Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что такое мученичество и почему мученический подвиг так важен для христианина, рассказал в слове проповеди за архиерейской Божественной литургией в день Собора новомучеников и проповедников Церкви Русской митрофорный протоиерей Петр Мангилёв. Напомним, Божественная литургия была совершена 7 февраля 2021 года в Храме на Крови. Богослужение совершили представители Антиохийской, Сербской и Русской Православных Церквей.
- Братья и сестры, поздравляю вас всех с праздником новомучеников и исповедников Церкви Русской. Этот праздник – праздник русской церковной славы. Праздник был установлен Поместным Собором 1917-1918 годов, тогда, когда до Собора дошла весть о том, что в этот день был убит киевский митрополит Владимир. Его вывели уже старца ветхого из его покоев и расстреляли, убили. И до Собора доходили слухи и о других зверских убийствах епископов, священников, монахов. И Собор установил этот праздник. И дальше в жизни нашей страны разворачивалась эта страшная вакханалия гонений. 1918 год был страшным, потому что здесь врывались, убивали без всякого суда. И здесь, на этом месте совершилось убийство святых Царственных страстотерпцев. И в дальнейшие годы, после Гражданской войны, гонения, то ослабевавшие, то нараставшие с новой силой, продолжались. И огромный сонм новомучеников и исповедников пострадал за Христа.
Мы сейчас знаем в календаре многие и многие имена святых, прославленных и пострадавших в XX столетии. Но еще большего числа имен мы не знаем или знаем о них мало, они остаются не явленными Церкви, но они не остаются забытыми у Господа Бога, потому что пострадавших, перенесших гонения, испытания за Христа, было очень много.
Мы сегодня собрались здесь, чтобы прославить этот подвиг – подвиг русских святых. Но сегодня, размышляя над подвигом новомучеников и исповедников Русской Церкви, мы должны задать себе вопрос, мы должны предаться размышлению, что есть мученичество? Почему мученический подвиг так важен и так прославляется? Ведь, казалось бы, если мы говорим о Церкви, Церковь утверждает жизнь и Церковь стоит на защите жизни всегда. Церковь видит жизнь как ценность. Мы говорим о том, что нельзя убить младенца в утробе, что самоубийство – грех. Мы говорим, что жизнь – есть священный дар Божий. И здесь человек готов и идет, отрекается от жизни ради Бога. Почему так? Мысль и смысл здесь как раз в том, что жизнь есть дар Божий, и Бог есть источник жизни. Вне Бога жизни нет. И то, что мы пользуемся жизнью, живем – это есть дар Божий нам. Мы в себе источника жизни не имеем. И если из жизни уходит Бог, то уходит и сама жизнь. Жизни как таковой не стает, ее нет. И без Бога жизнь теряет смысл. Все, чем мы пытаемся осмысливать здешнюю жизнь, без Бога это обращается ни во что, в тлен. Но что мы можем видеть в этом мире? Мы можем видеть утверждение часто жизни без Бога. И человек стремится утверждать жизнь без Бога. И мученичество есть свидетельство того, что как раз жизни без Бога нет.
Первые подвиги мученические были в греческой Церкви, в ранней Церкви. И этот подвиг обозначался греческим словом martis - это значит «свидетель». И подвиг мученика, если следовать этому рассуждению, есть подвиг свидетельства, подвиг свидетельства ценностей, которые превышены тех ценностей, на которых мы утверждаемся здесь. Мученики есть свидетели Христовы. Мученики есть свидетели в этом мире, отступившем от Бога, в том, что есть Бог и что Он есть основание жизни. Мученики свидетельствуют об этом. И мученики древней Церкви, и мученики Церкви Русской XX столетия как раз и утверждали бытие Божие и жизнь с опорой на Бога.
И почему они были гонимы? Ведь ничего худого они не предлагали в своей жизни. Жизнь их была благочестивой. Жизнь их была исполненной любви к ближнему. Почему же они гонимы? Потому что их жизнь была как раз свидетельством того, что подлинная жизнь может утверждаться в Боге. И что то, что пытаются построить и устроить без Бога, созидается только с Богом. Жизнь была обличением язвы и неустройства этого мира, утверждающегося на греховном основании. И этот мир не мог терпеть этого обличения. Даже поступок, не то что действие с вызовом, а просто добродетельная христианская жизнь почиталась как вызов этому миру и вызывала агрессию. Это мы можем понимать и видеть и сейчас. Всегда. Потому что жизнь любого христианина должна быть свидетельством о Христе. А тогда, когда есть свидетельство о Христе, это не всегда удобно бывает, потому что через это обличается неправда, обличается ложь тех или иных поступков. И через это возникает и теснение, и гонение.
Есть такой расхожий момент, расхожее рассуждение, что христианство гонимо всегда. Это так, потому что всегда бывают гонения кровавые, но теснение Христовой Церкви есть всегда. И этот праздник сегодняшний нам в напоминание об этом. Потому что в мире христианство гонимо. Но как апостольское чтение сегодняшнее задает вопрос: «Кто нас может отлучить от любви Божией? Гонение? Стеснение? Какие-то стихии мира?» Никто. Никто нас не может отлучить от любви Божией, никакая скорбь. Единственные, кто нас может от любви Божией отлучить, это мы сами. Тогда, когда мы отворачиваемся от Бога и уходим от Бога. Единственный отлучитель - это сами мы. И в этом отношении эти апостольские слова нам важно помнить. И нам важно помнить подвиг новомучеников и исповедников Русской Церкви, находя в нем силы для того, чтобы сегодня жить и сегодня свидетельствовать о Господе Иисусе Христе, потому что жизнь каждого христианина должна быть свидетельством о Христе.
И в сегодняшний день, обращаясь мысленным взором к их подвигу, посмотрим на себя и зададим себе вопрос: «Хоть в малом для ближних своих, для домашних своих, для тех, с кем мы вместе проходим жизненный путь на работе, в школе, являемся мы свидетелями Христовыми? Являем ли мы добродетели? Исполняем ли мы евангельские заповеди? Свидетели ли мы?» Мы здесь собрались в храме, который утвержден на крови свидетелей, в котором прославляются новомученики в сегодняшней службе, в песнопениях сегодняшнего праздника они прославляются. Сегодняшний праздник посвящен им. И мы ради них собрались. Мы пойдем сейчас к чаше и будем причастникам Тела и Крови Христовых. Но зададим себе вопрос: «Свидетели ли мы?» Мы к свидетельству призваны, но свидетели ли мы? С этим вопросом, с размышлением каждого о себе я вас оставляю. С праздником!
18 февраля 2021
В храме при Горном университете стартовали курсы для страждущих… 19.02.2021
Школьники поучаствовали в спартакиаде «В здоровом теле… 18.02.2021
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.