Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1335) → Матушка Татьяна Манихина: Смысл жизни – в служении Богу и людям

Матушка Татьяна Манихина: Смысл жизни – в служении Богу и людям

№6 (1335) / 9 февраля ‘26

Вторая половина

В молитве святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, не просто обращение ко Господу. В ней – безусловное проявление смирения перед Его святой волей, уже с первых слов. «Господи, не знаю, чего просить у Тебя. Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя».

Из бесконечной любви Господь дает нам в дар саму жизнь. А мы приходим в этот мир, чтобы пройти своим непростым путем к единственно верному осознанию: смысл нашего пребывания здесь – в служении.

Время храмовой молитвы в святочные вечера особенное – время благодатной тишины, мира в душе, безусловной радости. Христос родился, чтобы войти в сердце каждого из нас и быть рядом.

Протоиерей Николай Манихин поздравляет прихожан с этим светлым праздником более сорока лет только в стенах этого храма Казанской Иконы Божией Матери города Тольятти. А общий стаж его служения в Церкви – более полувека.

Протоиерей Николай Манихин, настоятель храма Казанской Иконы Божией Матери (г. Тольятти, Самарская область): – Храм в честь Казанской Иконы Божией Матери – это преемник тех старых ставропольских храмов, которые попали в зону затопления. 31 мая 1955 года все ставропольские храмы были уничтожены, а до этого, в феврале, здесь построили небольшой деревянный молитвенный дом.

Можно без преувеличения сказать, что именно с этого молебного дома началось духовное становление молодого города Тольятти. Он вырос после драматичного затопления старинного города Ставрополь-на-Волге (ради строительства гидроэлектростанции) и безвозвратной потери церквей этого города. Становление Тольятти проходило при участии отца Николая Манихина. Он с женой, матушкой Татьяной, приехал сюда в начале 1980-х годов.

Стаж семейной жизни отца Николая и матушки Татьяны тоже более полувека. В их пути друг к другу, в их знакомстве – во всем была Божия рука, Его Промысл. Отец Николай родом из старинного села Новодевичье Самарской (в то время Куйбышевской) области.

прот. Николай Манихин: – Видимо, от того, что я раннее детство провел в сельской местности среди старшего поколения – бабушек, прабабушек, религиозность всегда поддерживалась. И у нас раз в году было посещение кафедрального Казанского собора города Сызрани.

Школу и техникум будущий священник оканчивал в Куйбышеве. В школьные годы приходилось проявлять осторожность при посещении храма. Комсомольские патрули были начеку. Позже ситуация изменилась.

прот. Николай Манихин: – Когда я учился в техникуме, стал регулярно посещать храм. Если я в первую смену в техникуме, то вечером я в храме: читал на клиросе. А если учился во вторую смену, то утром был в храме, а потом шел в техникум.

В то время управляющим Куйбышевской епархии был назначен молодой епископ Иоанн (Снычев). Первая же встреча с ним перевернула жизнь первокурсника – механика Технологического техникума и послушника Петропавловского храма Николая Манихина. Владыка Иоанн (Снычев) стал духовником молодого человека. После службы в армии рекомендовал его к поступлению в Московскую духовную семинарию. Он уже учился в Московской духовной академии, когда состоялось знакомство с будущей женой.

прот. Николай Манихин: – Матушка и ее семья с детства духовные чада Владыки Иоанна. Они жили в Саратове, он там преподавал и взял их под духовную опеку.

Матушка Татьяна тоже волжанка, родилась и выросла в Саратове.

Матушка Татьяна Манихина: – Мама нас всегда водила в храм. Сколько я себя помню, я в храме. Водили нас в семинарский храм. Прекрасно помню тех проповедников, которые были в то время в семинарии.

Как раз в то время отец Иоанн (Снычев) преподавал в Саратовской духовной семинарии. Его проповеди замиранием сердца слушали мама Евгения, старшая сестра Валентина и Татьяна – самая маленькая.

м. Татьяна: – В то время не было никакой литературы. И когда мы приходили из храма домой, мама брала тетрадку и записывала проповедь, а мы в каких-то местах ей подсказывали.

Мама приняла веру от своей матери. Дома вслух читала дочкам Евангелие и Псалтирь, прививала им любовь к Слову Божию, пока отец девочек этого не слышал.

м. Татьяна: – Он был противником того, что она нас утром водила натощак в храм причащаться. Мы умудрялись достать чашки, ложки, погреметь на кухне. Отец спал, но он слышал, что мы собираемся, гремим посудой. И мы шли в храм.

Недовольство отца однажды перешло в агрессию на глазах у детей. Это стало финалом семейной жизни. Мама с дочками перешли жить к ее матери.

В школьные годы будущая матушка Татьяна познакомилась с отцом Иоанном (Снычевым). Произошло это чудесным образом, через одну из прихожанок.

м. Татьяна: – Он ходил к ней по воскресным дням и однажды сказал: «Пусть придет Евгения с девочками». Она не поняла сразу, о ком шла речь, и почему-то сказала моей маме (она – Евгения, и мы у нее – две дочери). Мы пришли, а он на нас посмотрел и сказал: «Я ждал не ту Евгению». Он ждал кого-то другого, а пришли мы.

С того дня для маленькой семьи началась жизнь рядом с отцом Иоанном и под его духовным окормлением. Когда его назначили епископом Куйбышевским и Сызранским, мама и сестра покинули Саратов и последовали за духовником. Забегая вперед, скажем, что они обе были рядом с ним и в Куйбышеве, и в Самаре, и в Северной столице, где с 1990 года и до своего ухода из жизни Владыка Иоанн служил митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Обе приняли постриг, а затем – схиму: мама Евгения – с именем Олимпиада, сестра Валентина – с именем Варвара. Они обе уже отошли в мир иной. У младшей, Татьяны, жизнь складывалась по-своему.

м. Татьяна: – Я окончила восемь классов и поступила в авиационный техникум. Работала в конструкторском бюро. Мама с сестрой тогда уже уехали в Самару (Куйбышев). А я осталась, чтобы не бросать бабушку.

В Куйбышев к маме и сестре Татьяна переехала после ухода из жизни любимой бабушки. Так же работала в одном из конструкторских бюро и приходила в храм. В советское время это было весьма непросто. Но Господь не оставлял. Его воля проявилась через Владыку Иоанна (Снычева).

прот. Николай Манихин: – На Петров день Владыка пригласил меня, уже студента семинарии, к себе в архиерейский дом на чай. Я сидел на скамейке напротив архиерейского дома, ждал время, когда выйдут и скажут идти пить чай. Я мог уйти. Сейчас я бы не стал ждать. В 1972 году это было. Мы попили чай. А в 1974 году повенчались.

Они повенчались и уехали в Сергиев Посад (Загорск в то время). Молодому мужу надо было окончить духовную академию. Татьяну взяли на работу в археологический кабинет академии, но трудилась она там недолго, до рукоположения отца Николая в священство. Таинство проходило в родной Самаре. Рукополагал своего ставленника Владыка Иоанн (Снычев).

м. Татьяна: – Ввели его в алтарные двери, он стал делать поклоны, прикладываться к Престолу, до которого нельзя было касаться до этого времени. Меня такой трепет взял. Слава Богу. Он был диаконом только одни сутки, и на следующий день его рукоположили в священники.

Практически сразу Владыка Иоанн дал отцу Николаю указ о первом назначении: приход в селе Заплавное Самарской области, осиротевший после ухода из жизни его настоятеля.

м. Татьяна: – Батюшке остался четвертый курс академии, и нам со слезами на глазах пришлось ее покинуть.

Отец Николай перевелся на заочное отделение, а матушка Татьяна окунулась в новую для себя жизнь. Разумеется, ни водопровода, ни канализации в деревенском доме не было. Тем не менее, молодая матушка с радостью поддерживала тепло домашнего очага и в прямом, и в переносном смысле. Она обеспечивала мужу – священнику все условия, чтобы он спокойно служил. Сельская жизнь продолжалась пять лет.

прот. Николай Манихин: – В 1981 году Владыка Иоанн прислал меня сюда. Он доверял, руководил и через меня был проводником.

После перевода Владыки Иоанна (Снычева) отец Николай оставался благочинным одного из самых крупных церковных округов епархии и при Владыке Евсевии (Саввине), и при Владыке Сергии (Полеткине). Остается и сейчас, после образования в 2019 году Тольяттинской епархии, которую возглавляет епископ Тольяттинский и Жигулевский Нестор.

прот. Николай Манихин: – По должности я обязан это делать – принимать от Правящего архиерея указания и давать им путевку в жизнь.

Многие православные приходы Тольятти и Ставропольского района Самарской области связаны с деятельностью отца Николая. Когда после долгих лет советских гонений на этой земле стали открываться православные храмы, многие будущие священники получили, как говорит отец Николай, путевку на служение именно в храме Казанской Иконы Божией Матери.

прот. Николай Манихин: – Некоторые поступали сюда на служение алтарниками, проводили здесь какой-то период времени, пока не входили в курс. Параллельно они получали образование. Самарская семинария уже была открыта.

м. Татьяна: – От того, что я стремилась к этому, я обрела свою среду и окунулась в нее. Это мое.

Матушка Татьяна пела на клиросе в храме, занималась домом и хозяйством, воспитывала детей: Вениамина, Елену и Ольгу.

м. Татьяна: – У нас было так: если мы собираемся в храм, то собираемся все – и дети, и мы. У нас не было другого выбора.

Сын Вениамин – диакон, служит вместе с отцом Николаем. Дочь Елена – регент хора в этом же храме. Дочь Ольга – тоже регент церковного хора. Она с семьей живет в Коломне. У отца Николая и матушки Татьяны пятеро внуков.

м. Татьяна: – Единственное, что иногда на себе ощущаешь, что батюшка всегда был на руководящей должности, и он так же ведет себя в семье. Это в какой-то степени, может, и должно быть, потому что он глава семьи, но в нас тоже иногда начинает какое-то горделивое чувство выступать. Он всегда приводил мне слова апостола Павла, что жена должна подчиняться мужу. Рассудишь сама по себе: он действительно прав. Но иногда…

В доме отца Николая и матушки Татьяны дух старины. Это желание хозяина – сохранить атмосферу священнического дома XIX века. В память о духовнике, Владыке Иоанне (Снычеве) старинный комод, принадлежавший когда-то ему. И не только.

прот. Николай Манихин: – Это фисгармония от Владыки Иоанна. Это дореволюционный музыкальный инструмент. Я не умею играть.

м. Татьяна: – Это у меня цветущее окно. Так я его называю.

За их плечами – долгая жизнь в служении Богу и людям. За это время протоиерей Николай Манихин удостоен многих церковных и светских наград. Он – почетный гражданин города Тольятти.

прот. Николай Манихин: – Я все награды в этом мире получил. Осталась одна, последняя, которую поставят на могилу в виде деревянного креста, если заслужу, конечно. Кто знает? Всякое бывает…

м. Татьяна: – Знаете, как замирает сердце, когда служат батюшка и диакон вместе! Некоторые моменты – прямо дух захватывает! Это ли не награда?!

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс