому призывает нас Господь, необходимо воспитывать свой ум, свою волю, свои чувства, – напомнил Святейший Патриарх Кирилл. – Воспитание ума имеет очень большое значение в наше время, когда человек подвергается огромному воздействию извне. Это воздействие несет в себе информацию как полезную, так и вредную. Способность отличать одно от другого свидетельствует о мудрости человека. Противостоять же злой и разрушительной информации мы можем, воспитывая свой ум и, в первую очередь, проникая в смысл Священного Писания, святоотеческих творений, житий святых, другой литературы, которая призвана воспитывать ум по закону Божию».
  Святейший Владыка подчеркнул, что очень важно также и воспитание воли. Святые отцы-аскеты и подвижники, среди которых – святители Тихон Задонский и Феофан, Затворник Вышенский – размышляя на эту тему, учат, что воспитать волю означает запечатлеть в ней добродетель.
  «Если у человека есть какая-либо добродетель, ее надо взращивать. Например, если имеется навык помогать другим людям, нужно поддерживать этот навык даже когда прийти на помощь другому трудно в силу различных жизненных обстоятельств или когда для этого не хватает сил и средств. Нужно стремиться к тому, чтобы добродетели, которые присутствуют в нашей душе, нисколько не умалялись, а, наоборот, взращивались», – отметил Предстоятель Русской Православной Церкви.
  Его Святейшество подчеркнул важность утверждения вместо искореняемого порока противоположной ему добродетели: «Когда мы говорим о том, что воспитать волю означает запечатлеть добродетель, то в первую очередь имеем в виду изгнание пороков из своей души, потому что противоположное пороку и будет добродетель. Если человек лжеречив, то борьба с лжеречием будет означать стяжание добродетели молчания и мудрости. Если человек осуждает другого, то борьба с этим пороком должна быть в стяжании очень важной добродетели смиренномудрия, то есть способности словом своим не ранить другого человека, а лечить, использовать слова не для разрушения своего внутреннего мира, а для созидания».
  Первосвятитель напомнил о необходимости правильного подхода к воспитанию добродетели. «Есть люди, особенно из тех, кто недавно обратился к вере и Церкви, которые желают в мгновение совершить все необходимое и достичь духовной высоты. Но в большинстве случаев такая ревность заканчивается печально: человек надрывается в своем духовном делании».
  Предстоятель Русской Православной Церкви проиллюстрировал эту мысль примером из жизни: «Спортсмен, поднимающий тяжести, чтобы победить на соревнованиях, должен начинать с небольшого веса, систематически работать с ним и лишь только потом нагружать свои мышцы, постепенно увеличивая поднимаемый вес. Но если сразу предложить начинающему спортсмену взять большой вес, все кончится тем, что человек надорвется и никогда значительных успехов в этом деле не достигнет».
  Вот так и в духовной жизни: для того, чтобы запечатлевать в себе добродетель, нужно в первую очередь определить порок, который особенно нас угнетает, и начать с простого, а не сложного, продолжил Святейший Владыка. «Приведу пример таких “простых” пороков, которые на самом деле простыми не являются, – сказал Его Святейшество. – Так, очень распространено среди нас осуждение ближнего; мы часто говорим по делу и без дела. Когда люди обсуждают кандидатуру человека, чтобы выдвинуть его на какую-то должность, когда тщательно и объективно оцениваются возможности человеческой личности и человек подвергается здоровой критике не для того, чтобы его обидеть, а чтобы помочь ему стать лучше, – это не осуждение, но необходимое в человеческом общежитии действие. Осуждением же мы занимаемся тогда, когда получаем радость, удовольствие от того, что мы говорим худо о других, утешаем себя таким образом, а иногда даже развлекаем друг друга, собираясь для времяпрепровождения со своими друзьями и знакомыми».
  Первосвятитель напомнил, что для многих “почесать языком” становится делом почти что обыденным, часто никому и в голову не приходит, что такое времяпрепровождение греховно и разрушительно для человеческой личности: «Но ведь когда мы кого-то осуждаем, то мысленно превозносим себя. Мы этого не говорим, но даем понять, что тот-то плохой, а мы, поелику его осуждаем, непременно хорошие. У того человека такие-то плохие мысли и поступки, а мы, если его осуждаем, конечно, таких поступков не совершаем. Иногда на осуждении строится дипломатия, осуждение других становится способом и средством убедить людей в своем превосходстве и собственной значимости. Мы подвергаем осуждению других, чтобы возвеличить себя».
  Какими бы причинами и мотивами мы не оправдывали осуждение ближнего, это все равно является грехом, потому что судить человека может только Бог – только Ему известно, что кроется в человеческом сердце. Иногда человек со стороны выглядит недобропорядочным, но мы не знаем всех обстоятельств его жизни, никому не известны его сокровенные мысли, никто не знает состояния его души. Только Бог знает об этом, и только Богу принадлежит право судить, подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.
  «Если мы начнем воспитание своей воли с такого не очень сложного порока, если в течение Великого поста справимся хотя бы с одним пороком, на место коего поставим добродетель, то совершим великое доброе дело и станем лучше. Далее нужно будет в этой добродетели возрастать, а потом появится желание перейти к другим делам духовным, – отметил Святейший Владыка. – Так, переходя от простого к сложному, человек поднимается по лестнице духовного восхождения, о чем замечательно учит преподобный Иоанн Лествичник».
  Святейший Патриарх Кирилл напомнил об еще одном пороке, борьбе с которым важно посвятить дни Великого поста: «Некоторые люди злоупотребляют спиртным. Происходит это по разным причинам: у некоторых формируется с молодости привычка, которая может привести к очень опасным последствиям, разрушающим человеческую личность, другие же злоупотребляют спиртным, находя в этом способ разрядиться, снять напряжение, стресс. Действительно, стрессов в нашей жизни много, поэтому увеличивается и число людей, страдающих алкоголизмом; для них спиртное есть ответ на этот стресс – ответ опасный, разрушающий личность. Мы знаем, как страдает наш народ от злоупотребления спиртным, как возрастает роль пресловутого человеческого фактора во многих катастрофах, бедах наших, социальных нестроениях».
  Великий пост есть замечательная возможность остановиться, воздержаться от злоупотребления спиртным, отметил в проповеди Первосвятитель. «Грех пить Великим постом – такого рода порок собирает на голову человека гнев Божий, – напомнил он. – Если же человек сконцентрирует свою волю и силы и попросит Господа о помощи, в течение Великого поста у него может выработаться некий навык воздержания от спиртного. Потом этот навык нужно будет совершенствовать и укреплять». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что таким образом можно бороться и с табакокурением и другими бытовыми пороками, которые кажутся не такими уж страшными, а на самом деле разрушают волю человека. При этом, вновь напомнил Его Святейшество, в деле воспитания воли по Божию закону начинать надо с простого, а не сложного.
  «Если хотя бы один порок в течение Великого поста мы заменим добродетелью, то будем иметь великую заслугу пред Господом. В ответ на нее Бог подаст Свою помощь, Он поможет нам приступить к более сложной борьбе с теми пороками, которые представляют еще большую опасность для души. Воспитание ума, воспитание воли есть необходимое делание. Великий пост с его молитвами, с размышлениями, которыми должны они сопровождаться, с воздержанием от скоромной пищи, есть лучшее время начать восхождение по лествице духовного совершенствования навстречу Господу, Который примет даже малое деяние и ответит нам даже на самый незначительный подвиг, если мы совершаем их во славу Его пресвятого имени», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

  5 марта 2009 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.
  Его Святейшеству сослужил наместник обители епископ Сергиево-Посадский Феогност.
  По окончании богослужения, за которым пел объединенный хор Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных школ под управлением архимандрита Матфея (Мормыля), Первосвятитель Русской Церкви обратился к молящимся со словами проповеди: «На пути духовной жизни, к которому призывают нас Церковь и святоотеческое наследие, мы должны научиться образовывать свой ум, свою волю и свое сердце. Ум образовывается для того, чтобы изгнать из него помыслы, ибо с помыслов начинается грех. Воля же образовывается для того, чтобы в ней запечатлелись добродетели. Но, может быть, самым важным является образование сердца человека, потому что в нем сосредотачивается духовная жизнь. Целью воспитания человеческого сердца является его чистота, ибо блаженны чистые сердцем, они Бога узрят (см.: Мф. 5, 8)».
  «Размышляя на тему чистоты сердца, святой Симеон Новый Богослов говорил: «Чистое сердце – это сердце, не подверженное воздействию помыслов. Чистое сердце – это сердце, свободное от страстей». Исаак Сирин утверждает, что чистое сердце не подвластно страстям. Он учит, что именно в чистоте сердца является нам первозданная красота человеческой природы. Тот же Симеон Новый Богослов, рассуждая о чистоте сердца, отмечал, что в чистоте сердца проявляются добродетели – не одна, не две, не три, не десять, а все добродетели вместе, как одна», – сказал далее Его Святейшество и привел слова праведного Иоанна Кронштадского, который причислял к добродетелям незлобие, кротость, смирение, доброту.
  «Чистота сердца – это вершина духовной жизни человека. И нельзя овладеть этой вершиной, пока не воспитан разум и не воспитана воля. Вот почему святые отцы и предлагают начинать путь духовного возрождения с контроля над помыслами, после чего воспитывать волю и уже затем приближаться к образованию своего сердца», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.
  В деле формирования сердечной чистоты существуют разные рубежи и стадии, но важной задачей аскетической жизни является контроль над воздействием человеческих чувств, отметил Святейший Владыка. «Чувств просвети простую пятерицу – молимся мы Господу, ибо человеческие чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – являются проводниками, соединяющими человеческий мир с нашим сердцем. Если проводники затемнены, если связи порушены, то тогда сердце человеческое не может воспринимать доброе воздействие, а дурные влияния на человека усугубляются помрачением человеческих чувств», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.
  «Красота Божия способна воспитать наши чувства, – продолжил Его Святейшество. – Неслучайно наш великий писатель Ф.М. Достоевский говорил о том, что красота спасет мир. Именно красота способна изменить и преобразовать человеческие чувства. Для верующего человека, для человека церковного самым лучшим способом воздействовать на свои чувства является жизнь в соответствии с церковным уставом, ибо богослужения, освящающие часы суток, освящающие дни недели и месяцы, освящающие годы жизни, способны влиять на все наши чувства: и на зрение, и на вкус, и на обоняние, и на осязание, и на слух».
  Об этом свидетельствует история человеческой культуры: выдающиеся поэты и музыканты всегда работали для созидания церковной красоты; превосходные архитекторы строили храмы, великие иконописцы и художники писали дивные иконы, привел пример Святейший Владыка, добавив, что весь строй богослужебной жизни формировался таким образом, чтобы человек со своей простой пятерицей чувств мог в него погрузиться и через это, воспитывая свое чувственное начало, вкусить и впитать красоту Божия творения.
  Отметив, что те люди, чьи чувства исполнены Божией красотой, способны распознать безобразие своих помыслов и злых дел, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Красота, запечатленная в сердце, в чувствах, является великим мерилом правды и помогает нам воспитать свое сердце, обрести чистоту сердца, совокупность всех добродетелей и высоту совершенства».
  Однако достичь этих высоких целей сразу невозможно, подчеркнул Предстоятель Русской Церкви: «Нужно постепенно и последовательно восходить от ступени к ступени, образуя разум и волю, воздействуя на свои чувства, ведь в аскетическом делании нет мелочей – любая мелочь может как бы выстрелить помыслом и грехом, дурным делом и злым поступком. Вот почему святые отцы, размышляя над путями духовной жизни, говорили о необходимости заключения сознания в сердце, о необходимости средоточения своего ума на внутренней духовной жизни».
  «Устав Церкви предполагает особые чинопоследования в течение всей Святой Четыредесятницы – продолжительные службы, долгие молитвы. И предлагается эта дисциплина молитвы нам для того, чтобы через некоторые трудности, самоограничение и жертву, превозмогая усталость, и, может быть, иногда даже раздражение, мы постепенно отдавались этому потоку Божией красоты и Божией благодати», – сказал Святейший Владыка, добавив: «Явление сей красоты и благодати способно содействовать нашему духовному росту и восхождению по ступеням совершенства».
  В заключение Его Святейшество пожелал богомольцам провести дни Великого поста спасительно – в молитвах, в богослужениях, в воздержании от скоромной пищи, в хранении мыслей и ума от помыслов. «Да поможет Господь нам выработать навыки добродетели и содействовать формированию светлых, чистых и возвышенных чувств, от состояния которых во многом зависит чистота нашего сердца», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
  Вечером того же дня в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, А.Ю. Севрюк, личный секретарь Патриарха Московского всея Руси, был пострижен им в рясофор и наречен Антонием в честь преподобномученика Антония Валаамского.
  Напутствуя новопостриженного инока, Его Святейшество, в частности, напомнил ему слова Спасителя: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62). Он также подчеркнул, что на жизненном пути монаха много трудностей, но есть одна превосходящая все радость — сердце инока свободно от всего для ощущения любви Божией.
  Это первый иноческий постриг, совершенный Святейшим Владыкой после интронизации на Московский Патриарший престол.
  6 марта 2009 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил утреню, часы, вечерню и литургию Преждеосвященных Даров в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
  Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу сослужили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских Духовных академии и семинарии архиепископ Верейский Евгений и наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский Феогност, насельники обители в священном сане.
За богослужением пел объединенный хор Лавры и Московских Духовных школ под управлением архимандрита Матфея (Мормыля).
  Ежегодно в субботу первой недели Великого поста Православная Церковь совершает празднование великомученику Феодору Тирону, претерпевшему смерть за Христа в начале IV века при римском императоре Галерии. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, но все ели бы коливо – вареную пшеницу с медом.
  В память этого события в навечерие субботы, в пятницу, на Божественной литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого совершается благословение колива.
  За богослужением в Троице-Сергиевой Лавре коливо освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
  По окончании службы Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к богомольцам со словами проповеди:
  «Сердечно поздравляю всех вас с завершением великопостных богослужений первой седмицы. Они давали нам особую возможность, пребывая в храме, молиться, размышлять о своей жизни, каяться пред Господом. Хотя посещение церкви всякий раз сопровождалось определенными трудностями, связанными с продолжительностью служб, в ответ на этот небольшой подвиг терпения благодать Божия обильно изливалась на нас.
  Первая седмица Великого поста имеет большое значение в деле духовного развития человека, поэтому необходимо, чтобы как можно больше людей приобщалось к ее ежедневным богослужениям, проникало в смысл всего того, что происходит в храмах Божиих. Тех, кто посещал храм в течение всех этих дней утром и вечером, я поздравляю с завершением поприща. Тех, кто не имел возможности ходить на утренние службы, а бывал в храме только вечером, чтобы слышать проникновенные слова Великого покаянного канона, сердечно приветствую. Тех, кто работал и не мог бывать ежедневно в церкви, но тем не менее все-таки посещал храм в эти дни, также приветствую с завершением первой седмицы Великого поста.
  Господь да укрепит всех нас при продолжении великопостного поприща во славу имени Его. Аминь».

ОВЦС МП

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 
Духовное чтение

Святитель Николай Сербский: «Мысли о добре и зле»

Красота человека  Люди выглядят красивыми только среди людей. Человек человеку кажется красивым.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс