Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
- Галина Семеновна, как вы оцениваете работу отдела в прошедшем году?
Деятельность Отдела церковно-приходских школ Екатеринбургской епархии в 2002 году расширялась и углублялась. На начало учебного года 2002–2003 гг. у нас было 128 школ, что на 11 школ больше, чем в прошлом. Но эта цифра объективно занижена потому, что не все школы предоставили рапорт Правящему Архиерею о начале учебного года.
Надо сказать, что школы у нас работают пока в очень трудных условиях: треть из них не имеет нормальных помещений, работают в неприспособленных условиях, не имеют отдельных помещений. Но, тем не менее, школы не закрываются, количество учителей не уменьшается. Может быть, как раз эта ситуация с помещениями и повлияла на то, что количество учащихся не увеличилось по отношению к 2001 году. Сейчас в церковно-приходских школах Екатеринбургской Епархии учится 3225 учащихся.
Как и в прошлые годы, увеличивается спектр изучаемых предметов и количество школ, в которых эти предметы преподают. Перечислю только некоторые: иконопись, церковно-прикладное и изобразительное искусство, рукоделие, православный театр, уроки благочестия. Между тем, надо отметить, что обязательные епархиальные предметы стали преподавать более углубленно. Например, школы начинают переходить от преподавания чтения на церковнославянском языке к такому предмету как грамматика церковнославянского языка.
К окончанию 2002 года создан интернет-журнал Отдела церковно-приходских школ. Презентация журнала прошла на празднике в честь святой великомученицы Екатерины. Страницы сайта регулярно пополняются новой информацией отдела.
- Были ли реализованы какие-то новые формы работы с детьми?
- Особенность 2002 года в том, что очень многие церковно-приходские школы нашли возможность проводить летнюю работу с детьми. Были организованы православные лагеря, особенность которых, в отличие от обычных, в том, что цель их работы совпадает с задачами православного образования – приобщать детей к церковной жизни. И в таких лагерях дети продолжают свое воцерковление, посещают богослужения, совершают паломничества по другим храмам. Ряд школ организовали поездки по святым местам Екатеринбургской епархии. Немало ребят побывало и в других епархиях. Например, дети из церковно-приходской школы Иоанно-Предтеченского храма посетили святыни Санкт-Петербурга, Кронштадта и Валаама. Таким образом, это направление в работе школ закрепляется, и мы надеемся, что школы будут учиться друг у друга, обмениваться опытом, как проводить такие дальние поездки. Кроме того, ряд школ в летнее время проводили крестные ходы. Дети из храма во имя Всех Святых под руководством своих наставников из числа священников провели крестный ход из деревни Большие Брусяны до деревни Черноусово, где помогали восстанавливать храм.
Особо хочется сказать о работе школ то, что согласно благословения Владыки Викентия, за прошедший год значительно активизировалась работа детских хоров. На сегодня в 37 школах существуют детские хоры, которые участвуют в литургической и миссионерской деятельности храмов, бывают с концертами в подшефных интернатах, больницах, воинских частях. Созданный при отделе Сводный хор церковно-приходских школ силами преподавателей преобразован в Епархиальную певческую школу “Октоих”. Также развивается и социальная работа. Детей все чаще стали привлекать к той работе, которую ведут храмы по отношению к одиноким и престарелым людям, в домах ребенка, к поддержанию чистоты вокруг храмов. Дети начинают привыкать к новым для себя видам труда.
Надо сказать, что ни одна школа не работает без активного участия родителей и эта работа проводится на взаимной основе. Родители охотно помогают школам в практической работе. Берут на себя заботы по организации паломнических поездок, по изготовлению пособий для уроков. С нашей стороны с ними проводится методическая работа, организуются родительские собрания на оперативные темы. В работе ряда школ появилось интересное направление — тематическое родительское собрание. Тематика этого направления посвящена вопросам духовного возрастания родителей: как правильно воспитать детей, как избежать ошибок в воспитании, что такое православная педагогика.
- Отдел церковно-приходских школ работает уже восемь лет. В чем сегодня заключается его основная деятельность, произошли ли какие-то изменения за это время?
- Сейчас работа Отдела организована несколько иначе, чем в первые годы существования. Тогда мы уделяли больше внимания разработке нормативной базы существования церковно-приходских школ. Сейчас, когда этот процесс практически завершен, наша деятельность сосредоточена больше на качестве образования, на том, чтобы подготовить учителей для нашей работы, а также стараемся сосредоточить свое внимание на подготовке методических материалов. Кроме того, мы стараемся всеми силами помогать учителям церковно-приходских школ дополнить свое образование. Не секрет, что преподавать в ЦПШ, как правило, приходят учителя из общеобразовательных школ, либо люди просто верующие и не имеющие педагогического образования. У тех и других есть свои проблемы, и задача отдела в том, чтобы помочь им начать качественно работать. С этой целью отделом осуществляется масса мероприятий. Например, мы проводим секции преподавателей церковнославянского языка, Закона Божиего, церковного пения. Это профессиональные секции, ориентированные на отдельных педагогов по предметам. Ежегодно проводим епархиальный семинар всех учителей церковно-приходских школ. Это большое разноплановое мероприятие. В 2002 году семинар состоялся 22 августа, на нем присутствовало 227 человек, было прочитано 27 докладов. Были видны наши пробелы и наши успехи. Особенностью этого семинара стало то, что к нему мы подготовили 16 методических работ – опыт, накопленный за все годы существования, чтобы каждый педагог и руководитель школы мог воспользоваться им в своей работе.
Кроме того, в образовательной деятельности педагогов мы не снизили начатый в 2001 году уровень работы по проведению очно-заочных катехизаторско-педагогических курсов. В августе 2002 года состоялся первый выпуск основного потока: 58 человек получили сертификаты на право преподавания в ЦПШ. Все сертификаты были подписаны Правящим Архиереем и вручались на семинаре в торжественной обстановке. Это те люди, которые составляют золотой фонд наших преподавателей. Мы верим в то, что они свою веру и возможности реализуют в области православного образования.
Продолжают образование те, кто поступали 2001 г. на подготовительный поток. В августе-сентябре прошел новый набор на курсы, и сейчас на них учится 86 человек. Конечно, может быть, не всем удастся их закончить, в этом году программа очень серьезная, но, тем не менее, по этим курсам очень хорошо будет виден уровень наших школ.
Для тех, кто только приступает к работе, ко вновь открытым школам, я обращаюсь с призывом — не стесняйтесь, приходите в отдел за методическими разработками. С теми, кто работает давно, у нас уже другой уровень сотрудничества. Многие разработки учителей весьма интересны, и задача нашего отдела — распространять их опыт. Например, в этом году нам удалось издать две методички с разработками учителей. Издан сборник рефератов, а это уже заявка на богословское издание.
- Какие из проведенных отделом мероприятий Вы бы хотели отметить особо?
- Это деятельность отдела, направленная на проведение массовых мероприятий для детей. Большая удача 2002 г. в том, что впервые было проведено мероприятие, которое нельзя назвать развлекательным – Детская богословская конференция. Прецедентов детских богословских мероприятий я нигде не встречала. Конференция была посвящена святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Работу дети провели очень большую. Со всей Епархии было прислано 42 реферата, и большинство из них было озвучено на конференции, многие просто рассказывали о своих храмах, и материал, который дети представляли — это настоящие архивные материалы.
Уже седьмой раз мы проводили утренники в честь празднования Дня святой Екатерины, на которых присутствовало, как всегда, не менее 600 человек. В этом году была особенность еще и в том, что очень хорошо были представлены многие школы. Утренник состоит из двух частей. Каждая школа имеет возможность наглядно представить свои достижения. Это может быть газета, методическая разработка, игра. В этом году удивила школа храма в честь Святых Космы и Дамиана — они представили разработку по теме подвига новомучеников. К обучению были представлены архивные материалы, разработка предусматривает подачу записок о молитвах в храме — это настоящее духовное дело. Меня очень порадовало, что с детьми не развлекаться собираются, а именно сотрудничают, относятся к ним как к братьям и сестрам во Христе. Личностное единение учителя и ученика – это особенность православного образования. В общеобразовательной школе это единение выражено гораздо слабее. Учитель и ученик — оба являются отражением образа Божьего, и ученик воспринимается учителем именно как младшие брат или сестра во Христе. Церковно-приходские школы — это наша ценность и опора.
Беседу вел Ростислав Соколов
- Отец Алексий, как вы можете охарактеризовать в целом итоги прошедшего года? - Говоря об итогах года, надо проникнуться отношением к этим итогам Владыки. Акцент необходимо ставить не на наших достижениях
Екатеринбург, 13 февраля, «Православная газета».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.