Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (968) → Протоиерей Александр Трушин: Ищите истину в Евангелии

Протоиерей Александр Трушин: Ищите истину в Евангелии

№23 (968) / 19 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Сегодня два события в церковной жизни, очень важные. День всех святых и заговенье на Петров пост. И, конечно же, память Владимирской иконы Божией Матери, одной из самых значимых святынь города Москвы. Мы помним, какая история с ней связана, – нашествие Тамерлана и чудесное избавление Москвы. Почему в нашем народе особо почитается Богородица?

– Давайте вспомним наши чтимые образы, их множество. Это и тот, который празднуется сегодня, – Владимирской иконы Божией Матери. Не менее почитаем и образ Казанской Божией Матери. Мы можем перечислять: и «Целительница», и «Скоропослушница», и множество других образов почитаются в православном мире, не только в русском народе. А в русском народе особенно, потому что не секрет, что Русь названа уделом Пресвятой Богородицы. Вот издревле и сложилось особое почитание Пресвятой Богородицы. Особенно это было видно, когда в Москву привозили часть Пояса Пресвятой Богородицы. И это видно, когда приезжаешь в паломничество в Дивеево: сколько народу идет по Богородичной канавке.

Почтение Богородицы не только в русском народе. И греки оказывают Ей особое почтение. Но, конечно, у них нет такого широкого диапазона названий икон, у них всего несколько икон имеют личные названия, а так – общий образ Божией Матери. Но обратите внимание, что и католики особое почтение оказывают Пресвятой Богородице, возносят Ей молитвы и ищут Ее заступничества. И когда люди бывают в католических странах в паломничестве, то видят, что образы Пресвятой Богородицы стоят в виде скульптур, могут быть встроены в стену дома, стоять вдруг посреди перекрестка. Такое высокое почитание вызывает умиление.

У русского народа вообще с древних пор хорошее, уважительное отношение к женщине (и не исключено, что тут свою роль сыграло как раз и почитание Пресвятой Богородицы, именно это и дало хороший толчок). При всем том западный мир пытается насадить нам новые формы этого отношения, но духовное и душевное почитание наших драгоценных женщин в русском народе очень крепко… На протяжении нашей истории неоднократно люди обращаются к защите Пресвятой Богородицы, к Ее покровительству, к помощи в житейских нуждах. Мы знаем, что люди молятся замечательному образу «Помощница в родах», правильнее сказать: «В родах вспоможение».

Я даже о таком первый раз слышу.

– Замечательный образ Божией Матери. Следом идет «Млекопитательница». Затем, если рассматривать по возрасту ребенка, перед каким образом мама молится? Это «Прибавление ума». У нас есть прекрасный образ Божией Матери «Воспитание». И так далее. На протяжении нашей жизни Пресвятая нас покрывает. Хотел сказать «от рождения», но Она нас покрывает уже до рождения, сохраняет и до самого нашего последнего издыхания. Поэтому образ столь почитаемый. И слава Богу, что любовь в народе к этому образу столь велика.

Иногда у людей бывает недоумение: зачем такое количество разных образов? Ведь молимся мы, по сути, одной Богородице, а названия почему-то разные. У нас разные проблемы, и почему-то к каждому образу мы должны идти с определенной проблемой: к иконе «Прибавление ума» – по поводу ума, о помощи в родах – к другой. А какая разница? Почему такое разнообразие икон сложилось?

– Наверное, эти вопросы можно задавать до бесконечности. Какая разница, какому святому мы молимся? Разве Николай Чудотворец не помощник во всех нуждах? А при этом мы молимся и преподобному Серафиму Саровскому. И с радостью обращаемся к апостолу Петру или Павлу, когда в этом есть нужда. Я думаю, что каждый из образов, как это видно и по историческим фактам, проявил себя в той или иной ситуации. И если бывает так называемый «местночтимый образ», то потом это почитание разрастается, он становится почитаемым всем церковным народом.

Сегодня мы празднуем День всех святых. Меня все время раньше умиляло название «местночтимый святой». Допустим, тот или иной святой в Тульской области считается местночтимым. А если я переехал в Московскую область, он что – мне уже не помогает? Доходит до пограничного столба – и все?

Надо отдать должное грекам, они наших святых быстрее начинают прославлять, чем расходится о них известность по нашей стране. Я помню, первый раз о святости драгоценного Луки я услышал именно от греков на Афоне.

Именно на Афоне, находясь в паломничестве, ко мне подошла группа греческих юношей. Это были ребята лет 20–25, они спросили меня, где находятся мощи святителя Луки Крымского. У нас он еще не был столь популярен. Так что имена блаженной Матроны, святителя Луки и многих других святых, которых мы считаем своими, имеют почитание и там. А раз так, значит, они проявили себя своей помощью. Конечно, Божией помощью, но обращаемся мы к этим святым. Поэтому не может быть местночтимый святой. Если он себя проявил в каком-то месте, ясно, что потом слава и обращение к нему расходятся по вселенной. И если я нахожусь в Греции и молюсь русским святым (даже, будем говорить, местнопочитаемым), то помощь от святых приходит необыкновенная.

Это, кстати, особенно заметно по новомученикам. Как-то в нашей церковной среде еще люди не раскачались к почитанию новомучеников. В Домодедовском районе, в селе Ям, есть при храме Флора и Лавра музей новомучеников (в частности, домодедовских), часть из них были расстреляны в Бутове. Когда стали приглашать людей на экскурсии, то первое время их особенно и не было. Приезжали, допустим, учителя истории и литературы, а вот чтобы школьники захотели приехать... Или даже отдельно педагогов просили: «Давайте организуйте школьников в этот музей». Не сразу раскачались. И тогда просто мы начали молиться новомученикам: «Помогите, чтобы понятно стало людям». И потихоньку пошло, пошло – одна делегация, другая. Слава Богу, этот музей стал довольно насыщенный посетителями.

И многие священники, которые были в Греции, говорят, что там наших новомучеников хорошо знают, им молятся и очень высоко их почитают. Не исключено, что, может быть, и в других христианских странах уже проходят моления, но Греция первая откликнулась.

Вопрос телезрителя: «Господь в Евангелии говорит: и пойдут сии (то есть грешники) в муку вечную. Но я очень часто слушаю нашего уважаемого профессора Алексея Ильича Осипова, и он иногда высказывает точку зрения, что в итоге спасутся все. И в качестве основания приводит слова: “И будет Бог всяческая во всем”. Нет ли здесь противоречия? Как воспринимать слова профессора? Как его частное мнение? И что Вы думаете по этому поводу?».

– Вы богословский вопрос предлагаете, но, наверное, есть разные мнения. Как я думаю? То есть вслед за Алексеем Ильичем я должен высказать свою личную точку зрения. Но это же не точка зрения Церкви, это точка зрения Алексея Ильича или точка зрения отца Александра. Это не является общим мнением Церкви. Очень важно это не путать, как бы ни был авторитетен для нас с вами профессор или священник. Священников много сейчас выступает по телевидению, и мы видим иногда, как их мнение влияет на общее мнение даже приходов. Есть люди, которые быстро переключаются, впитывают в себя мнения того или иного миссионера или проповедника с телеэкрана и отключаются от того, что сказано в Евангелии или что говорит им их духовник. Я очень прошу эти вещи не смешивать.

Возвращаясь к вопросу, хочу сказать, что всегда были разные мнения, и все-таки для нас самым главным является то, о чем говорит Господь в Евангелии. Ни в коем случае против профессора ничего не имею, очень уважаю этого человека, который буквально жизнь свою положил на алтарь нашей Церкви, и дай Бог ему сил, но мы сейчас говорим о том, какая звезда должна быть ориентиром. Это евангельские строчки. Если я их не понимаю или не воспринимаю, то это моя личная проблема, я должен заново их пересматривать, возвращаться к святым отцам, к тому, что они говорят. Это те, чей опыт стал буквально платформой или каноном для Православной Церкви. Поэтому всегда возвращаемся к евангельским строчкам. Иногда они нам не нравятся самым настоящим образом, не укладываются в нашей голове. И тогда ум наш начинает хитрить, начинает искать, где можно обойти то, о чем говорит Евангелие, или как можно растолковать (или, мягко выражаясь, размазать) конкретные слова, что звучат в Евангелии.

У нас такие проблемы бывают с духовниками. Вот приехал человек, спрашивает твоего мнения. Батюшка на полном серьезе, с полной отдачей сил начинает объяснять его проблему, стараясь ее разрешить. Человека не устраивает, как рассказал батюшка, он едет к следующему, к следующему… Наконец возвращается к тебе и говорит: «Я нашел настоящего священника, которому все открыто». А проще говоря, тот ответил так, как слушателю хотелось услышать. «Вот это настоящий прозорливец! А все остальные десять батюшек, которых я обошел, неблагодатные, потому что не так говорят, как я хочу услышать».

Мы с вами и в отношении Евангелия имеем дело с такой же проблемой. И весь ужас в том (и я к таким мягкотелым отношусь, но пытаюсь с собой справиться, честно вам скажу), когда батюшки начинают смягчать Евангелие, то есть толковать так, чтобы люди не боялись, не волновались. Особенно любят пояснять: «Ну, в наше время нервных перегрузок...». Простите меня, но при чем тут время нервных перегрузок? А была война, а были периоды голода, например... Разве Евангелие отменялось? Или в Евангелии оговорено, что в таком-то году считать эти строчки действующими, а в 2018 году не считать действующими? Так нельзя, так мы быстренько Евангелие переведем на наши личные толкования и будем махать флагами. Так и арианство появится, и все что угодно. Не должно быть такого.

Итак, ищем истину в Евангелии, в евангельских словах. Вот это будет правильно. Не нравится, не хочется выполнять, не хочется задумываться о смерти, не хочется думать о том, что жизнь скоротечна и скоро придется дать ответ? Но Евангелие никто не отменял. И когда душа придет к Господу, простите меня, судить меня будут по Евангелию. «Ты знал Евангелие?». – «Знал». – «А почему не делал?» Вот так и каждый из нас. Поэтому то, что скажет уважаемый профессор или уважаемый протоиерей, уважаемый игумен (если это с Евангелием не совпадает), это будет его личное мнение. Вот и все. Давайте из этого исходить, и призываю вас к этому. И батюшек не надо скручивать в веревку и заставлять, чтобы они вам толковали так, как вам хочется услышать. Или как батюшка вынужден толковать, лишь бы не поссориться со своим прихожанином. «Ну, вдруг он умрет не вовремя, сердце у него слабое, поэтому лучше все это размазать...».

Вот сейчас пост у нас начнется, и сразу пойдут: «Батюшка, благословите не поститься, тут у меня болит, тут колет, в третьем месте чешется...».

Еще говорят так: кто постился Великим постом, тот может не поститься.

– Вот-вот. Церковью установлены посты. Давайте приложим силы их соблюдать. Все остальное называется «а мне не хочется». Мы с вами почитаем святого Иоанна Кронштадтского, очень многие любят подходить к его иконе, просить помощи. Почитайте, что он говорит. Волосы порой дыбом встают. Вспомним юношеские годы Иоанна Кронштадтского, когда он тяжело заболел, будучи учеником, и дирекция написала письмо матери, чтобы она благословила его нарушить пост, потому что он не хотел прекращать пост, даже будучи больным. Она прислала письмо, где была мысль совершенно понятная: «Лучше умри, постясь, чем ты нарушишь пост, установленный Богом». И человек вышел из болезни и продолжал поститься.

Мы себя очень бережем, мы себя очень любим, холим и лелеем. Но если установлен Церковью пост, давайте приложим силы его соблюдать. Не можем, не получается, не хочется, приди и исповедуйся своему духовнику. «Простите, батюшка, тысячу причин придумал, чтобы не поститься, помолитесь за меня, чтобы Господь укрепил». А так, повторяю, начинаются всевозможные объяснения. Давайте согласимся, что это форма борьбы с Церковью. Вот такая скрытая форма. Да, Церковь устанавливает, а я не буду, а я не хочу, а я найду причину не делать, а я не успеваю правило вычитывать, а я не успеваю порученное молитвенное правило исполнять, а я не буду поститься, потому что мне себя жалко... Вот она – скрытая форма борьбы с Церковью. А тогда чего ты приходишь? Чего ты ищешь, когда ты не хочешь выполнять малого? Не так много требует Господь, и мы именно с малым часто не можем справиться.

Нам легко придумать отговорки: «Вот если бы я жил в древние времена, я бы ушел в отшельники и был великим молитвенником». Не был бы. Раз ты сегодня не можешь быть молитвенником, значит, и двести лет назад ты бы им не был, и пятьсот лет назад таковым не был бы. Так что давайте начнем с самого малого: исповедоваться в том, что не хотим поститься, малые труды понести (не великие подвиги). Вот попробуй на время своего поста не ругаться с женой, а жена пусть попробует не ругаться с мужем. Она начинает объяснять: «А вот он такой, он того не понимает, этого не понимает…». Ну хорошо, тебе дается сорок дней. Вот сорок дней потерпи и не ругайся. Ты 25 лет с ним ругалась, а вот сорок дней постарайся не ругаться. Вот это, я понимаю, будет подвиг. Попробуй день не врать, ни в чем не врать. И увидишь, что это очень тяжело. Или один день молчания. Вот твой подвиг: по средам молчать. Не можешь поститься? Помолчи.

Вопрос телезрительницы: «Когда я читаю Евангелие, передо мной как бы открывается картина, воображаю все это как в фильме. Это нормальное явление? Или же я должна вот эти строки и слова по-другому как-то толковать?».

– В православной практике, в отличие от католической, не принято крутить кино в голове. Потому что из-за эмоционального отношения к евангельским строчкам, мы упускаем самое главное – духовные наставления, духовную линию. Почему многие, даже читающие Евангелие, могут вспомнить общее содержание, а вот что говорил Господь, вспомнить не могут.

Так что, в силу вашего женского мышления вам легче иметь такое воображение, но старайтесь. Тем более, если у вас уже есть духовный опыт и вы читаете не первый раз, когда нет необходимости представлять холмы и горы, представлять, как на картинах Босха, искаженные лица римских воинов или Иуды-предателя. Больше делайте акцент на словах Господа Иисуса Христа. Поверьте, для вас Евангелие откроется совершенно с новой стороны, когда вы опустите киношные моменты.

Конечно, когда человек читает первый раз, неудивительно, что он строит у себя в уме представления, условия, при которых находился Господь. Особенно греческая икона или стенная роспись способствуют этому, они содержат неожиданные сюжеты.

Естественно для живого человека строить такие картины. Мы сейчас это учитываем, но давайте сделаем акцент. Конечно, слава хорошим иконописцам, которые могут перенести нас в те или иные исторические события или в то или иное географическое положение. Но все-таки ряд икон писали, учитывая людей всех уровней духовной подготовки. И новоначальный должен был увидеть эту красоту и тот пейзаж, в котором происходили те или иные исторические события. Но благодаря вопросу нашей телезрительницы мы с вами подходим к такому моменту: перечитывая Евангелие, со временем надо стремиться к таким вещам, как духовное слушание слова Божиего. Потому что, если все превращать только в кино, не уловишь главного. Ты будешь с удовольствием рассказывать, как было жарко, как тяжело было евреям идти по пустыне, потому что она каменистая, и так далее. То есть там много эмоциональных моментов, но мы теряем духовность. Нельзя подменить душевностью духовность.

Все-таки когда человек первый раз открывает Евангелие, ему мало что понятно. Что можно посоветовать, какие пособия и источники, из которых можно более глубоко понять смысл прочитанного?

– Я знаю из практики многих преподавателей семинарии случаи, когда семинарист поступил, не имея подготовки. Особенно лет двадцать назад (или в мое время, или даже пораньше) в семинарию поступали ребята совсем неподготовленные. Это сейчас уже к ним требования, чтобы они алтарничали, имели опыт чтеца, знали основы православной культуры. А 25–30 лет назад такого еще не было, и большую роль играл порыв юноши и характеристика духовника. Поэтому помню, как преподаватель начинал с того, что говорил: «Начните читать Евангелие от Марка, а не от Матфея». Почему не могли сразу начать от Матфея? Человеку не хватало внимания дочитать первую главу до конца – перечисление всей родословной Господа Иисуса. А от Марка – самое короткое Евангелие, поэтому ученик быстро схватывал сюжет и уже после этого начинал читать все Евангелие от начала до конца.

Я помню, как точно так же, с любовью, преподаватель сказал: «Ну ладно, не хватает вам времени Библию читать, возьмите “Библию для детей”, чтобы вы хотя бы представляли, о чем идет речь, а потом пойдем дальше». Так что даже такие были советы. Сейчас книг намного больше, и мне хотелось бы сослаться на замечательные «Основы православной культуры», если уж совсем человек ничего не знает. Хорошо обратиться к «Закону Божию» Слободского (тоже прекрасно основы даются), и дальше уже невольно человек начинает подбирать литературу. Единственное, что хотелось бы сказать: не хватайтесь за известных богословов. Это беда. Наши женщины начинают читать святителя Игнатия Брянчанинова, пытаться из него вырвать куски, как-то их толковать… Получается обратный эффект.

Нужно подготовиться, наверное, к этому, пройти какой-то опытный путь?

– Конечно. И будем помнить, что ряд книг были написаны уже не для новоначальных людей, они были недоступны новоначальным, потому что эти книги были в монастырских библиотеках и выдавались монастырским библиотекарем тому монаху, который по благословению духовника приходил, то есть уже был готов это воспринимать. А когда человек мечется между работой и домом, день поторговал на рынке, а вечером прибежал, пытается Игнатия Брянчанинова читать – ну немного не то получается.

Это действительно очень важно, потому что все-таки есть правила. Все написано, надо просто жить по этим правилам. И, может быть, тогда и будет мир в душе и определенные моменты будут ясны как никогда.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс