Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (968) → Священник Владимир Флавьянов: Сила молитвы

Священник Владимир Флавьянов: Сила молитвы

№23 (968) / 19 июня ‘18

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Сила молитвы». Это действительно очень емкая, очень важная тема. Каждый из наших телезрителей, да и каждый человек, который обращается к Господу, знает, что такое молитва. Но хотелось бы поговорить о силе ее и о тех моментах, когда нам кажется, что Господь не слышит нас. Начнем с самого главного: что такое сила молитвы?

– У нас очень много примеров молитвенников. Сразу хочется вспомнить одного из величайших пророков – пророка Илию. Когда он был еще молод, но уже был прославлен как великий пророк, шли великие гонения, Израиль отпал от веры в Бога, уже убили очень многих пророков. Он так и жаловался: «Господи, всех убили, меня ищут; я последний». Господь его прятал в пустыне, и началась страшная жара. И вот как раз пророк Илия помолился... Мы помним эту историю из Библии. Меня здесь поражает другое. Когда умирают дети, когда умирают слабые или, скажем, наши родственники, все молятся, тем более, что в те древние времена не было ни атеистов, ни коммунистов. Все были верующие, это все-таки Израиль, богоизбранный народ. И они все молятся Богу, все вспоминают о Нем, все обращаются вроде бы к Нему, но за три с половиной года ни капли не упало. И только молитву пророка Илии Господь услышал – и пролился дождь.

То есть, получается, Господь никого не услышал. И хотя мы говорим, что Бог как бы не слышит, но, мне кажется, это немножко не так. Бог-то все равно слышит всех. Другое дело, что требуется наказание за те беззакония, что страна допустила. То есть страна сама себя уничтожала своим безверием. Теперь она должна была обратиться к вере. И молитва в данном случае нужна была для того, чтобы вспомнили Бога. Потому молитва – это разговор с собеседником (как мы с вами беседуем). Мы встретились, мы беседуем – это уже молитва.

То есть молитва может принимать разные формы. Чтение Евангелия – это уже молитва, паломничество – тоже молитва. Мы можем по-разному молиться. Мы можем трудиться, вязать, переживать о чем-то – это уже молитва. Она может быть разной. В зависимости от наших нужд может меняться и сила нашей молитвы. Если нужда такая возникла (у нас рубашку украли или еще что-то), то мы сразу начинаем горячо молиться, а вот если мы постоянно будем получать то, что просим, то наша молитва будет терять силу. Иногда Господь проверяет нас. Он не дает нам что-то, проверяет наше усердие, трудолюбие.

Мне очень нравится история, показанная в фильме «Остров». Герой уже понял, что он не убийца, а молитва не поменялась, он так и продолжал молиться: «Господи, прости меня». Это как раз показатель ее правильности. Мы продолжаем молиться, продолжаем беседовать.

То есть сила молитвы зависит еще и от состояния человека? Если представить, что все хорошо, замечательно, никаких искушений, хорошее здоровье, дети здоровые, нет бедности, тогда, наверное, и молиться-то не о чем? Условно говоря, нам нужно какое-то искушение для силы молитвы?

– Получается так.

Или, может быть, сила молитвы в благодарности? Или такая молитва редкая?

– Молитва бывает трех видов. Мы сейчас говорим о просительной молитве, а она еще бывает и благодарственная. И третий вид молитвы – славословная. Учитывая, что наш духовный рост идет потихонечку (ведь мы, как маленькие дети), Господь точно так же учит нас просить. Это не плохо. А потом надо учиться благодарить, а потом надо еще учиться и прославлять Бога. Это и в названии нашей веры: мы православные, мы учимся правильно славить Бога. Так что на каждом уровне молитвы требуется определенная сила.

Получается, что мы чаще всего говорим о просительных молитвах, где-то говорим даже о корысти. То есть мы верим в Бога только тогда, когда у нас проблемы. А вот если действительно все хорошо, как бы и молиться не о чем. Но ведь рано или поздно мы умрем. Допустим, Господь помилует, мы примем удивительный дар, попадем в рай. А если мы молиться не умеем, что мы там делать будем? И все – ступор. То есть, получается, не умеем разговаривать друг с другом, выстраивать друг с другом отношения, а при этом хотим выстроить отношения с Богом

То есть молитва – это познание Бога?

– Да, это и познание, и доверие одновременно. Мы не можем познать Бога до конца никогда, но все равно это будем делать. Больше здесь, конечно, доверия. У нас же все равно есть какие-то искажения. Мы говорим, что Бог есть любовь, и это правда. Но, с другой стороны, о какой любви мы говорим? Только о человеческой, мы другой не понимаем, не знаем. Есть примеры животной любви, но здесь говорить не о чем. Знаем только человеческую. А Божию любовь мы познаем только в сравнении со своей. То есть она безмерно выше. И только когда я ее познаю, я познаю Бога.

Каждый раз, когда мы молимся, мы обращаемся к Господу. Но часто мы видим, что люди обращаются с молитвенной просьбой к святым, блаженным. Совсем недавно мы отмечали тридцать лет прославления святой блаженной Ксении Петербургской. И возле часовни есть стена. Когда часовня была закрыта, появилась благочестивая традиция молиться у стены. Я поначалу думал, что это обрядоверие, потому что как же так? А потом понял, что для молитвы даже стены не являются преградой. Но все-таки я вижу часто, что люди молятся не Богу, а, скажем, угоднику. И наделяют его Божественными правами. Возможно ли это?

– Нет, это встречается, к сожалению. И я бы не сказал, что редко. Бывает, что у нас понятие Святой Троицы подменяется понятием, что есть Спаситель, Божия Матерь и Николай Чудотворец. Вот она – Святая Троица. Да, с таким сталкиваешься. И чуть ли не обожествление в том числе и святой Матронушки. То есть к ней обращаются уже вместо Бога, так получается. Не она прославлена Богом, а я обращаюсь к ней. И Бог уже как бы мне и не нужен. Это, конечно, беда современности, но это говорит о низкой нашей духовности на самом деле. Потихонечку, думаю, это пройдет. Мы научимся.

Но здесь есть и другой аспект. Мы говорим, что верить надо в душе. Разумеется. Но есть еще и дух, и тело. И верить надо и духовно, и телесно. Поэтому моменты прикасания для нас оказываются важны. Главное, конечно, не делать на этом акцент, иначе получается, что мы язычники. То есть мы верим, что надо обязательно прикоснуться к иконе или к мощам, а если не прикоснулся, то все недействительно. Это неправда. Даже если, например, я не могу переступить порог храма, но при этом помолился... Вспомните, Господь рассказывал притчу про мытаря и фарисея. Он даже в храм практически не мог зайти, только бил себя в грудь, а его молитву Господь увидел как раз более горячей, чем у фарисея.

Боже, милостив буди мне грешному.

– Да, всего лишь это. И вот его молитва оказалась более искренней, он действительно каялся, а фарисей превозносился. Но и его молитву Бог услышал. То есть Бог слышит все и каждому дает. Поэтому, конечно, наше тело тоже должно участвовать в молитве. Как оно может участвовать? Я могу поехать куда-то, могу приложиться к чему-то, но, если нет этой возможности, мы не удаляем себя от встречи с Богом, даже если между мной и Богом есть препятствие. И в идеале – житие наших святых, когда там один святой проснулся и говорит: здравствуй, святой такой-то... А между ними тысячу километров. Тот говорит: «Приветствую тебя, здравствуй, дорогой». То есть не было сотовой связи, а они друг с другом беседовали, как будто были рядом. Как мы с вами.

Нам всегда кажется, что мы обладаем силой молитвы, тем более, что мы еще знаем такую фразу: непрестанно молитесь. Мы видим, что иногда люди едут с молитвословом в метро или еще где-нибудь и, что называется, вычитывают молитвы. Я не знаю, вычитывают или, может, молятся на самом деле. Но что делать, если нет такой возможности? Что значит «непрестанно молитесь»? И в этом случае сила молитвы действительна только в храме? Или это все-таки возможно где угодно?

– Конечно, где угодно и когда угодно. И когда происходят трагические вещи (например, на тебя нападают)… Вот где на тебя напали, там Богу и молишься. А это могут быть и не совсем красивые места, не обязательно храм. И ты именно здесь и сейчас, в этой, может быть, некрасивой точке земли уже сейчас отдаешь Богу душу... И Господь принимает тебя, а не это место. То есть важно не место, важна твоя встреча с Богом. Поэтому и молитва может быть абсолютно везде. Даже не так важно, какая на тебе сейчас одежда, есть она или нет, важна именно твоя беседа с Богом, важно насколько ты готов с Ним разговаривать. Мы готовы Ему вроде бы говорить, но мы не всегда готовы слышать, мы не всегда послушные. То есть у нас другая еще проблема – проблема со смирением. У нас очень много гордыни, очень много эгоизма, и это застилает от нас Бога. То есть не Бог меня не слышит, я Его не слышу.

Есть у нас кроме своей личной молитвы, молитва общая, есть Литургия. В этот момент, когда мы не одни, как нужно молиться? Просто слушать диакона или священника? Как нужно вести себя в храме, молясь?

– Здесь вы как раз затронули еще и хоры. Я хотел привести такой пример. Представим, что хор многоголосный – и каждый из певцов хочет, чтобы его услышали. Хороший такой пример. Вот прихожане молятся: каждый хочет, чтобы Господь его услышал. Но когда мы озвучим это пением и каждый по максимуму начнет петь, то у нас хора не получится. Здесь очень важно работать, как клеточки в организме: не каждая должна быть первой, они просто должны быть вместе. Так же и в семье. Понятно, что есть глава семьи, но здесь главное – вместе. Если вместе что-то делаем, что-то получается.

Еще очень важный момент. У маленьких детей молитва и вера в нас, родителей, вообще без кавычек, то есть они верят в нас так, как мы должны верить в Бога. Но мы в Бога так не верим, а вот дети в нас верят. И если вдруг ребенок теряет веру в Бога, то, конечно, мы, родители, в первую очередь виноваты, что где-то их соблазнили, искусили, где-то сломали, может быть. И нам надо крепко молиться, исправляться и давать положительные примеры нашим детям, потому что их молитва удивительная. Они действительно верят в Бога, они Его даже видят. У нас же хорошо, если кому-то во сне что-то может присниться. Это тоже очень редко бывает. А вот дети действительно непосредственно с Богом.

То есть получается, что сила молитвы не зависит от физических сил человека?

– Да, не от мышц, здесь что-то другое. Здесь сила духа, в первую очередь, сила души. Очень важна еще и цель молитвы. Я уже говорил, что, когда человека, допустим, обокрали, он сразу начинает молиться: «Господи, верни, это мое». Сразу мотивация появляется. А вот если нет особой мотивации и надо каждый день молиться, получается рутина. Каждый день вычитываешь правило, каждый день читаешь: «Господи, помилуй!». И нет силы молитвы. То есть очень важна мотивация. Но она не должна быть искусственной, она должна быть настоящей.

Вопрос телезрительницы: «Моя свекровь часто обращается к потусторонней силе, гадает на картах. Я верующий человек, но, можно сказать, Господь через нее меня призвал. И мы сейчас с дочерью каждую неделю причащаемся. Я читаю молитвы, акафист Архангелу Михаилу, чувствую Божию помощь. Беседуя с батюшкой на Исповеди, я, конечно, уповаю на Бога. Но хотела бы спросить, какие мне молитвы читать, чтобы защититься от бесов и злых духов? Потому что моя свекровь сказала, что хочет этот, как она сказала, талант и дар передать моей дочери. Может быть, есть какие-то особенные молитвы? Потому что говорят, что при смерти таких людей это просто так никуда не уходит. Как нам защититься? Мы делаем все, что дает Церковь, Причастие, молитвы».

– Очень важную тему вы затронули, это тема страхов. То есть опять же мы начинаем молиться, когда у нас проблемы. Нет проблем – как бы и молиться особенно не о чем. Страх – энергетически очень сильная мотивация. А, с другой стороны, страх парализует – и человек становится неадекватным, он неадекватно думает и не способен любить. Мы благодаря страхам прибегаем к Богу, потому что понимаем, что никто, кроме Бога, нас не защитит. Но ведь святые не боялись. Они шли на смерть, шли к зверям или на войну улыбаясь. То есть молитва, если мы говорим о цели молитвы, должна давать спокойствие, счастье. И счастье безусловное. Как солнце светит независимо от того, что происходит на земле, так и молитва. То есть, находясь в молитве, я уже не раздражаюсь, не гневаюсь и ничего не боюсь. Просто ничего не боюсь.

Поэтому очень вам рекомендую все-таки вспомнить жития всех святых. Они все проходили через панику, страхи и все преодолевали. Очень вас прошу: не бойтесь. Христос шел по воде, когда апостолы плыли в лодке, и когда они увидели Его идущим по воде, чуть с ума не сошли. И Он им одну только фразу сказал: «Не бойтесь». И только апостол Петр тоже пошел по воде. Надо преодолевать страх, потому что он разрушает все.

Действительно, молитва может быть разной. В том числе, наверное, бывает так, что при нашем незнании, нежелании узнавать Господа мы можем обращаться к чему-то другому, думая, что обращаемся к Господу. И я понимаю, что есть и обратная сторона молитвы. Может ли быть так, что молитва человеку не во благо?

– Если, например, я решил стать штангистом, а у меня слабость костного аппарата (я не говорю про мышцы, их можно накачать, но кости какие есть, такие есть), то штанга меня может просто переломать. Ни тренер, ни даже врач не помогут. Кости другие. Я, может быть, был бы хороший пловец, может, хорошо стихи писал бы, но точно не штангист.

Так и здесь: у каждого из нас свои духовные таланты. Кто-то может быть хорошим молитвенником, кто-то может быть хорошим гидом, а кто-то может иконы писать. То есть не всем дана высокая молитва, такая сильная, как у Иоанна Кронштадтского или блаженной Матроны. Тем более, что мы вроде бы говорим, что священники, святители – это великие молитвенники в том числе, но ведь блаженная Ксения не была священником. И блаженная Матронушка не была святителем. Они были обычными мирскими женщинами, но их молитва была настолько велика, что на всю планету хватило.

Здесь не статусы и не наши таланты воспринимаются, а именно сила любви: насколько человек готов любить, насколько он готов быть подобен Богу. Ведь образ у нас уже есть, а вот богоподобие я должен приобретать. А приобретать можно только подвигами. Нет подвигов – нет ничего. Здесь нужно как раз трудолюбие, и молитва помогает, особенно когда мы опять возвращаемся к рутине. И ты должен заставлять себя молиться каждый раз искренне, не уходить в рутину. Как, например, женщины каждый раз стирают, готовят, прибираются дома. Вроде бы рутина, но они же в любви это делают, и семья сохраняется. А если на рутину переходим, все потихонечку гаснет. Здесь так же. То есть требуется подвиг, регулярность и обязательное напряжение сил. Каждый раз молитва должна быть тяжелой.

То есть идти на поводу у своей усталости нельзя?

– Нет, нельзя.

И возрастать в молитве нужно в том числе и ежедневной молитвой?

– И своя молитва должна быть, и церковная, вместе со всеми. То есть мы вместе. Как в тренажерном зале. (Окончание в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс