Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
IV Епархиальный съезд православных законоучителей состоялся в Екатеринбурге 25–26 августа 2008 г.
Участники съезда с сыновней благодарностью приняли приветствие и наставления Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Съезд законоучителей состоялся непосредственно после Архиерейского Собора 2008 г. и под водительством соборных решений о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви. В свете общих определений Архиерейского Собора и в результате обсуждения на многочисленных секциях съезда конкретных аспектов устроения церковного образования и просвещения, Съезд постановил принять к исполнению определение Архиерейского Собора «уделять первостепенное внимание созданию новых и поддержке епархиями существующих воскресных школ, имеющихся православных учебных заведений, предоставляющих среднее образование (лицеев, гимназий), а также дошкольных воспитательных заведений (яслей и детских садов)».
В работе IV Съезда приняли участие представители Московской Патриархии и Санкт-Петербургской епархии, что позволяет объединить передовой опыт Московской, Санкт-Петербургской и Екатеринбургской епархий в деле служения законоучителей и представить этот опыт Синодальному отделу религиозного образования и катехизации. Всего на Съезд прибыли 84 священника и 610 мирян. В течение двух дней Съезда были рассмотрены все формы церковного образования и просвещения в Екатеринбургской епархии (направления: «Духовное образование», «Православное просвещение в государственных учреждениях образования», «Церковное просвещение в различных сферах деятельности»). В каждом из обсуждаемых направлений участники Съезда обозначили следующие перспективы:
I. Направление «Духовное образование».
Одной из главных задач дальнейшего развития духовного образования является достижение его непрерывности. В высшем духовном образовании недавно проведена реформа, принята концепция, разработаны стандарты. Сегодня программы Духовных семинарий и училищ приводятся в соответствие с принятой концепцией. Участники Съезда видят в церковно-приходских школах фундамент для системы среднего и высшего духовного образования. Только при наличии сильной церковно-приходской школы у нас появится реальная возможность получать лучших кандидатов в средние и высшие духовные учебные заведения. В плане развития системы церковно-приходского образования необходимо:
1) Согласно благословению Правящего Архиерея Екатеринбургской епархии открывать церковно-приходские школы на приходах, в которых они еще не открыты.
2) Создать в церковно-приходских школах непрерывный поток учащихся от младшего школьного возраста до школы второй ступени, чтобы церковно-приходские школы были подлинно местом подготовки кандидатов в Духовные семинарии и училища, на кафедру теологии РГППУ, а также для проведения катехизаторской деятельности на приходе.
3) Уделять особое внимание развитию школ второй ступени. При этом нельзя данный сегмент духовного образования низводить только до клубной деятельности, но, опираясь на классическое образование, необходимо дополнять его миссионерством, социальной помощью и т.д.
4) Обратить внимание педагогов на летний период как на особо благодатное время для воцерковления детей и подростков, а также на возможности более глубокого вхождения в церковную жизнь через паломничество и социальное служение.
5) Просить Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского создать совет духовников церковно-приходских школ епархии.
Участники Съезда отмечают особую роль церковной школы в жизни прихода: приход укрепляется школой тогда, когда дети в результате обучения активно включаются в приходскую жизнь. Так, результат изучения Закона Божия — нравственная жизнь детей и участие в таинствах Церкви, результат изучения церковного пения — пение на Божественной Литургии, результат изучения церковнославянского языка — чтение на богослужении.
В связи с тем, что на Архиерейском Соборе 2008 г. (особенно в докладе постоянного члена Священного Синода, Управляющего делами Московской Патриархии, Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского) были указаны проблемы методики преподавания Закона Божия и вероучительных дисциплин, Съезд призывает всех руководителей церковно-приходских школ и законоучителей к серьезному научному подходу в любой области церковной педагогики. Педагог церковного учебного заведения призван повышать как свои вероучительные знания, так и мастерство в своей специальности. В Екатеринбургской епархии на протяжении многих лет силами отдела церковно-приходских школ разрабатывается методическая база церковно-приходского школьного образования. В едином русле работа ведется по нескольким направлениям: обучение законоучителей в Учительской семинарии во имя священномученика Фаддея Успенского таким предметам, как православная педагогика и методика преподавания; повышение квалификации педагогов в форме педагогического практикума; издание программ и методической литературы и т.д. Как сказано в определениях Архиерейского Собора, «многочисленные труженики в этой области призываются к максимальной координации усилий». Съезд также призывает всех законоучителей епархии работать в русле единого методического руководства.
В рамках духовного образования особое место занимает подготовка приходских катехизаторов. Поскольку на Архиерейском Соборе 2008 г. одной из серьезных проблем названа глубокая «подготовка взрослых людей ко святому Крещению, а также повышение уровня знаний уже принявших это таинство» и была поставлена задача «систематизировать имеющиеся подходы и дать действенные рекомендации пастырями по совершению катехизической деятельности», участники Съезда постановили собрать и обобщить опыт катехизации, существующий на приходах Екатеринбургской епархии. Во исполнение решений Собора о привлечении к миссионерской деятельности «активных религиозно образованных мирян», участники Съезда постановили создать систему целенаправленной подготовки педагогов-катехизаторов в специальном учебном заведении Екатеринбургской епархии. Это вызвано тем, что оглашение и катехизация в большей степени является передачей не знаний, а опыта. Участники Съезда постановили:
Создать сначала епархиальное училище катехизаторов, а затем — училища катехизаторов при каждом церковном благочинническом округе (ответственные за исполнение — Катехизаторский и Миссионерский отделы епархии, благочинные церковных благочиннических округов).
Разработать единую епархиальную программу оглашения и катехизации на приходах на базе пособия по катехизации, выпущенного Синодальным Отделом религиозного образования и катехизации; разработать систему аттестации уже существующих программ различных катехизаторских, миссионерских, библейских курсов и воскресных школ для взрослых (ответственные за исполнение — Катехизаторский и Миссионерский отделы епархии).
Призвать настоятелей храмов направить способных мирян обучаться на катехизаторов в создаваемом вновь училище.
II. Направление «Православное просвещение в государственных учреждениях образования».
Участники Съезда обращаются с предложениями:
К депутатам Законодательного собрания Свердловской области:
1. Изучить ситуацию по финансированию православных негосударственных общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации как на уровне законодательной базы, так и практической стороны. Выйти с инициативой к Правительству Свердловской области о финансировании из областного бюджета православных негосударственных образовательных учреждений.
2. Обратить внимание на правовой и законодательный механизм включения Православной Церкви как социального института в проект Концепции государственной политики формирования и защиты нравственности детей в Российской Федерации.
К Правительству Свердловской области:
1. Объединить церковные и государственные ресурсы в воспитании граждан Свердловской области, особенно детей и молодежи, на традиционных для России культурных ценностях в рамках существующей нормативно-правовой базы.
2. Создать условия для осуществления последовательного и непрерывного православного образования на всех ступенях государственной и негосударственной систем образования.
3. Отработать систему социального партнерства Церкви и Государства на базе существующей законодательной базы, которая явилась бы основанием для оказания финансовой поддержки государственными структурами разработанных совместно с Церковью проектов, программ и мероприятий в сфере духовно-нравственного воспитания.
К Министерству общего и профессионального образования Свердловской области:
1. На постоянной основе продолжить совместную подготовку педагогических кадров, владеющих навыками преподавания дисциплин духовно-нравственного содержания.
2. Продолжить реализацию уже имеющихся образовательных программ духовно-нравственного и этического содержания (таких, как «Уроки добра», «Христианская мораль», «Православная этика», «Урал. Человек. Истоки», «Культура семьи»); в полном объеме использовать в образовательных учреждениях существующую методическую базу, рекомендовать ее применять на экспериментальных площадках при ИРРО; продолжить разработку новых программ и учебно-методических комплектов к ним.
3. Развивать систему взаимодействия и тесного сотрудничества государственных и негосударственных образовательных учреждений на базе проведения совместных методических, культурных, спортивных и других мероприятий.
4. На базе православной культуры и духовных отечественных традиций создать систему воспитания духовно-нравственной личности и ее образования.
5. Предоставить возможность работникам негосударственных образовательных учреждений на общих основаниях участвовать в системе повышения квалификации педагогических кадров.
III. Направление «Церковное просвещение в различных сферах деятельности».
Участники Съезда признали целесообразным перенять опыт Санкт-Петербургской епархии по организации консультативной службы на приходах, осуществлять которую могут миряне, получившие духовное образование в том или ином виде (выпускники церковно-приходских школ, воскресных школ для взрослых, катехизаторских и библейских курсов, других епархиальных и приходских учебных заведений).
Большое значение участники Съезда придают работе с молодежью и рассматривают добровольчество в Церкви, школах и ВУЗах как одну из эффективных форм непрерывного духовного и культурного образования детей и молодежи. Участники Съезда постановили включить добровольчество в работу каждого прихода для организации миссионерского и социального служения молодежи.
В плане организации добровольческого социального служения на приходах участники Съезда призвали к тесному взаимодействию воскресных школ, общеобразовательных учреждений и учреждений Министерств социальной защиты и здравоохранения. Разработку целевых программ по сестричеству, помощи престарелым на дому и т.д. Съезд поручает Социальному отделу епархии.
Принимая во внимание, что развитие православного образования невозможно без библиотечного обслуживания, участники Съезда поручают Центральной Православной Библиотеке создать епархиальный библиотечный коллектор и координационный центр руководства духовными библиотеками. Также участники Съезда констатируют необходимость, во-первых, улучшить материально-техническое обеспечение (библиотечным оборудованием, техническими средствами обслуживания читателей) Центральной Православной библиотеки и библиотек приходов епархии; во-вторых, ввести обязательный экземпляр для Центральной православной библиотеки изданий информационно-издательского отдела епархии.
Участники Съезда отметили необходимость расширения системы взаимодействия Екатеринбургской епархии с учреждениями пенитенциарной системы и воинскими частями, дислоцирующимися на территории Свердловской области в сфере духовно-нравственного и семейного воспитания, а также профилактики зависимостей. Участники Съезда констатируют, что существующее разнообразие опыта, программ, методик и других разработок в епархии позволяет осуществлять совместную просветительскую деятельность государственной и негосударственной системы образования. Для этого участники Съезда предлагают всем педагогам включиться в реализацию программы «Православная культура — непрерывное образование».