Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Приветственное слово Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Викентия, Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского к участникам IV епархиального съезда православных законоучителей

«Возрождение духовного образования в конце XX — начале XXI века: опыт и перспективы"

(посвящается 90-летию подвига Царской Семьи)

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на IV Съезде православных законоучителей Екатеринбургской епархии, который проходит непосредственно после значительного общецерковного события — Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Настоящий Съезд призван обратить внимание общества на исключительное значение возрождения духовного образования в России. На этом общеепархиальном форуме нам предстоит обменяться мнениями и опытом по различным аспектам церковной педагогики, понять, в каком направлении мы движемся, наметить наиболее важные пути развития духовного образования.

Съезд православных законоучителей, как и многие епархиальные мероприятия в текущем году, посвящен особой памятной дате — 90-летию подвига Царской Семьи. Взирая на образ Святых Царственных Страстотерпцев, на их чистоту, целомудрие, искреннюю веру и любовь к Родине в сочетании с глубокими познаниями в различных науках и внимательным отношением к каждому человеку, мы понимаем, что это — результат подлинного духовного образования и воспитания. Более того, и царь, и царица, и дети стали живым примером того, что подлинно духовная, сформировавшаяся в вере Христовой личность ярче всего проявляет наивысшие духовные качества именно в самых сложных, трагических условиях. На Архиерейском Соборе 2008 года было сказано: «Воздавая честь Святым Царственным Страстотерпцам, мы все должны черпать в почитании их подвига силы и мужество и, взирая на их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере». Апостол Павел призывает «поминать наставников наших, которые проповедывали нам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их» (Евр. 13, 7).

Те душевные и духовные качества, которыми мы восхищаемся в Царских детях, мы хотим видеть и в наших современных детях. Такое воспитание должны ставить целью своего существования духовные школы от низшего до высшего звена. Поэтому подъем духовного образования на должную высоту становится сегодня делом общецерковным, на котором должны быть сосредоточены усилия на всех уровнях: начиная от образовательных отделов епархий, и до каждого отдельного прихода. Проблемы церковных школ затрагивались на прошедшем Освященном Архиерейском Соборе. В определении собора о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви сказано: «Необходимо уделять первостепенное внимание созданию новых и поддержке епархиями существующих воскресных школ, а также имеющихся православных учебных заведений, предоставляющих среднее образование…, а также дошкольных воспитательных заведений…". В докладе Высокопреосвященнейшего Климента, митрополита Калужского и Боровского, говорится: «Сегодня во многих храмах имеются воскресные школы. Важно так организовать их деятельность, чтобы дети и подростки, посещающие занятия, действительно проявляли заинтересованность, желание продолжать обучение истинам веры и стремились воплотить полученные знания в жизни».

Сам статус и церковной школы, и законоучителя должен быть высоким. Его Святейшество, Святейший патриарх Алексий II в докладе на Архиерейском соборе отмечал, что в духовной школе должен быть «крепкий костяк преподавателей». Это единство, сплоченность преподавателей проявляется, прежде всего, в примере христианского благочестия для воспитанников, как нравственная опора духовной школы, а вслед за тем — в единомыслии и согласованности педагогической деятельности. Немалое значение имеет и создание условий для труда преподавателей: в перспективе духовная школа может стать основным местом их работы. Это, конечно же, требует адекватного материального обеспечения преподавателей.

Вновь обращаю ваше внимание, что от примера нравственной жизни педагога зависит, явят ли дети в своей повседневной жизни подлинно нравственную жизнь. Наш педагогический труд заключается в том, чтобы дети оставались в Церкви, чтобы в их лице мы надеялись получить кадры для Церкви, будущих священников, которые, в свою очередь, смогут многих людей привести ко Христу. Мы стремимся к тому, чтобы наши дети, подрастая, становились «столпами веры», образцами нравственности, могли влиять на окружающее их общество, противостоять волнам греха, захлестывающим современный мир, чтобы при их деятельном участии добро превалировало над злом.

В свете недавних событий объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, на Архиерейском Соборе особое внимание было уделено вопросу Единства Церкви. В труде законоучителя стремление к единству Церкви состоит в том, чтобы прививать воспитанникам веру, которая скрепляла бы детей с Матерью-Церковью, храмом, приходом и прихожанами. Вся Церковь, не только «свой» храм или приход, есть единая Семья, сплоченная вокруг Отца Небесного. Все мы, православные христиане, есть братья и сестры друг другу в этой большой Семье — Церкви.

Говоря о единстве Церкви, хочу обратить Ваше внимание, дорогие отцы, братья и сестры, и на важность наших согласованных действий в образовательном пространстве. Как «едиными усты, единым сердцем» всех членов Церкви созидается ее единство, так же и в педагогическом процессе результат может быть достигнут только объединенными усилиями: единым должен быть коллектив педагогов церковной школы, едиными и согласованными — усилия всей епархии и каждого прихода. Единой должна быть и методика преподавания, и методическое руководство. Как раз сегодня, к IV Съезду законоучителей, такое руководство издано, чтобы каждый из вас мог его получить.

Объединение усилий имеет большое значение и в вопросе подготовки педагогов, от которого непосредственно зависит и качество преподавания, и возможность открытия новых церковных школ на приходах. Сегодня в Екатеринбургской епархии созданы все условия для того, чтобы педагоги могли глубоко изучить не только вероучительные предметы, но и принципы их преподавания детям. Действует Учительская семинария во имя сщмч. Фаддея Успенского при отделе церковно-приходских школ, катехизаторские курсы, создается огласительное училище, курсы при семинарии, на приходских духовных центрах. Создана система повышения квалификации педагогов (уже три года при отделе церковно-приходских школ работает педагогический практикум). Кроме того, все образовательные отделы Екатеринбургской епархии организуют постоянный обмен опытом между педагогами, издают методические пособия по вероучительным предметам, предназначенные для преподавания детям разного возраста, с разным уровнем подготовки. Проводятся крупные педагогические форумы, на которых обсуждаются принципиальные вопросы церковной педагогики. Примером такого мероприятия является настоящий Съезд. Но епархиальные педагогические мероприятия — далеко не единственный способ усиления связи епархии и приходов. В свою очередь, и приходские коллективы педагогов могут также приглашать епархиальных сотрудников для проведения выездных педагогических или детских мероприятий. Все это создает возможность православным педагогам епархии работать в едином русле, видеть перед собой одни и те же цели и помогать друг другу в их достижении.

Надеемся, что Всемилостивый Господь, видя наши усилия, подаст нам Свою всесильную помощь и благодатный дар учительства, чтобы наши юные члены Церкви, получив подлинное духовное образование, смогли стать деятельными и просвещенными членами Единой Соборной Церкви Христовой.

ВИКЕНТИЙ,

АРХИЕПИСКОП ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ

И ВЕРХОТУРСКИЙ