Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В музее Скорбященского женского монастыря Нижнего Тагила мемориальных вещей, артефактов, касающихся дореволюционной истории обители, совсем немного. Поэтому обнаружение любого нового предмета – большое событие. С 8 по 10 февраля 2022 г. в дистанционном режиме прошла Х Всероссийская научно-богословская конференция «Церковь. Богословие. История», посвященная памяти новых мучеников и исповедников Церкви Русской. В секции «Православное богословие и церковная письменность в истории и культуре» приняла участие кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела научных исследований центральной научной библиотеки Уральского отделения Российской академии наук и регент Крестовоздвиженского мужского монастыря г. Екатеринбурга Елена Полетаева. Ее доклад «Традиции церковного пения конца XIX – начала XX вв. в Нижнем Тагиле» (на материале музыкальных сборников Скорбященского женского монастыря) пролил свет на одну из ранее не исследованных сторон жизни дореволюционной обители.
Все началось с обнаружения в отделе редких книг Екатеринбургской духовной семинарии трех переплетенных нотных рукописных тетрадей начала XX в., на которых стоят штампы Скорбященского женского монастыря и Казанского храма, куда они попали в советское время. Если судить по номерам на обложках, на клиросе монастыря было несколько десятков нотных сборников. Большая часть найденных рукописных партитур была составлена с 1903 по 1920 гг. регентом обители, рясофорной послушницей Александрой Егоровой. Благодаря изысканиям Е. А. Полетаевой сестры обители узнали и о других переписчиках нот, попавших на клирос Скорбященского монастыря. В «Послужном списке сестер Скорбященского женского монастыря» за 1908 и 1913 гг. указаны фамилии 39 певчих, они разучивали на три или четыре голоса сочинения русских композиторов. В основном это была современная для конца XIX – начала XX вв. церковная музыка.
В нотных сборниках встречаются напевы киевские, курские, сербские, греческие. Историческая ценность рукописей состоит в том, что к ним приложил руку Преосвященный Лев (Черепанов), епископ Нижнетагильский. Некоторые ноты были написаны им в Нижнем Тагиле в 1919 г., когда он был еще священником Скорбященского монастыря (в 1923, 1932 гг.), а также в Алма-Ате в 1928 г. На полях нотных тетрадей он вел дневник, куда записывал сведения о погоде, природе, церковных праздниках и службах. В 1932 г. отец Лев получил назначение на Ставропольскую кафедру и уехал к месту нового служения. Он оставил нам «Во Царствии Твоем» М. А. Лагунова; «Буди имя Господне» А. А. Архангельского; «С нами Бог», «Хвали, душе моя, Господа»; «Христос раждается» Д. В. Аллеманова и ирмосы Богородичного канона курского распева. Так открылась музыкальная тема, изучение которой будет продолжено.
15 февраля 2022
Участники молодежных организаций соберутся на вечере воинской… 15.02.2022
Казаки презентовали проекты, получившие господдержку 15.02.2022
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.