Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → «Главная задача на ближайшие годы – воспитать воспитателя»: интервью митрополита Евгения «Российской газете»

«Главная задача на ближайшие годы – воспитать воспитателя»: интервью митрополита Евгения «Российской газете»

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений в интервью «Российской газете» об одной из самых насущных проблем меняющейся на глазах России – об образовании.

Владыка, в конце ноября в Москве прошло заседание Всемирного русского народного собора, в котором вы принимали участие. Образованию на нем уделили особое внимание?

– Действительно, речь шла о многих важных вещах, включая образование, о том, как его адаптировать под суверенное Российское государство. Прозвучавшие идеи должны найти отражение в нормативных документах, в реальной жизни, стать руководством для тех, кто занимается воспитанием, наставничеством, обучением. Участники собора – люди, способные сформировать образ будущего нашей страны и описать путь, по которому из сегодняшней точки можно дойти до цели. Они интегрированы в центры принятия решений, разработки правильных форм этих решений. Простой пример: в декабре 2019-го на заседании Всемирного русского народного собора было высказано много интересных идей, касающихся демографии, защиты семьи и государства, нравственного состояния общества. А в 2020-м приняли поправки в Конституцию, и как минимум три формулировки, впервые прозвучавшие на соборе, вошли в Основной Закон.

Сегодня на повестке дня вопрос: как воспитать молодежь? Я вижу только один способ – воспитать воспитателей. В последние годы студенты, да и школьники, мечтают получить образование и уехать. Это же дикость! Государство вкладывает деньги, чтобы обучить людей, которые увезут за границу вложенный в них капитал. Поэтому важным деянием собора стало формирование научной школы – на базе РГГУ создан учебно-научный центр “Высшая политическая школа имени Ивана Ильина”. Его возглавил философ Дугин. Поставлена амбициозная цель – разработать программу цивилизационной идентичности России и воспитательной работы в высшей школе. Эту программу утвердят в ближайшее время.

В чем ее суть?

– Работникам высшей школы необходимо рассказать о стране, где мы живем, рассказать, что такое русская цивилизация: византийские корни, средневековое развитие, советский период, новая российская формация. А кроме того, о высоте полета мысли российских философов, духовных лидеров, политиков, что такое русский мир и западная цивилизация – восточная, южная, на каких основах она стоит, чего достигла. Давайте сравним идеологию русского и западного мира: что выше, глубже, красивее. Предполагается, что преподаватели должны понять, насколько сильно, глубоко и высоко то, что есть у нас. Нужно восстановить систему координат, научить их видеть суррогаты, искусственно привнесенные, призванные понизить уровень отечественной школы, гуманитарных моделей. Следует понять, кто готов принять эту идеологию и ее транслировать, а кто не готов, и дальше принимать кадровые решения. Если преподаватели и учителя начнут транслировать идеи, сформированные в течение десяти столетий, они появятся в умах, сердцах, в исканиях студентов. Я счастлив быть частью команды, которая занимается разработкой программы.

Что из себя представляет образованный человек в современных реалиях?

– Ответ один во всех реалиях. Смотрите, вот ваш диктофон. У него есть автор, он сформулировал функционал устройства, размер, спектр возможностей. Человек задумал образ и получил образец. Если кто-то что-то неправильно подпилил, подсчитал, на выходе мы получим нечто, не соответствующее первоначальной идее. Точно так же человек должен соответствовать проекту, который Создатель для нас сформулировал. Если человек свой потенциал – ум, здоровье, волю, способность к анализу – использует по назначению, определенному Автором, это образованный человек. Он может жить в деревне. Я таких образованных людей в глубинке встречал! Человек знает историю своего рода, свойства земли, погоды, тонкости характера людей. Пусть корочек у него нет, всего восемь классов, но он воспринял все, что ему дал Бог, и ничего не исказил. А если кто-то имеет три диплома, но он безнравственен, он циник, забыл о родителях, не видит тех, кто рядом и нуждается в помощи, его трудно назвать образованным. Образованный – тот, кто соответствует образцу.

А где ознакомиться с упомянутым вами проектом человека?

– Для меня как для христианина все изложено в Евангелии – замечательном литературном произведении: 2023 года назад автор проекта сам стал человеком и рассказал, каким он хочет видеть человека. И не просто сказал: вот, тренируйтесь, а конкретно – что сделать, чтобы у него получилось. Сложно?

Нет. Но беда в том, что актуальные версии проекта все время меняются. Традиции воспитания – так сложились исторические обстоятельства – у нас постоянно прерываются и радикально трансформируются: из детей растили строителей коммунизма, потом квалифицированных потребителей, теперь на повестке дня патриотическое воспитание. При этом все говорят о возрождении традиций. Каких именно? Возможно ли оно в принципе при достаточно короткой исторической памяти общества в целом?

– Сейчас очень важно сломать стенки, стереотипы. Нам говорят: все началось в 1917 году, мы такой стартап создали. Наивно звучит применительно к любой сфере жизни. Нельзя перечеркнуть все, что было в ХХ веке – наследие коммунистов, а ранее – царизма. Нет, мы должны видеть и брать лучшее в сфере воспитания, образования, служения Родине в каждом периоде тысячелетней истории России. Так человек мудрый в лесу собирает всякий съедобный гриб, и его корзина полна. А немудрый говорит: сегодня я иду за маслятами, проходит мимо сыроежек, белых, подосиновиков, груздей… и выходит из леса с пустой корзиной.

Если мы говорим о воспитании, имеем в виду только детей? Необразованного взрослого можно выучить. А как быть с невоспитанным взрослым?

– На этот вопрос очень просто ответил Христос в последний день своей земной жизни. Его распяли на кресте рядом с абсолютно невоспитанным негодяем, преступником. Христа хотели унизить, казнив вместе с отпетыми разбойниками, ведь их смерть народ считал справедливой. Христос одного из них перевоспитал: он ничего не говорил, но своим безмолвным страданием коснулся сердца человека. Такая молчаливая педагогика. Разбойник понял: он сам и его товарищи наказаны за дело, а Христос страдает безвинно – и обратился к нему: “Господи, когда ты придешь, помяни, что я рядом с тобой страдал”. Первым человеком, вошедшим в рай, был не апостол, не святой, а негодяй, который перевоспитался. Именно поэтому в храмах на иконостасе часто на северных или южных дьяконских вратах изображают человека с крестом на плече, входящего в рай. Примеров перевоспитания есть множество и в моей жизни. Взрослые люди приходят в храм с проблемами, тяжелыми грехами, осознают, что больше так нельзя, и меняются, постепенно становятся воспитанными, с человеческой точки зрения – порядочными.

Школа – один из элементов системы воспитания. Каковы, по-вашему, главные недостатки школьного образования?

– Давайте не будем искать виноватых. Месяц назад мы проводили стратегическую сессию на базе ИТ-хаба Уральского отделения Сбербанка в Екатеринбурге. Она как раз была посвящена образу идеального учителя – такого, каким россияне хотели бы видеть педагога через десять лет. Но сначала надо описать, формализовать: каков учитель сегодня, его особенности, выявить негативные и позитивные стороны и понять, каким путем идти к идеальному образцу. Современный учитель перегружен бумагами и отчетами, ответственностью перед учениками, хотя у него нет никаких рычагов воздействия на ребенка. Его социальный статус невысок. Учитель очень уставший. А в некоторых странах он один раз в семь лет получает годовой оплачиваемый отпуск, отдыхает, читает, путешествует, познает мир и возвращается в школу с огромным потенциалом. Ситуацию надо менять, чтобы через десять лет получить другого педагога – с высоким авторитетом перед семьей и учениками, компетентного, с хорошей зарплатой. Учитель – носитель нравственных знаний и компетенций, традиционных духовно-нравственных ценностей, интересных идей, направленных на созидание личности и государства. Если мы воспитаем такого педагога, изменится и пространство школы, вуза.

Основы религиозной культуры и светской этики преподают в школе более десяти лет, причем еще не так давно довольно формально. Изменилось ли что-то в последние годы, есть ли конкретные примеры, факты, цифры?

– Да, ситуация меняется. Проблема была простая: педагоги не любили свой предмет. Отсутствие интереса передается детям, и воспитательного эффекта нет. Поэтому три года назад мы создали образовательную онлайн-площадку, пригласили самых ярких преподавателей, профессоров, докторов наук, тех, кто может зажечь педагогов. “Клевер-лаборатория” – сообщество учителей, клевер похож на крест… и это очень питательная трава. Начали в декабре, за месяц выучили 30 педагогов – первая группа. Во второй год обучение прошли 600 человек, а на сегодня – три с половиной тысячи из 76 регионов России. Сообщество объединило 220 тысяч учителей – тех, кто читает статьи, смотрит вебинары, берет методические разработки. За три года педагоги обучили шесть миллионов детей. В сравнении с прошлым годом число тех, кто выбрал модуль “Православная культура”, выросло на 1,5 процента – еще 25 тысяч детей и 500 учителей. И это не административный ресурс, не реклама, а интерес.

Предмет, безусловно, имеет большой потенциал для влияния на личность ребенка. Но очень часто родители, особенно молодые, говорят: только мы можем воспитывать наше чадо, ни школа, ни государство, ни церковь не имеют права вмешиваться...

Владыка Евгений: Рано или поздно ребенок вырастает, влияние родителей и семьи перестает быть безусловным, появляются новые предпочтения. И, если родители не смогли поддержать авторитет учителя, тренера, писателя, режиссера, кого выберет ребенок из своего окружения? Это же лотерея. Я считаю: правильный родитель, сохраняя личный авторитет в глазах ребенка, должен воспитывать у него вкус, чтобы он, оказавшись в дворовой компании, среди новых друзей, погрузившись в соцсети, мог понимать, к кому на самом деле стоит прислушаться, а кто – огонек, мимо которого надо пройти. Убежден: мудрый родитель способен дать много точек опоры ребенку.

Владыка, а кто на вас оказал влияние, кого вы называете учителем?

– Если идти от взрослой жизни к детству, ближайшим Учителем с большой буквы, важным человеком для меня стал мой предшественник на Екатеринбургской кафедре – митрополит Верхотурский и Екатеринбургский Кирилл, человек широкой и красивой души. После родителей он вторая личность, равновесная им. Повлиял на меня и первый батюшка, которого я встретил в Москве, – отец Александр Шаргунов. Он, слава Богу, жив и здоров, хотя ему много лет. Авторитетом и учителем считаю старшего брата – человека очень яркого склада ума и интересных принципов, кандидата физико-математических наук, у него большая семья. Мои школьные учителя – прекрасный мир. И еще: через 10 лет после окончания школы колоссальным открытием для меня стала русская литература – Достоевский, Пушкин, Толстой.

Ключевой вопрос

Кто играет главную роль в воспитании – государство, семья, школа? Или, как говорят, все определяет генетика?

– Слово какое – “вос-питание”! Кто-то кого-то чем-то питает. И питание – оно сбалансированное, белки не важнее углеводов. Вот и у человека все должно быть в правильной пропорции – школа, вуз, государство, церковь, семья, генетика. Нельзя говорить: школа отвечает за все. Мы несем ответственность друг за друга. Задача государства – сделать так, чтобы семья, школа, культура, идеология не деформировали личность.

Скажем, в СССР позднего времени при всей его идеологической узости все было сбалансированным в плане социальной ответственности, возможности реализации талантов. Для этого нужна идея. Да, идеология у нас запрещена, но идея должна быть. Если человек хочет стать спортсменом и ставить рекорды, он подбирает диету, чтоб она помогала ему в достижении результата. Диету в контексте нашего разговора подбирают исходя из идеи, цели. Государству следует сформулировать идею, то, ради чего мы живем. Хотелось бы создать в нашей стране такую систему координат, чтобы, потрудившись, создав семью, воспитав детей, перешагнув порог жизни и смерти, человек оказался в другом измерении, а оно соответствовало бы земному, предложенному государством.

 

20 января 2024

Январь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс