Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (968) → Священник Николай Конюхов: Петров пост

Священник Николай Конюхов: Петров пост

№23 (968) / 19 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Давайте начнем с вопроса о том, как и когда появился апостольский Петров пост.

– Петров пост упоминается достаточно рано, в таких древних памятниках, как «Апостольские постановления». Такие святые отцы V века, как Амвросий Медиоланский и папа Лев Великий, упоминают о нем как о безусловно важном. Существуют разные теории. Например, что, возможно, Петров пост компенсировал Великий тем, кто не смог во время него поститься. И как раз после праздничной недели, после отдания праздника Пятидесятницы, люди постились. Возможно, изначально этот пост был длительным, а потом для удобства июль был освобожден, а пост разделен на две части: первая заканчивалась праздником апостолов Петра и Павла, а вторая, ставшая впоследствии Успенским постом, переносилась на август. Но когда стали появляться храмы в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Константинополе и затем в Риме, этот праздник стал чтиться особо – и пост установился именно как апостольский.

В Деяниях апостольских мы находим упоминание о том, что апостолы, в том числе и апостол Павел, постились перед выходом на проповедь, поскольку дело это очень серьезное. Это связано также и с праздником Пятидесятницы – Сошествием Духа Святого на апостолов. Важен он и для людей, воспринявших благодать Духа Святого, чтобы не растратить его. Потому что суетная жизнь очень быстро делает человека похожим на дуршлаг, и вся благодать, накопленная в ходе Великого поста, светлая радость Пасхальных дней может уйти, если люди растратят себя на суетную и бездуховную жизнь, которая, к сожалению, обостряется в летний период – период дач, шашлыков и веселого времяпрепровождения. Поэтому мы, христиане, с вниманием и умилением относимся к этому летнему посту.

То есть традиция древняя, и соблюдение этого поста необходимо? Есть такое мнение, что Великий и Рождественский посты не соблюсти нельзя, а Петровский и Успенский посты вроде бы необязательные. Справедливо ли такое мнение?

– Надо сказать, что Великий пост имеет обоснование в Священном Писании. Мы знаем, что Господь сорок дней постился в пустыне, и в память об этом Его подвиге Церковь установила Великий пост. А остальные посты сформировались уже в ходе развития самой Церкви. Но мы не протестанты, мы основываемся не только на Священном Писании, у нас еще есть понятие Священного Предания. И Церковь вырабатывает для нас благочестивые правила, чтобы нам было удобней готовиться к каким-то праздникам, чтобы у нас было время для покаяния и молитвы, Церковь установила еще и другие посты.

Сам по себе пост имеет обоснование в Священном Писании, а продолжительность или время поста – это уже установление Церкви и входит в ее Священное Предание. Если бы Петров и Успенский посты были не нужны, то с течением времени они были бы отменены. Но поскольку Церковь посчитала важным и нужным для нас сохранить их, то мы, доверяя Церкви, со вниманием относимся к ее совету и стараемся его исполнять, так как, по словам Киприана Карфагенского, кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.

Хотелось бы обратить внимание на важность поста именно в лоне Церкви. Некоторые люди говорят, что могут поститься сами, когда и сколько захочется.

– Знаю, что светские люди, которые даже не ходят в храм и не знают, что там происходит, в пост ограничивают себя именно гастрономически: покупают вместо мясных котлет креветки или делают вкусный постный салат. Но пост в Церкви – это время духовных усилий, духовного подвига, неразрывно связанное с богослужебной церковной жизнью. Если человек пытается в отрыве от церковной жизни построить какое-то свое здание, то это здание на песке.

Есть такая точка зрения, что пост вреден для здоровья и что он налагает на человека неудобное бремя. Что можно ответить людям, придерживающимся такой точки зрения?

– Я слышал другую точку зрения – что пост полезен. Могу сказать про себя: у меня есть некоторые проблемы с желудком, и когда ешь много мясной, жирной пищи, это, наоборот, вредно. Организм затрачивает очень много сил, чтобы переварить эту пищу, особенно жареное мясо. Поэтому вреда для здоровья в посте нет.

Другое дело, когда это женщина в положении или кормящая, старый человек, у которого не хватает кальция, и врач прописал ему есть творог. Но тут надо понимать, что «не человек для субботы, а суббота для человека». Пост дан нам, чтобы мы им пользовались, и, если человек не может в полной мере исполнять уставную часть, связанную именно с пищей, он может усилить пост в чем-то другом (например, в молитве, чаще ходить на службы). Ведь прийти на богослужение и помолиться вместе со священником и другими прихожанами – это большая радость, но люди часто лишают себя этого. А это, между прочим, тоже может быть частью поста.

Просто режим поста может быть разным: один будет у беременной женщины, другой – для здорового человека, и совершенно иной режим поста будет для человека, находящегося в больнице или, например, военнослужащего. Все это надо обсуждать с духовником, подойти к священнику, объяснить обстоятельства. Священники такие же люди, они все понимают и благословят молиться так, как будет полезно для конкретного человека.

Какова конечная цель Петрова поста и каков его смысл?

– Встретить праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост – дорога, ведущая нас к конечной точке. Поэтому все посты называются по своей конечной точке. Петровский пост – к празднику Петра и Павла, Успенский – к празднику Успения, Рождественский – к празднику Рождества, а Великий пост ведет к самому великому празднику христианской Церкви – к Святой Пасхе. Смысл поста – подготовиться к празднику и пройти этим путем – пусть иногда трудным, не совсем комфортным, но в итоге радостным, который сделает нас лучше и позволит воспринять благодатную радость от встречи праздника в полной мере.

Это как раз то, о чем Вы сказали: пост невозможен вне Церкви, так как вне ее нет конечной точки.

– Тогда непонятно – для чего. Ты просто на какое-то время перестал что-то есть. Но бывает, что люди болеют, и врач им запрещает что-то есть. Например, мне врач запретил есть острое, и я стараюсь его не есть. Или человек по убеждениям вегетарианец и перестал есть животную пищу, либо человек изменил рацион по той причине, что продукты подорожали.

Вопрос телезрителя: «Что Вы можете посоветовать тем, кто будет поститься в Петров пост в первый раз?».

– Когда человек собирается начинать какое-то дело, ему нужно просить на это благословение у Бога, тем более на такое богоугодное, как в данном случае. Желательно посоветоваться с духовником и выбрать для себя режим поста. Если вы находитесь в командировке, или военнослужащий, или отец многодетной семьи (либо у вас иные обстоятельства), можно спросить у батюшки, как лучше провести пост. Тем более, что Петровский пост не самый строгий, вам будет легче его провести: во все дни, кроме среды и пятницы, разрешено вкушение рыбной пищи, что сильно облегчает выбор рациона для трапезы.

Если вы поститесь в первый раз, то вам прежде всего надо понять, зачем вам это нужно, выбрать цель для достижения и попросить у Бога благословения начать. И затем вы сами поймете, какие возможности это дает для духовной жизни.

Вы сказали, что есть определенная сложность в том, что Петров пост приходится на время отпусков, летнее время, когда все располагает к отдыху. Как совместить отдых с постом?

– Смотря что человек вкладывает в понятие отдыха, потому что отдых может быть разным. Для кого-то это активный отдых (например, кататься с гор на лыжах, заниматься туризмом), для кого-то отдых – это греться на солнышке у моря, а для кого-то копаться на грядках на даче, помогая супруге или маме с бабушкой. А для кого-то отдых – это буйное веселье, связанное с огромным количеством алкоголя, какими-то развязными вещами. Так это никогда не одобрялось, независимо от того, идет ли пост. Ты же не можешь в одно время быть сдержанным христианином (хоть икону с тебя пиши), а закончился пост – и человек находится в состоянии буйного веселья и помрачения ума. Сдержанность должна быть всегда, все должно быть в меру. Как говорит апостол Павел, ничто не должно владеть тобой, ни еда, ни компьютер (переходя на современные реалии), ни какие-то увлечения. Все хорошо, «все мне позволено, но не все полезно».

Недавно ко мне обращалась семья, у которой отпуск выпал на Петров пост, им нужно лететь на море. Не всегда человек волен выбирать время отпуска. В таком случае обсудите с батюшкой, духовником (если он у вас есть) режим вашего поста. Так как в этом году Петров пост продолжительный (а отпуск сейчас обычно берут не на целый месяц, а на неделю-две), то, когда вы вернетесь с новыми силами, отдохнувшими, сможете еще приступить к духовному деланию. Поговорите со священником, подумайте сами. Иногда и на отдыхе можно соблюдать режим поста. Все возможно, если помнить правило, что не человек для субботы, а суббота для человека, то есть церковные правила нужны для нашего духовного развития, а уж сколько мы можем понести, зависит от каждого из нас.

Вопрос телезрителя: «Мы воцерковлены, у нас многодетная семья, детишки начинают подрастать: старшему восемь лет, он уже окончил первый класс, другим шесть лет и два года. Постились мы постоянно, но у детишек пост был легче (например, показывали им меньше мультиков). Сейчас летнее время, они ничем не заняты, постоянно просят поставить мультики. Как их направить, чтобы им было не скучно, интересно? И вопрос по поводу питания многодетной семьи, так как мама готовит на всех, приготовить каждому отдельно не получается».

– Я сам рос в многодетной семье, у меня самого сейчас трое детей, и моя матушка спрашивает, как ей правильно организовать стол и досуг детей. Конечно, нельзя применять к детям монастырский устав и заставлять поститься их строго. Если жена готовит на всех, то все и едят определенную пищу. Я не вижу проблемы в том, чтобы заменить мясную пищу на рыбную. Дети иногда даже не вспоминают об этом, тем более что младшие обычно тянутся за старшими, – должно быть так, а не наоборот.

Моим детям шесть лет, четыре года и два с половиной, и когда был Великий пост, у нас не было мяса, потому что его никто не ел. И дети воспринимали это нормально. Для нормального развития и здоровья в этом тоже нет ничего страшного. Но это решают сами родители, в том числе по совету духовника.

Многодетной семье даже легче, потому что дети знают: сейчас идет пост, не едим такие-то продукты. А строгость поста уже можно регулировать. И ты сам можешь что-то не есть. Тем более, Петров пост не такой строгий, можно что-то выбрать.

Я прекрасно понимаю ваш вопрос по поводу детей. Мы с супругой решаем его довольно просто: жена готовит еду на всех, готовит она достаточно вкусно, и дети едят то, что им дают. Готовить в многодетной семье каждому отдельно то, что он любит, думаю, тяжело и не очень полезно.

Что касается мультфильмов и досуга, вообще не нужно, чтобы дети постоянно смотрели мультфильмы, находились в планшетах, телефонах. Это никогда не полезно – ни в пост, ни без поста. Тут вопрос в том, насколько родители могут уделять свое время детям. Если оба родителя работают, тогда, конечно, это сложнее. Но поскольку Господь нам доверил этих детей, мы должны проводить с ними время и помогать им находить достойные занятия.

В том, что касается мультиков, у нас режим не меняется, поскольку смотрят они их раз в несколько дней, когда есть свободный вечер. Важно и что смотреть. Сейчас есть такие современные мультфильмы, что, когда я их увидел, у меня был культурный шок, потому что я даже представить себе такого не мог. Вы должны выбирать наполнение, которое подходит для детей. Если они будут смотреть старые советские мультики, не думаю, что в этом будет что-то плохое. Но если они будут смотреть их десять часов подряд, тогда, конечно, ничего хорошего в этом нет.

Детям надо находить занятия. Дети очень любят, когда им читают книги. С детьми надо гулять, проводить время на воздухе. Даже если нет дач, но есть парки, площадки, куда можно пойти погулять с детьми. В нашем детстве не было ни компьютеров, ни телевизоров, но мы находили занятия. Причем помню, что папа принципиально не покупал телевизор на дачу. В Москве он был, а на даче нет. Мы просили как-то папу купить, но он принципиально не покупал. И слава Богу, я благодарен родителям за счастливое детство, потому что они дали нам возможность заниматься в детстве тем, чем обычно занимается ребятня: ездить на велосипедах, купаться по нескольку раз в день, лазить по деревьям, строить шалаши, выдумывать игры, развивать собственное воображение, общаться с другими ребятами и т.д.

Если у вас многодетная семья, тем более, если есть дача, самое главное – начать что-то делать с детьми. Некоторые дети привыкли только находиться в информационной среде: смотреть что-то, играть во что-то, и они уже не способны пойти и самостоятельно поиграть. Вы должны проявить инициативу: «Пойдемте все вместе». Уверен, у вас все получится.

Но детям очень важно объяснять, зачем и почему мы это делаем. Если просто перестать кормить их мясом и сказать, что так надо, – это неправильно. Надо говорить, что сейчас идет пост. И почему мы постимся, кому это нужно. Нужно это нам. Господь нас любит и так. Даже если мы не будем поститься, Господь нас все равно будет любить. А вот нам, чтобы проявить нашу любовь к Богу, нужно стараться. И чтобы нами не завладели страсти, которые могут вырасти как сорняки на грядке нашего сердца, нам надо приложить некие духовные усилия. Пускай это будет не очень просто, но зато награда велика. Если дети видят пример в своих родителях и слышат компетентные, полные, интересные объяснения, они все это воспринимают.

Какими качествами мы должны обладать, подражая апостолам Петру и Павлу?

– Мы уже немного говорили об этом, но повторю еще раз. Что для меня важно в апостоле Павле, так это его искренность и горячность сердца, готовность следовать за Христом и даже некоторая дерзновенность, чего нам иногда не хватает. У Иоанна Богослова в Книге Откровения есть такая фраза: «О если бы вы были горячи или холодны, но вы теплохладные...». То есть вы никакие, серость. Иногда я смотрю на нас, христиан (в том числе и на себя), и мне становится грустно от того, что нет в нас дерзновенности апостола Петра, который стремился узнать Христа, последовать за Ним, сделать что-то, чтобы проявить себя настоящим учеником Христовым. И нам нужно поучиться у него этому качеству – дерзновенности. Мы иногда просто боимся выйти из зоны комфорта, думаем: «Мало ли что произойдет? Лучше уж отсижусь». Поэтому некоторые люди боятся пойти выучить еще один иностранный язык, кто-то боится освоить новые навыки, найти новую работу. Некоторые боятся детей, думают: «Вот у меня один ребенок есть, куда мне еще? Два ребенка – это очень тяжело, а трое – это вообще ужас какой-то!». Эта боязнь от лукавого, страх, основанный на нерешительности, гордыни и маловерии. Человек должен быть подвижником – двигаться к Господу Иисусу Христу. И у апостола Петра можно поучиться дерзновенности.

Апостол Павел был глубоко образованным человеком. Когда я читаю апостольские послания, меня всегда поражает, как глубоко и сердечно он воспринимает слова Христа. Он не был непосредственным свидетелем евангельской проповеди Христа, позже присоединился к апостольскому лику, но всем сердцем он воспринимает Его слова, вообще все христианское учение! Как он переживал все это внутри себя и как сумел научить других людей вере во Христа! Когда мы читаем послания апостола Павла, мы должны научаться от него глубокому пониманию христианской веры, сердечному пониманию, потому что рационально познать Бога невозможно: Он превыше всей твари. Мы можем пытаться постигнуть только отдельные вещи, которые нам открыл о Себе Бог. Самое главное, чтобы сердце наше не оставалось каменным.

Приведу последний пример. Некоторые, приходя на богослужение, не сразу начинают понимать, что читают, что поют. Но люди с сердцем, чувствительным к духовному миру, даже не сразу все понимая (потом они купят литературу, посмотрят, начнут прислушиваться), чувствуют духовную атмосферу храма. Такой человек почувствует, что здесь молятся Богу, что Господь готов каждому человеку через существующие в Церкви таинства подать особую благодать. А бывает человек с каменным сердцем – ему уже все дали, он знает все тексты, а на него это не действует. Поэтому у апостола Павла мы должны научиться глубокому, сердечному пониманию христианской веры.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс