
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Уважаемый Владыка Диодор, я благодарю Вас за то, что Вы пригласили нас в Димитровград, в Мелекесскую епархию, и за возможность поговорить. Тем более накануне Рождественского поста.
Обычно люди к концу года начинают подводить итоги: что сделано, что не сделано. А у вас в епархии чем запомнится уже уходящий 2025 год от Рождества Христова?
– Прежде всего, это очень радостное событие, которым мы фактически жили весь год и до сих пор продолжаем жить, – небольшой юбилей, 25 лет прославления в лике святых нашего Небесного покровителя, преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского. Он, кстати, имеет самое непосредственное отношение к святителю Тихону, Патриарху Всея Руси. Он его современник, совершал свое служение под его омофором и сохранял ему верность как Святейшему Патриарху нашей Святой Церкви.
Наш святой Гавриил – замечательный человек, выдающийся святой (как я могу сказать по-другому?). Мы его очень любим – и духовенство, и народ. Люди, которые приходят к нему, к его святым мощам в наш Никольский храм со своими просьбами (возможно, самыми простыми и земными), видят явное участие в своей жизни Господа по молитвам святого Гавриила, о чем они потом и свидетельствуют. Почитание нашего преподобноисповедника – живое, настоящее, у нас есть с ним «обратная связь». Мы обращаемся к нему и чувствуем, что он реально присутствует в нашей жизни в Духе Святом, здесь и сейчас.
Казалось бы, 25 лет – небольшой срок, но в жизни каждого человека четверть века – это много. А для меня особенно, поскольку 25 лет назад я принимал участие и в обретении мощей, и в акте канонизации (прославления) нашего преподобноисповедника. О святом Гаврииле я вообще знаю с самого начала своей церковной жизни, потому что, когда я в 1997 году стал священнослужителем, диаконом, уже тогда шла работа добрых людей, почитателей святого, по сбору материалов для его канонизации. Я тогда услышал о нем очень много доброго и хорошего.
Святой Гавриил занимает большое место в моей жизни, но самое главное – в жизни наших горожан, димитровградцев, и не только их. С такой же любовью его чтут и во всей Симбирской епархии. И скажу больше: многие люди с любовью чтут его и в Москве, потому что он совершал свое священнослужение в Марфо-Мариинской обители и в других московских храмах. И прежде всего наш святой Гавриил был прославлен в Соборе Московских святых, а уже потом – святых Симбирской земли. Нашего преподобного Гавриила чтут и в тех областях, где он находился в ссылках.
Люди пишут письма, просят прислать им какое-то благословение, какую-то частичку гроба или одежды, потому что почитают нашего святого и наверняка тоже имеют с ним «обратную связь» из того мира.
Учитывая географию его трагического опыта, наверное, и паломников много ездит?
– Да, к нам приезжают паломники из других регионов. Прежде всего, из Саратовской и Пензенской областей, потому что в Пензенской области он родился, в Саратовской – служил, в городе Покровске. С паломниками из дальних регионов я лично не сталкивался. Но то, что нам пишут письма, что-то сообщают, о чем-то просят, особенно молитв, – это да.
Вы уже упомянули святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Я поясню зрителям, что мы здесь сегодня представляли документальный фильм о нем, снятый в 2025 году. Вся Русская Церковь отмечает в этом году 100-летие блаженной кончины святителя, и огромное Вам спасибо, Владыка, за возможность показать здесь этот фильм. Но святитель Тихон на этой земле не бывал. Почему важно в каждой епархии, и конкретно в Вашей, помнить подвиги и историю почитания святителя Тихона?
– Наверно, нужно начать с того, что Патриарх как предстоятель – это лицо Церкви, я так считаю. Это живой, видимый символ единства большой христианской общины, в данном случае – в границах всей нашей большой страны. Русская Православная Церковь огромна. С другой стороны, личность святителя – совершенно особенная, это человек-эпоха. Во-первых, тот исторический момент, в который совершался его жизненный путь – подвижнический, можно сказать, даже героический в духовном плане, – когда разрушался старый мир, уходила Российская империя, был крайне непростым и болезненным.
С одной стороны – все разрушается. Но на гребне, на волне всего этого, вдруг – Поместный собор Русской Православной Церкви, который длится почти два года. И на нем происходит возрождение патриаршества. Но его возрождение после двухсотлетнего синодального периода, по моему личному ощущению и пониманию, – это было возрождение Церкви как таковой. По крайней мере, это можно сказать про нашу Русскую Православную Церковь.
В фильме мы слышали слова нашего Святейшего Патриарха, который говорил: кто в синодальный период управлял нашей Русской Православной Церковью? Император – понятно: это по образу Англиканской церкви, которая нашему Петру Великому понравилась. Но ведь лично император фактически Церковью не управлял, а доверял это управление каким-то непонятным людям, которые носили титул обер-прокурора Святейшего Синода. И в фильме Святейший приводит самый яркий отрицательный пример такого обер-прокурорства.
Поэтому синодальный период для нашей Церкви был очень тяжелым, можно сказать, периодом большого смирения, пленения. Церковь была скована отовсюду. Ведь по факту Петр Великий стремился к тому, чтобы Церковь стала просто государственным ведомством, не больше. Одним из рычагов управления народом для царской власти. А здесь – с одной стороны, в нашей стране был уничтожен институт монархии (и это тоже большая трагедия), но с другой стороны – возрождается Церковь в лице Патриарха.
И вот избрали Патриарха. Бог судил стать Патриархом именно святителю Тихону. Он действительно был особенным человеком для той эпохи, особенным человеком в нашей Церкви как святитель, как священнослужитель. С одной стороны, происходит возрождение Церкви, но, с другой стороны, – открылась настоящая пропасть. Каскад разрушений великой Российской империи (можно представить себе это как образ обрушения ледника с вершины горы) снес все на своем пути. Все посыпалось, и эта лавина разрушений затронула все стороны жизни всех слоев населения. Никто не остался в стороне. Все стали сопричастны этой трагедии, и прежде всего Церковь.
Ведь что такое Церковь? У многих современных людей Церковь ассоциируется только с коллективом духовенства и с нашими храмовыми зданиями. Вот здание с куполами, с крестами – это Церковь. И люди в облачениях и в рясе – это тоже Церковь. А люди, приходящие в храм, прихожане – они уже не Церковь, это просто люди, которые туда приходят. Так многие думают, даже наши православные, и это очень печально. Наши прихожане говорят о Церкви в третьем лице. Церковь – это кто-то: епископ, святейший Патриарх, духовенство… А они – прихожане, не Церковь.
А Церковь – это, прежде всего, люди. Наверно, 80% населения Российской империи были православные христиане. Неважно, кто как верил, но люди себя именно так идентифицировали. И уж раз в год, а, может, и два – на Рождество и Пасху – они точно ходили в храм.
Тогда это необходимо было.
– Даже по необходимости. Представляете, какой великой была Церковь Российская, даже в плане численности? По факту это был весь наш российский народ. Это не что-то отдельное от Российской империи. Когда слушаешь, как рассуждают некоторые современные профессора и преподаватели, говоря о Церкви и о народе, для них это почему-то две отдельно стоящие части. Но это неправда. Церковь и народ – это одно. Поэтому, когда начался процесс разрушения, когда по чьей-то злой воле покатилась эта лавина, она снесла все на своем пути.
Хотелось бы отметить, что такое был сам этот Поместный собор как явление, какие решения там были приняты, какие вопросы рассматривались. Ведь все решения, принятые на Поместном соборе 1917–1918 года, или находились в проекте, не потеряли своей актуальности и в наши дни. И неслучайно сейчас, по благословению нашего Святейшего Патриарха, инициирован процесс серьезного изучения документов этого собора, обсуждения разных его моментов, чтобы интегрировать их в нашу современную жизнь. Это очень правильно и спасительно (это мое личное мнение).
С одной стороны, святейший Патриарх Тихон олицетворяет собой возрождение Церкви после двухсотлетнего пленения синодального периода, а, с другой стороны, – на Церковь идут жесточайшие гонения. Но, как на эту тему рассуждал один, на мой взгляд, очень духовный человек, если происходило возрождение Церкви видимым образом (восстановление патриаршества и прочее) и одновременно – жестокое гонение, то таким образом Господь очищал Свою Церковь как садовник очищает виноградную лозу. Отсекает ненужные, сухие ветви, а все доброе и хорошее оставляет. Возможно, это действительно так.
Новые храмы в епархии появляются сегодня?
– Да, конечно. Мы уже в течение года строим новый храм. Это храмовый мемориальный комплекс в честь Святого Димитрия Солунского, потому что он покровитель воинов. Главный смысл этого комплекса – это, прежде всего, память о защитниках нашего Отечества и, конечно, о павших на полях сражений СВО. Суть этого мемориального комплекса – не просто построить храм с красивой прилегающей территорией с мемориальными досками, где можно погулять, погрустить. Это важно, но главное – мы хотим, чтобы это место было центром притяжения для наших граждан, прежде всего для семей участников СВО и для вернувшихся ветеранов, которые будут очень нуждаться в поддержке нашего общества и Церкви.
Я понимаю, что все не пойдут к нам в храм, но большая часть придет обязательно. И поэтому строим мемориальный комплекс. Там у нас запланирован большой церковный дом – дом причта, где будут сосредоточены разные социально полезные и общественно-церковные службы: православные психологи, которые будут оказывать психологическую помощь ветеранам или их родственникам; медицинский кабинет, чтобы можно было оказать первичную помощь безвозмездно, прежде всего участникам СВО и их сродникам.
Мы хотим запечатлеть имена всех наших погибших земляков – из города Димитровграда и шести районов нашей области, которые находятся в границах Мелекесской епархии. Пусть это будут православные христиане или мусульмане – не важно, это все наши люди, наши сограждане, братья и сестры. Чтобы люди могли с легким сердцем прийти в храм и поставить свечу, даже если они не православные христиане. Пусть они поставят свечу в храме. И пусть они найдут имена своих погибших сыновей, мужей на этих досках именно на храмовой территории. Если они будут плакать и грустить, я считаю, что на храмовой территории это более уместно, чем у Вечного огня.
Слава Богу, за эти 12 лет построено около двадцати храмов по епархии. На территории города, когда я стал епископом, было три храма, сейчас их пять, и, если Богу угодно, скоро будет шесть.
Мы встречаемся накануне Рождественского поста, и я не могу не спросить Вас, что бы Вы могли посоветовать нашим телезрителям: как провести этот пост и с легкостью, и с пользой?
– Прежде всего, с легкостью, с радостью, без всякого чувства принуждения. Ведь Рождественский пост – это время радостного ожидания пришествия в мир Христа Спасителя. Поэтому, даже если человек очень добросовестно подходит в плане пищи к совершению поста, все равно это надо делать радостно и с легкостью, зная, ради чего ты это делаешь. Прежде всего, ради здравия и спасения своей души. А пост – это не пищевые ограничения, они лишь средство для совершения поста. Поэтому в Рождественский пост как можно больше нужно делать добрых дел по отношению друг к другу. Надо радовать окружающих нас людей.
Не надо людей делить на своих и чужих. Если человек тебя принимает, с тобой общается, постарайся сделать его хотя бы на чуть-чуть счастливым, чтобы, когда он от тебя отойдет, у него было хорошее и светлое настроение после разговора, общения или совместного труда с тобой. Я считаю, это великое духовное делание. Это я говорю о людях, живущих в миру, в обычной городской или сельской жизни. Нужно, чтобы между нами был мир, чтобы у нас были хорошие, добрые, насколько возможно, легкие и светлые отношения. Ведь сколько вокруг нас в этой жизни печального. А мы порой еще и сами эти тучи делаем чернее, даже на пустом месте.
Если мы добрые христиане, нужно поститься так, как велит наш Господь Иисус Христос. Он говорит: если ты постишься, умой лицо твое, помой голову, надень чистую и светлую одежду. Не надо никаких черных одежд. Зачем? Хорошо оденься, чтобы людям на тебя было приятно смотреть (приятно – это важное слово), рядом с тобой было приятно находиться. А когда ты с людьми общаешься, чем-то помогаешь, чтобы действительно от тебя люди отходили с легким сердцем и со светлым настроением, то, мне кажется, это будет замечательный подарок к яслям новорожденного Богомладенца.
Надо друг друга поддерживать, чтобы в нашей жизни был светлый смысл, потому что очень много горя у людей. Но все равно все в наших руках. Нет такого рецепта, чтобы не было в нашей жизни проблем. Тогда говорят, что нужно к проблемам повернуться спиной, а лицом – к Богу, и говорить: в моей жизни есть Бог. И тогда эти проблемы уже не будут занимать весь наш небосклон, Бог будет на первом месте.
Здесь мы живем совсем недолго. Надо постоянно об этом помнить, в хорошем смысле. Мы здесь надолго не задерживаемся. «Странники мы и пришельцы здесь, на земле, – говорит апостол Павел, – а жительство наше на Небесах». Надо нам помнить об этом. И в таком случае, когда мы друг на друга обижаемся, сердимся и, может быть, даже хотим наказать друг друга, надо сразу об этом вспоминать. Нам всем придется предстать пред Господом. Господь говорит: пока ты еще на пути к судье, постарайся примириться со своим соперником, чтобы, когда вы к судье пришли, у вас уже было все хорошо и судить вас было не за что. Вот мои пожелания на Рождественский пост.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.