Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (968) → Протоиерей Димитрий Беженарь: О самом необходимом

Протоиерей Димитрий Беженарь: О самом необходимом

№23 (968) / 19 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №22 (967)

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Меня часто спрашивают: „Почему Бог посылает болезни или несчастья хорошему человеку, если он ведет правильный образ жизни? В храм пока не ходит, но в душе верует – почему так несправедливо ему посылаются несчастья?”. Что бы Вы посоветовали ответить на этот вопрос?».

– Очень хороший вопрос вы задали, один из самых сложных вопросов в богословии: как нашим ограниченным человеческим умом понять тайну Промысла Божия, почему Господь, будучи Сердцеведцем, Всемогущим, праведникам и вообще добродетельным людям попускает скорби, болезни, несчастья? Не посылает (я хочу подчеркнуть), а попускает действия скорбей, несчастий, какие-то неприятности, а нечестивые люди, наоборот, могут в этой жизни испытывать все ее блага и производят впечатление счастливых: у них все есть, и они ни в чем не нуждаются. Но тут надо четко помнить одну догматическую истину. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого», – говорит святой апостол Иаков в своем Соборном Послании. Бог не посылает скорби, а лишь попускает их действие для спасения: каждого человека в отдельности Промысл Божий ставит в ту ситуацию, которая максимально полезна ему для спасения.

Если хотите, я просто приведу жизненный пример (думаю, все вы, кто нас сейчас слушает, тысячи таких примеров сами знаете – это пример хрестоматийный). Как чаще всего бывает? В семье супруга верующая, благочестивая, ходит в храм, молится, старается соблюдать посты, старается детей воспитывать в Православной вере, а муж пока еще «просто хороший человек», как сейчас принято говорить, он «верит в душе», в лучшем случае он ей не препятствует ходить в храм, может иногда поиронизировать: «Ну что ты, как фанатичка, каждое воскресенье ходишь в храм? Ладно на Пасху, на Рождество, на Троицу, на Преображение, что ж каждое воскресенье-то?». Но ей не препятствует, хотя сам никак в христианской жизни не участвует. Супруга его увещевает: «Слушай, дорогой, давай сходим помолимся, сейчас праздник. Сходи исповедуйся – сейчас Великий пост: надо поисповедоваться, надо пособороваться!». Он, чтобы ее не обидеть, говорит: «Ладно, дорогая, но не сейчас. Ой, знаешь, я не готов». Или: «Давай не будем, не сейчас». Не сейчас, не сейчас...

Давайте сами подумаем, дорогие друзья, что может еще Господь сделать, чтобы такого «просто хорошего человека, верующего в душе», спасти? Как его спасти? Супруга за него молится, переживает, она-то знает, что впереди вечная жизнь, что просто с одной нашей человеческой хорошестью Царствие Божие не наследуешь: наша хорошесть останется здесь, на земле – он просто хороший, добродетельный, общительный, веселый, жизнерадостный, щедрый, готовый последнюю рубаху отдать, но у него нет глубокой живой веры и покаяния. Подумайте сами, что еще Бог должен сделать, чтобы человеку хорошему дать живую веру и покаяние? Что? И вот Господь по молитве супруги, по молитве всех остальных близких любящих людей, чтобы этому человеку помочь спастись, попускает действие какой-то болезни, неприятности, аварии, чтобы этого человека немного встряхнуть и заставить задуматься, что мы на земле временно: впереди вечность, у нас бессмертная душа, и свою душу надо готовить к встрече с Богом. Для этого нужна живая вера – только живая вера понуждает человека к молитве.

Иной раз муж смотрит: жена молится и утром, и вечером. Он смотрит на нее и не может понять, зачем нужно одни и те же слова молитв читать каждый вечер и каждое утро, каждое воскресенье ходить в храм. Он ее, может, и не осуждает, но он не видит в этом необходимости, у него внутри нет живой веры и покаяния. Она ему может сказать: «Дорогой, пойдем на Исповедь», а он: «А в чем мне каяться? Я живу как все, что я такого делаю? Другие и похуже живут».

Когда нет покаяния, нет осознания, что ты своими поступками удаляешь себя от Бога и вечной жизни, Господь посылает какую-то болезнь... Ясное дело, неприятно болеть, очень не хочется какого-то несчастного случая, неприязни, скорби – всего этого не хочется, это создает нам в жизни дискомфорт, но через это Господь помогает человеку задуматься и вспомнить, что мы на земле гости.

Вопрос телезрительницы: «Как правильно отвечать тем, кто хочет покаяться, но говорит: „Мы не будем каяться у простого священника – нам нужно найти старца или прозорливого священника, а к простому мы не пойдем”?».

– Можно привести простую аналогию, которая понятна и верующим, и неверующим. Это все равно что я заболею, рядом больница или поликлиника, близкие или родные мне советуют пойти обследоваться, чтобы выяснить, что за проблема, а я скажу: «Я не хочу в эту поликлинику идти к простому врачу, к простой медсестре. Я хочу, чтобы меня обследовал светило в этой области медицины». Даже еще не зная, что конкретно у него болит, он хочет только к выдающемуся профессору, в интернете узнает, какой профессор сейчас самый лучший в той или иной области медицинских наук. Человек, который так рассуждает, рискует, что его болезнь будет прогрессировать и доведет его до летального исхода. Я думаю, что этот пример прост, понятен и нагляден.

Еще премудрый Соломон говорил, что Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Раз у нас есть проблемы с телесным здоровьем, мы обращаемся к тем врачам, которые есть. Не понравился один врач? Обращайтесь к другому, проверяйте, сравнивайте одного и другого. Человеку, который обращается к медицинским работникам, ставят правильный диагноз – и он получает вовремя исцеление, а человек, который считает, что только выдающийся светило, какой-нибудь профессор должен его обследовать, так и останется со своей болезнью наедине.

В духовной области то же самое: «Простой батюшка не нравится, вообще все священники не нравятся, хочу великого старца!» – но достоин ли ты, чтобы Господь тебя привел к духоносным старцам? Такие, безусловно, есть и всегда были, они по смирению себя скрывают, никогда себя не афишируют, но благодать Божия таких людей отмечает и, как говорит старец Паисий Святогорец, выдает таких людей. Духовно опытные люди есть и будут до скончания века, но чтобы к ним прийти, надо быть готовым услышать их совет.

Вопрос телезрителя: «Сейчас все больше говорят, что необходимо как можно чаще причащаться. Но часто сталкиваюсь с высказыванием, что вычитывание канонов, Последования ко святому Причащению – это не более чем благочестивая традиция, что в канонах этого нигде нет, главное – внутренний настрой. Лично меня такое мнение смущает».

– И хорошо, что вас такой совет смущает: эти слова, судя по всему, от людей, поверхностно верующих. Я абсолютно разделяю и ваше смущение, и ваше несогласие с такими словами. Святой апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам говорит четко и ясно (и это прописано в Священном Писании): Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня. Если человек без должного приготовления приступает ко Причащению (а тем более такая тенденция: почаще причащаться, но практически не готовиться), то можно причащаться в осуждение себе, брать на себя очень и очень большой грех.

А люди, которые так рассуждают... Здесь есть момент лукавства, и оно достаточно очевидно, лежит на поверхности: «Необязательно читать молитвенное правило, необязательно поститься, ходить в храм, постоянно исповедоваться, главное – внутренний настрой»? А как ты его получишь? Как ты себя настроишь? Сидя в кресле или лежа на диване перед телевизором, плотно поужинав или пообедав? Какой у тебя будет настрой? Или не исповедовавшись? «А что я такого сделал? Что я буду исповедоваться так часто? Я исповедовался два месяца назад». А причащаться вроде как хочешь… Так поступают люди, у которых нет настоящей, живой веры и проблема такая действительно есть.

Сейчас благоразумнее и актуальнее было бы вести разговоры не о сверхчастом Причащении, а о постоянном покаянии – сейчас на покаянии надо делать акцент, чтобы люди осознавали свои грехи. Очень мудро преподобный Паисий Святогорец говорил, что те современные люди, которых мучают мирские помыслы, постоянные тревоги, постоянное беспокойство и спешка жизни, в этой спешке удаляются от Бога. И даже живут на земле, уже не замечая, что жизнь кратковременна – впереди вечность, перед Богом мы ответим за каждое мгновение этой жизни. Они живут, как будто Бога нет и смерти нет, как будто все умрут, кроме них. Таким людям как раз и необходимо покаяние, ибо оно лишает дьявола прав над человеком: когда мы грешим и не каемся, дьявол получает права над человеком и его ввергает в скорби, несчастья, неприятности, в уныние и депрессию. И человек ищет освобождения от этих состояний, но не обращаясь к Богу, а в выпивке, в наркотиках, в увеселениях, пытаясь забыть самого себя, убежать от себя. Поэтому именно покаяние сейчас должно быть. Сейчас акцент надо делать на то, что людям каяться нужно, чтобы освободиться от бесовского воздействия, от воздействия злых духов. Через покаяние мы освобождаемся от воздействия дьявола.

Если человек, покаявшись на Исповеди, не чувствует облегчения в своей душе, а, может быть, даже чувствует дискомфорт, тяжесть, как быть?

– Такое бывает. Преподобный Паисий Святогорец людям, которые его спрашивали о подобных проблемах, говорил совершенно категорично: «Не может быть, чтобы ты, искренне покаявшись, не почувствовал внутреннего облегчения и окрыления, буквально душевного взлета». Если же после Исповеди у тебя осталась какая-то тяжесть, какой-то дискомфорт, смущение, тому есть две причины. Это наш эгоизм, гордость, когда мы по гордости что-то или не сказали или Исповедь построили так, что больше себя оправдывали (Исповедь можно так построить, что человек всех вокруг обвиняет, кроме себя, – такой человек отойдет от Исповеди с чувством внутренней тяжести, ведь он не в своих грехах каялся, а в грехах окружающих людей). Первая причина – гордость или эгоизм, а вторая – недосказанность, когда в Исповеди что-то умалчиваем, когда человек постыдился что-то сказать: в интернете насмотрелся не пойми чего и постеснялся батюшке об этом сказать – вроде все грехи сказал, а главное не сказал, и эта червоточина осталась, и человек отходит от Исповеди с внутренней тяжестью; причина в нас самих.

Если человек на Исповеди не чувствует всей тяжести греха, как бы формально проговаривает какие-то пункты, состоится ли его Исповедь?

– Будет ли она действительной? Да, так тоже бывает, и нередко. Но тут надо обратить внимание, что мера воцерковленности у людей разная. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Господь не попускает новоначальному человеку сразу видеть всю свою греховность». Не попускает кому? Маленьким детям, подросткам, новоначальным в вере и особо чувствительным людям сразу видеть всю глубину своего падения, чтобы человек не впал в уныние. Поэтому Господь такому человеку постепенно приоткрывает духовные очи на его состояние.

В таком состоянии человек может в чем-то исповедоваться, но не придавать этому значения: ну, обманул, позавидовал, украл, ну, не заплатил своим сотрудникам. Иногда работодатель своим сотрудникам, которые честно на него трудились, говорит: «Ну, ребята, мзда ваша многа на небесах» – у них семьи, им надо жить, а он так говорит… Но за Небесную мзду Господь Сам ответит, а ты, если ты работодатель и у тебя трудятся люди, должен их отблагодарить вовремя. Естественно, человек может не осознавать, насколько он огорчил ближних своими грехами, и от этого происходит такое состояние, что на Исповеди человек как бы своих грехов не видит. Но если такой человек регулярно будет исповедоваться, то Господь постепенно будет открывать ему духовные очи, и он постепенно начнет это видеть и более серьезно относиться к покаянию.

Вопрос телезрительницы: «У нас в храм однажды пришла женщина и завела со мной разговор на предмет того, что святые батюшки не все одинаковые. И привела в пример Максима Исповедника, говорит: „Зачем ходить в храм, если можно, как Максим Исповедник, находиться дома, молиться дома? Необязательно ходить в храм”. И очень много разговоров идет, что там батюшка не такой, служит не так, и святые – один хороший, другой не очень хороший. И я очень затрудняюсь: что вообще говорить в таких ситуациях, как разговаривать с такими людьми?».

– Мы на всех наших встречах, так или иначе, касаемся этой болезненной темы и сами зрители задают такие вопросы: эта тема очень актуальна – тема раскола людей, фанатично настроенных против единства Святой Соборной Церкви, которые в силу своей духовной безграмотности даже святых противопоставляют друг другу. Это классический пример: преподобного богоносного отца нашего Максима Исповедника, борца с монофелитской ересью, противопоставляют всем епископам, жившим тогда в Церкви, и говорят, что якобы преподобный Максим и двое его учеников единственные остались верными Православию, а весь епископат Византийской империи отпал в ересь монофелитства, все патриархи – Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и так далее. Это глубокое заблуждение от незнания церковной истории.

На самом деле преподобный Максим Исповедник преставился в 662 году, VI Вселенский Собор, который осудил монофелитскую ересь был, как мы все хорошо знаем, в 680 году. Напомню в общих чертах, что монофелитская ересь была логическим следствием монофизитской ереси. Монофелитство – это вера, что во Христе была лишь одна Божественная воля, а не было воли человеческой; это как бы искажение нашей веры во Христа Спасителя, Который был истинный Бог и истинный Человек, совершенный Бог и совершенный Человек. И преподобный Максим Исповедник боролся с этой ересью. Он находился долгое время в заточении, и его ввели в заблуждение тем, что сказали: «Смотри, все уже подписали типос». Это император Констант II издал указ (648г.), который запрещал всякую полемику, то есть не то что он пропагандировал ересь, а император запрещал ради мира в империи открыто выступать так или иначе. И преподобный Максим отказался последовать этому – его ввели в заблуждение, сказав, что все епископы и патриархи подписали типос, и он сказал известную свою фразу (которую раскольники выхватывают из общего контекста и, рассчитывая, может быть, на нашу неосведомленность в церковной истории, обыгрывают это в своих целях) о том, что даже если вся вселенная подпишет этот документ, я не подпишу. А на самом деле в Александрийской Церкви, которая была мусульманами отсечена от Константинопольской Церкви, и в Иерусалиме, тоже находящемся во власти мусульман тогда, в VII веке, было множество православных иерархов, которые не были монофелитами. До этого на Соборе в Риме (под председательством исповедника святителя Мартина, папы Римского), на котором было 105 епископов, была осуждена монофелитская ересь. Множество было епископов, которые хранили верность Православию, и такое искусственное противопоставление одного святого отца всему сонму архипастырей и всей Церкви – это чисто раскольнический подход.

Самое печальное то, что люди, так говорящие, себя отождествляют или с преподобным Максимом Исповедником или со святителем Марком Эфесским, со святителем Григорием Паламой или святителем Афанасием Великим – со столь великими отцами, которые себя от единства Церкви не отделяли. И окончательно ересь монофелитства была осуждена на VI Вселенском Соборе, где было множество архиереев, которые все были верны Православию. Если не было православных архиереев и вообще никого не осталось православных, кроме Максима Исповедника, откуда тогда на VI Вселенском Соборе было столько иерархов?

В заключение хочется сказать: когда вы встречаетесь с теми, кто проповедует раскольнические идеи, обратите внимание – есть несколько ключевых слов, которые как бы открывают дверь в иную реальность, некое Зазеркалье. Услышав несколько таких слов, вы сразу можете понять, что человек вас приглашает «в зазеркалье» – в как бы параллельную церковь. Вот ключевая фраза: «Все епископы ведут людей в погибель, кроме одного или двух» – дальше, в зависимости от того, какое доверие испытывает к вам человек, он может назвать одного или двух епископов, может не назвать, но ключевая аксиома, что «все епископы, все священники ведут людей в ад, кроме одного-двух-трех наших».

Или вот фраза, что в Церкви, после определенного подписанного документа или какой-то встречи, уже нет благодати, поэтому ходить туда не надо. В этом зазеркалье, в этом параллельном мире вроде все похоже на церковность, но там параллельный мир, там свое представление о добре и зле, там даже своя эсхатология. Там есть совершенно нелепая, не основанная ни на чем в Священном Писании, эсхатология, что если у вас есть какие-либо номера в любом документе (комбинация цифр, которая введена в компьютер, в свидетельство о рождении, паспорт, медицинский полис, военный билет), то это – все: как бы вы ни жили, хоть в покаянии, в добродетели, молитве, в делах милосердия другим людям, каким бы вы ни были человеком, после смерти, раз на вас есть номерок, вы пойдете в ад и будете в аду до самого момента Второго Пришествия Христа, когда сгорит весь этот мир и все компьютеры. Нелепая и необоснованная эсхатология. Так что будьте осторожны, когда таких людей слышите, о них можно только молиться.

В заключение, дорогие друзья, для вашего утешения, укрепления вашей веры я зачитаю несколько мудрых слов преподобного Паисия Святогорца: «Нынешние люди устали; грехом и эгоизмом они доведены до одурения и помрачения. Поэтому сейчас – больше чем в какую-либо другую эпоху – мы испытываем необходимость в хороших и опытных духовниках, которые просто и с непритворной любовью будут относиться к людям и с рассуждением их окормлять, чтобы те умиротворились. Если нет хороших духовников, то пустеют храмы и наполняются психиатрические лечебницы, тюрьмы и больницы. Люди должны осознать: они мучаются, потому что находятся вдали от Бога. Они должны покаяться и смиренно поисповедоваться в своих грехах. Работа духовника – внутреннее исцеление человека. Нет врача выше, чем опытный духовник, который своей святостью внушает доверие к себе, вычищает из чутких созданий Божиих помыслы, которые приносит им враг, и без лекарств – благодатью Божией – исцеляет души и тела».

Пользуясь случаем, очень прошу молитв о здравии тяжелоболящего архимандрита Гермогена, духовника Снетогорского монастыря из Пскова. Батюшка как раз тот самый хороший духовник, о котором говорил отец Паисий...

– ... и который нуждается в нашей молитве и помощи.

Помолитесь, пожалуйста, о его здоровье.

– Еще раз призываем всех вас помолиться о здравии иерея Валерия Духанина и оказать посильную помощь для его лечения, а всем вам желаем неоскудевающей помощи Божией, духовной радости, здравия, сил и терпения, во всем благого поспешения. Храни вас Господь!

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс