Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Рождественское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии.
– Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!
В священный и трепетный момент, когда «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» (Ис. 9:6), поздравляю вас, дорогие, с таинственным и всерадостным Божественным снисхождением и восклицаю вместе со всем мирозданием: «Христос рождается – славьте Его, Христос с Небес – встречайте Его!»
Ангелы в непобедимой силе своего могущества воспевают Христа Богомладенца, пастухи приносят смиренное поклонение кроткому Агнцу Божиему, волхвы приносят дары Тому, Кто Своей мудростью создал весь мир, а ныне воплощается в человечестве.
Сколько бы ни ожидали спасения изгнанные из рая дети Адама, они столетиями лишь увеличивали тяготеющее над ними проклятие, прилагая к грехам Праотцев свои собственные. И Господь не по заслугам людей, а только по Своей свободной любви приходит Сам, неся человека на Своих руках обратно в рай. Господь говорит в книге пророка Исаии: «Ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис.43:24-26).
Этому величию Божественного дара мы покланяемся сегодня, об этом благодарим Создателя и Искупителя нашего, пришедшего ныне в наш холодный мир, чтобы вернуть ему тепло любви и надежды.
Вещим взглядом провидел Богомладенца древний пророк Валаам и сказал: «Преклонился, лежит как лев и как львенок, кто поднимет его? Благословляющие Тебя благословенны, и проклинающие Тебя прокляты» (Числ. 24:9). И ныне мы собрались вокруг колыбели Христа, чтобы благословить Его, прославить и получить в ответ благословение Бога, держащего в младенческой руке судьбу всего мира.
Святитель Василий Великий вопрошает: «Что за орудие этого Домостроительства? Тело святой Девы (Лк 1:27). А что за причина Рождения? Дух Святой и осеняющая Сила Всевышнего (Лк 1:35). Но лучше послушай сами Евангельские слова: «По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф 1:18). Итак, была избрана одновременно и Дева, и обрученная мужу, способная послужить этому Домостроительству, чтобы и девство было почтено, и брак не остался в пренебрежении. В самом деле, девство было избрано как достойное освящения, а посредством обручения были восприняты и начатки брака».
С пришествием в мир Слова Божиего, начинается подлинное богословие, не как слово человека о Боге, а как слово Самого Бога о Себе. И самая первая тайна богословия – Младенец в руках Девы. Так об этом восклицает первоверховный апостол Павел: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3: 16). Богословие же ищет себе форму и в словах, и в делах, и в образах – поклоняющимися Ангелами, пастухами, волхвами начинается подлинный и спасительный культ, и как его производное – культура. И одним из ключевых образов в живописном искусстве становится изображение Богоматери с Младенцем в руках. Мы украшаем храмы и дома иконами Пресвятой Богородицы, преклоняясь перед красотой материнства. Мы не можем не обратить внимание на то, что пришествие в мир Спасителя, рождённого Приснодевой, тем не менее происходит в семье, причем многодетной. У праведного Иосифа от первого брака были дети, о которых упоминает Евангелие, вспоминая слова удивлённого народа: «Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами?» (Мф.13:55-56). То есть Младенец Иисус среди своих сводных братьев и сестёр был как минимум седьмым ребенком. Именно в полной многодетной семье происходит рождение Христа и Его воспитание. И самый радостный праздник Рождества Христова, полный прекрасными традициями, среди которых особое место занимают колядки – песни, посвященные Рождеству, которых написано бесчисленное множество и постоянно пишутся новые – что показывает неисчерпаемость вдохновения и радости о событии Рождества.
Так живет подлинная культура – вдохновением от истинных ценностей, среди которых первая – это радость о приходе в мир нового человека, родившегося от любви и потом возрастающем в школе любви — семье.
Но культура, как взбунтовавшийся подросток, не всегда ведёт себя мудро и ответственно. Некоторые деятели культуры, даже гениальные по способностям, бывают неправы, и цена их заблуждений бывает очень высока. Мы все слышали мысль одного талантливого, но ошибающегося писателя, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Это глубочайшее заблуждение. Как раз в грехе и несчастье нет никакого творчества и разнообразия. Как раз несчастье делает людей серыми и одинаковыми. И только счастье цветет многоразличными красками, только оно может быть бесконечным и дающим покой и стабильность.
Я не принижаю заслуги великих деятелей культуры, в том числе российской, но религиозный взор не может не отметить, что культура слишком увлеклась смакованием несчастья. Если любовь — то несчастная, если семья – то проблемная, если жизнь – то короткая и трагичная.
Но Бог задумал Свой мир иначе. В мире, соответствующем Божиему плану, любовь дарит не слёзы, а радость, семья является источником не насилия и травм, а крепким и безопасным местом, полным любви и поддержки, а жизнь полна смысла и преизливается поводами для радости и благодарности, ибо Господь говорит: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10).
Святитель Иоанн Златоуст учит: «В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире. Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь. Смотри: мир состоит из городов, города – из домов, дома – из мужей и жен; поэтому, когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в дома; а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами».
В эти святые Рождественские дни я хотел бы обратить свой голос к тем, кто созидает культуру и тем, кто пользуется её плодами: мы более не имеем права экспериментировать с разрушением и упадком, всю гениальность вкладывая лишь в описание ужасов несчастья. Это гарантировано потрясает, но это слишком просто.
Наша культура должна вырасти до того, чтобы сделать доселе для неё невероятное – проникнуть в тайну счастливого человека. Вам кажется, что многодетная и счастливая семья – это скучно, однообразно и неинтересно? Но разве таков праздник Рождества Христова? Нет, Рождество – это неиссякаемая радость, неистощимое ликование и бесконечное торжество! Сегодня перед нами в яслях лежит источник всякого творчества и таланта – Творец мира Христос, готовый в Себе Самом показать красоту жизни.
Примем Христа в свои сердца, пустим Его в своё творчество, вернём Его в нашу культуру, чтобы нам не погибнуть, а в наших многодетных и счастливых семьях ещё много и много лет на Святой Руси праздновать светлое Христово Рождество!
Божией милостию, смиренный ЕВГЕНИЙ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский.
Рождество Христово, 2024 год
07 января 2024
Епископ Мефодий посетил строящийся храм Александра Невского… 10.01.2024
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.