Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (968) → Протоиерей Артемий Владимиров: Быть внимательным к каждому слову

Протоиерей Артемий Владимиров: Быть внимательным к каждому слову

№23 (968) / 19 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Апостольский пост и внимание к слову». Как Петров пост связан с темой слова? Известно, что перед тем как произносить слово проповеди, апостолы совершали подвиг молчания.

– Они пребывали в молении, то есть сосредоточенном обращении к Создателю, и, естественно, чувствовали свою немощь человеческую. Соответственно, испрашивали у Отца Небесного поддержки и силы. И мы находим, что Господь действительно им сопутствовал, содействовал, производил через них, их руками великие чудеса и знамения, исцеления и воскрешения мертвых. Таким образом, слово апостольское было не просто убедительным свидетельством об Истине – Воскресшем Христе, но сопровождалось силой Божией, воздействовавшей на сердца слушателей.

Не каждый из нас призван к благовествованию, но каждый должен следить за своим словом, ведь мы помним слова Христа: «От слов своих оправдаетесь или осудитесь, за каждое праздное слово дадите отчет в день Суда». Я думаю, что этим постом каждому нелишне вспомянуть, что словесность, дар слова есть драгоценный подарок свыше. Он нас отличает от бессловесных животных. Поэтому следует, наверное, обратить особенное внимание на празднословие. Что уж говорить о нечистом слове? Сегодня, к сожалению, словесная культура настолько упала (я это знаю как школьный учитель, как священник, который вращается в гуще народных масс), что христианам очень даже непросто бывает приобрести навык говорить лишь слово полезное, чистое, назидательное и вместе с тем исполнять апостольское повеление: «Гнилое слово (нечистое, грязное, грешное) да не срывается с уст ваших». Глаз да глаз, ушки на макушке, наблюдать за собой должно непрестанно, пока в навык наш не войдет говорить «с чувством, с толком, с расстановкой» и во славу нашего Господа.

А что мешает человеку говорить чисто, доброжелательно?

– Состояние собственного сердца – ведь всякая страсть (будь то гнев и прежде всего раздражительность, нетерпимость, неумение сохранять спокойствие) тотчас провоцирует к словам необдуманным, которые, срываясь с наших уст, могут причинить ущерб не только нам («слово не воробей, вылетит – не поймаешь»), но они отзываются и в сердцах наших слушателей пагубным образом.

Почему сегодня многие отроки, дети, школьники заражены сквернословием? Во многом потому, что их родители не понимают, как их слово отзывается в душах ближних, особенно маленьких детей. Дурной пример заразителен. На мой взгляд, сквернословие – это своего рода воздушно-капельная инфекция, зараза, которая распространяется мгновенно. И если прибавить к этому словесный андеграунд интернета, где наша молодежь общается, так сказать, используя в качестве слов-связок всякие ругательства, вот вы и получаете загрязненную вербальную мутную реку, где ох как непросто «из болота тащить бегемота».

Получается, что своими словами мы как бы формируем пространство, окружающее нас.

– Да, безусловно: мысль, становясь словом, воплощаясь, подымает из глубин сердца все, что там сокрыто. И, к сожалению (мы, священники, это хорошо знаем), иные люди вроде бы имеют вид респектабельный и сдерживаются в приличном обществе, но, если в глубинах их души водятся эти словесные тараканы, змеи и пиявицы, – грош цена соблюдению внешних правил приличия. Ведь Бог смотрит не на внешность нашу, а испытует самые намерения человеческой души.

Можно сказать, что пост призывает нас к воздержанию не только во внешних словах, но и во внутренних?

– Во всяком случае, человек, который наблюдает за собой, а главное, чувствует, что на него устремлен Божий взор (Господь всеведущ и вездесущ), старается контролировать собственные мысли. И это тоже непросто: лукавый, имея бестелесную природу, пытается воздействовать на нас, зомбировать нас через худые помыслы. Значит, без молитвенной обращенности ума и сердца к Создателю вряд ли кто бы то ни было, хотя бы семи пядей во лбу был, сможет освободиться от навязчивого фона хульных, гордостных, нечистых, лукавых, навязчивых помышлений. Пообщайтесь с любым психологом или психотерапевтом, психиатром, и вы увидите из свидетельств этих специалистов, что больше половины их пациентов страдают от внутренних навязчивых мыслей, иные из которых просто вытягивают жизненные соки из людей.

Вот почему Мать Церковь обладает особенной целительной силой через таинства Исповеди (раскрытие совести) и Причастия, что мы и рекомендуем христианам постом (учащенное прибегание к этим таинствам). И через эти таинства Церковь как будто дезинфицирует внутренний мир человека, очищая его мысленное поле от грозовых облаков. Соответственно, достигнув очищения, покоя, умиротворенности, христианин уже на словесном уровне в общении со своими ближними сможет сеять «разумное, доброе, вечное» – явиться в своем роде последователем апостолов. Во всяком случае, любой отец в отношении детей, священник в отношении паствы, учитель в отношении учеников, телевизионный ведущий во многом формируют то самое мыслительное, ментальное поле, которое захватывает, как у нас сегодня, десятки тысяч людей.

Апостолы были призваны нести слово Божие. Как мы, современные христиане, можем в своей повседневной жизни нести его, проповедовать по мере наших сил и при этом не быть навязчивыми, а быть убедительными?

– Это очень хороший и важный вопрос: как знают многие наши телеприхожане, так называемые сектанты, представители различных псевдохристианских деноминаций как раз отличаются удивительной нетактичностью, навязчивостью, буквально пристают к прохожим со своими листовками, печатными изданиями. Часто, как, например, иеговисты, стучатся в двери. Откроешь дверь, так они сразу просунут туда либо нос, либо мысок башмака, и самая большая ошибка – это впустить их в переднюю. Вопросы у них стандартные: есть ли у вас Библия, читали ли вы ее? В этом отношении мы, чада Матери Церкви, призваны прежде всего усвоить себе христианскую культуру, которая основополагающим принципом имеет такие изречение, что благодать не насилует.

Мы ни в коем случае не должны ничего пропагандировать и навязывать слушателю, но говорить в ту меру, в какую он заинтересован в нас, в ту меру, в какую он нас вопрошает. И это, думается, приобретается с опытом и предполагает как раз умение более слушать, чем говорить, интересоваться человеком и его нуждами, предлагать ему посильную помощь, но не пользоваться его затруднительным положением, чтобы выливать на него тонны наших, хотя бы и благочестивых, словес. Вот почему для христианина-проповедника, имеющего соответствующие способности, навыки, благословение, главным критерием правильности его действий является способность молчать, размышлять, быть наедине с самим собой и с Богом, желание и потребность беседовать с Небесным Отцом. Тайная молитва собеседования со Христом Воскресшим, которая совершается в глубинах нашего сердца, и есть то мерило, которым мы должны руководствоваться. Если ты наполнен собеседованием с Богом, тогда тебе будет дано понимать, куда ступить, что молвить, когда сделать паузу, когда предоставить собеседнику высказаться и задать вопрос.

Все мы знаем выражение: «Рцы слово твердо» – оно о твердости слова. Почему так важно иметь твердое слово и как в себе воспитать это качество?

– Начать нужно, на мой взгляд, с того, что предлагает нам Господь, что Он нам повелевает: «Да будет ваше слово: да – да, нет – нет». Помним, что Священное Писание запрещает легкомысленную, поспешную божбу и клятву. «Клянусь своей жизнью, даю голову на отсечение» – все подобные выражения пахнут самоуверенностью, гордостью. И Евангелие, не отменяя клятву в подобающих случаях (а ведь мы и в суде можем произнести клятву, и присяга на верность Отечеству не обходится без клятвы), запрещает нам поспешно что-то обещать, присовокупляя еще какие-то легкомысленные выражения.

Вот почему, работая над собой, мы должны быть степенны, избегать поспешности в речи: семь раз отмерь, один раз отрежь. Похвально всегда взять тайм-аут, когда от вас что-то требуют: «Разрешите мне подумать, я должен осмыслить ваше предложение. Давайте вернемся к предмету нашего разговора через полчаса». И действительно, тот, кто так смиренно, сославшись на недостаток своей компетентности, подготовленности, возьмет время для раздумья, всегда получает – практика жизни это доказывает – от Господа Бога вразумление: уединившись, ты можешь раскинуть мозгами, можешь сличить с Евангелием ситуацию и выработать для себя «царский путь».

Говорят, что нужно уметь произносить слово «нет». Действительно (я и за собой знаю этот недостаток), хочется угодить человеку, быть приятным в общении, не хочется ссориться, но если настойчивость собеседника вступает в противоречие с вашими принципами, то всякое соглашательство будет означать лицемерие. Мы не должны изменять своим нравственным принципам, которые коренятся в Евангелии, вот почему очень важно уметь сказать: «Простите, но это не в моих силах, я не могу сейчас дать вам согласие» – вот это слово «нет» очень важно, между тем как, например, у китайцев, японцев слово «нет» считается зазорным. Они за всякими дипломатическими формулами (это нынче принято и в европейской политике: одно пишешь, два в уме) обещают выделить миллиарды Незалежной, а воз и ныне там. Но то, что для дипломатов является modus vivendi (образом жизни), для христиан все-таки не должно быть общим правилом поведения.

Еще вопрос – о художественном слове, художественной литературе: как чтение художественной литературы может помогать духовной жизни? И может ли оно мешать?

– Нужно сказать, что в наше время, когда молодежь, отроки и юноши, девочки, девушки стали читать гораздо меньше, чем мы (жившие без интернета, телефонов, поколение прошлого тысячелетия), они сегодня обретают шанс просвещения через слово, если взрослые читают им вслух – не только читают, но и рассказывают им, как некогда Арина Родионовна юного Сашеньку (Александра Сергеевича), а затем и не юного, а возрастного, приобщала к великому русскому меткому народному слову, приобщала к сокровищам отечественного фольклора. И сегодня учитель имеет шанс вызволить внимание учеников из интернет-андеграунда только если он (а в идеале – родители) владеет художественным словом. А в основе художественного слова лежит образ, умение живописать словом.

Попробуйте 5–6-летнему слушателю пересказать сказку. Вы тотчас будете прибегать к описанию внешности Дюймовочки, Золушки, Иванушки-дурачка. И чем более вы совершенствуетесь в повествовательном стиле, тем более ярким и образным, выразительным, простым, эмоционально насыщенным, духовно емким становится ваше слово. В этом смысле трудно переоценить пользу чтения высокой классической литературы, которая наполняет сердце читателя чем-то значимым. Скажем, если вы перечитаете вслух «Капитанскую дочку» и будете рассказывать слушателям, как эта девушка вела себя, какова ее внешность, как она добралась до императрицы Екатерины II, как она жертвенно любила своего жениха, вы почувствуете вкус великого русского литературного слова и сумеете ненасильственно облагородить и возвысить ваших слушателей.

Но худо, когда человек подсаживается на художественную литературу в ущерб духовной жизни, даже когда он начинает витать в эмпиреях: вспомним пушкинскую Татьяну, которая не сумела, будучи в фантазиях от чтения французских романов, отличить созданный ею образ Евгения от реальных качеств этого человека. Сегодня, к сожалению, мало кто читает классику, а вот чтиво, какие-то легкомысленные, часто не лишенные скабрезностей детективы, безусловно, выхолащивают человека, отравляют его пошлостью, воздействуя на образ его мыслей, а значит – и жизни.

Почему так важно иметь сосредоточенное внимание во время утреннего и вечернего правила?

– По святоотеческим наставлениям, сущность молитвы – это внимание ума к каждому слову, которое мы произносим устами или мысленно. Если мы будем говорить механически, скороговоркой, то наш ум по необходимости начнет рассеиваться. Молясь устами и перстами, мы даже забудем, к Кому обращаемся, о чем просим. И такая молитва подобна рассеивающейся волне, подобна пару, который исчезает в воздухе. Но истинная молитва – это стрела, устремленная к Источнику света. И чтобы и умственная сила, и сердечные чувства, и волевые центры, и душа, и тело участвовали в предстоянии Богу, начинать нужно с главного: каждое слово молитвы обнимать умом (или, если хотите, внимать умом к молитве так, как пчелка, сев на цветок, опуская свой хоботочек, втягивает нектар).

И если мы будет культивировать внимание и внутренне просить у Господа Бога прощения, когда наш ум убегает в сторону, то через многократное усилие вот так пить сок молитвы мы обретем с Божией помощью навык одушевленной молитвы, молитвы благоговейной. И плод этого очень важного делания не замедлит сказаться. Если мы научимся каждый молитвенный текст читать благоговейно, то и наша самостоятельная тайная молитва обретет крылья – крыльями я называю молитву чистую: ту, что свершается без вторжения тех самых лукавых помыслов, с которых мы начали нашу передачу. Лукавый никогда не устает искушать христианина и пытается спицы в колеса вкладывать, однако внимательная молитва характеризуется тем, что в душе как будто собирается теплота, препятствующая этим помыслам засорять молитву. Но это постигается только на практике. Каждый здесь должен сам испытать справедливость суворовского изречения: тяжело в учении – легко в бою.

Мы говорим о слове. Нельзя не сказать, что Сам Господь наш Иисус Христос – это Слово. И внимание к слову, можно сказать, это внимание к Богу. Как сохранить вот это внимание, как бы хождение в памяти Божией в течение всего дня?

– Собственно, вы употребили очень важные слова: хождение пред Богом. Читая святителя Феофана Затворника, его замечательные труды «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», или «Путь ко спасению», или «Письма Оптинских старцев», или дневник отца Иоанна Кронштадтского, вы всюду встретите это выражение: ходить пред Лицем Господа. Что это значит? Все мы наделены шестым чувством: наш дух, в котором мерцает Божия искра, сообщенная нам в таинстве Крещения, всегда, как язычок пламени, тянется к Небу. И этим шестым чувством мы всегда ощущаем, осознаем, имеем убежденность, что Господь Бог нас видит, слышит и любит. Поэтому молитвой отец Иоанн Кронштадтский называл не только словесное обращение к Богу, но и ощущение самой зависимости от Творца, ощущение благодарности к Богу – так чувствует себя ребенок, когда отец берет его на руки. И, таким образом, через внимание, о котором мы только что говорили, через устремленность нашего духа к Создателю, через умение прислушиваться к своему сердцу христианин с Божией помощью придет к нерассеянному памятованию о Творце.

Мы сейчас с вами беседуем, а понимаем, что делаем это во славу Господа Бога. Христианин может трапезовать, а в душе обращаться: «Иисусе Христе, помилуй меня». Даже отходя ко сну, христианин, перебирая в уме впечатления дня, завершает их благодарением Творцу. Об этом апостол Павел пишет в своих посланиях: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством…». И все внешние правила, само хождение в Божий храм, участие в Божественной литургии, Исповедь, Причащение Святых Христовых Таин в совокупности своей должны дать тот результат, о котором мы говорим: всегдашнее стояние ума и чувств в Боге, всегдашняя потенциальная готовность обратиться ко Христу. И через это указующий перст Божий будет руководствовать нас, вести по жизни.

Вернемся к тому, с чего мы начали: внимание к своей устной речи. Какой должна быть речь христианина? Что в ней желательно и что недопустимо?

– Об этом подробно говорит апостол Павел в своих посланиях – кое-что я уже процитировал: слово гнилое да не изойдет из уст ваших… А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его; и еще: Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому. Что значит с благодатью? Мы должны стремиться прославлять Господа не только действиями, но и речевой деятельностью – говорить искренно, из желания помочь нашему ближнему, не дезориентировать его, не слукавить, не обмануть, не соблазнить, не растлить, но нравственно укрепить.

Когда взрослые общаются с детьми, то особенно остро ощущают грех произнести при ребенке скабрезное или грубое слово. Так и душа каждого из наших собеседников – это чистое дитя. Поэтому особенно хорошо Апостольским постом стараться слушать себя со стороны. Кстати, это качество, о котором мы еще не упоминали – вот учителя этим владеют: когда ты говоришь лицом к лицу, от уст к устам, то со стороны шестым чувством оцениваешь, как тебя слушают, как тебя воспринимают, не пора ли остановиться, не пора ли сделать паузу.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс