
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую в Храме Христа Спасителя, особенно участников съезда – представителей нашего мирянского сестричества и братства, которые занимаются очень важным делом. Памятуя о том, что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20), они соединяют свою веру с совершением добрых дел.
В Священном Писании есть как будто некое противоречие. С одной стороны, апостол говорит: Благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8–9); и у некоторых христиан возникает впечатление, что добрые дела – нечто вторичное. Ведь если благодать не от добрых дел, а спасает именно благодать, тогда зачем, собственно говоря, добрые дела? Но, с другой стороны, Священное Писание учит: вера без дел мертва есть.
Как же примирить эти два текста, будто противоречащие друг другу? А снимается это противоречие довольно просто. Что означают слова: Благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился? То, что никакие добрые дела неспособны спасти человека, и каждый, кто совершает добрые дела, это знает. Утром добрые дела – а вечером поругался, или еще что-то в семье, в отношениях с родными, близкими, и доброе дело, совершенное в тот же день, не удержало от греховных мыслей, греховных действий… Действительно, никакие добрые дела спасти не могут. Но ведь вера, которая спасает, – благодатью вы все спасены через веру – вера без добрых дел мертва есть! Вера спасает, но она умирает, когда нет добрых дел.
Вот так и замыкаются эти два, казалось бы, противоречащих друг другу текста Священного Писания. На самом деле противоречия нет. Никакие добрые дела не могут спасти человека, и это реальность. Господу надо было прийти в мир, пострадать на Кресте, претерпеть страшные скорби, умереть как человеку, – чтобы миру дано было прощение и спасение от грехов через благодать, которую Господь послал Церкви Своей в день Пятидесятницы. Спасает Бог, спасает Его сила, то есть благодать, но благодать подается в ответ на веру, а именно вера и помогает нам совершать дела. Вера дает силы, и вера превращает доброе дело в дело спасения.
И вера без дел мертва есть, и благодатью вы все спасены через веру – эти два, как уже сказано, как бы противоречащих друг другу текста Священного Писания открывают нам смысл того, что означает жизнь христианина, и вообще, при каких условиях и как обретается спасение. А спасение обретается только благодатью Божией, только силой Божией, которая в немощи человеческой совершается (см. Деян. 9:15). Но не на пустом месте эта благодать даруется, а в ответ на наши добрые дела, на нашу веру и на нашу молитву.
Вот почему так важно, что в нашей Церкви сравнительно недавно возобновилось социальное служение, поддерживаемое всей полнотой Церкви – и Патриархом, и иерархией, и духовенством, и мирянами. Осуществляются многочисленные программы, направленные на то, чтобы привнести добро в жизнь людей, помочь больным, прийти к тем, кто пребывает на смертном ложе, кто на грани жизни и смерти, кому уже ничего не нужно – ни денег, ни положения в обществе, – а нужно лишь преодолеть страх смерти, не убояться перехода из одной жизни к другой. А чтобы было так, человек должен верить, что смерти нет, а есть бессмертие и есть вера, которая через благодать Божию спасает каждого.
Мы с вами собрались сегодня здесь, чтобы обсуждать важные вопросы, связанные с совершением добрых дел в наших приходах, епархиях, митрополиях. А это свидетельствует о том, что тексты Священного Писания, о которых я только что сказал, действительно стали актуальными и исполнимыми в новейшее время. Когда наша страна находилась под властью атеистических сил, не могло быть и речи о совершении добрых дел, а если кто и совершал на приходе добрые дела, будь то священник или группа православных христиан, то им грозило наказание. И некоторые действительно претерпевали реальные гонения за то, что осмеливались во имя Божие, от лица Церкви совершать добрые дела. Власти, стремившиеся исказить саму суть человеческой жизни, пытались лишить Церковь того, к чему она призвана. Но те времена прошли, и мы благодарим за это Господа.
Но кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48). Прошли тяжелые времена, когда Церковь как институция не могла заниматься добрыми делами, и сегодня мы с вами не только имеем для этого все возможности, но и получаем поддержку со стороны общества и государства. Сегодня социальная работа, то есть совершение добрых дел, осуществляется не от лица отдельных людей, а от лица всей Церкви. Конечно, это дар Божий и одновременно серьезная ответственность.
Очень рад произнести эти слова перед вами, мои дорогие, кто несет ответственность за осуществление социальной деятельности, за совершение добрых дел в приходах, благочиниях, епархиях. Сегодня как никогда люди, обращающиеся к Церкви и к Богу от атеизма, от безбожия, ищут именно в церковных общинах реализацию неких идеалов жизни – и личной, и общественной.
Поэтому жизнь наших приходов сегодня должна быть обновлена. Страшное советское время, время гонений, сформировало определенный приходской уклад: пришли в воскресенье, помолились и разошлись, потому что ничто другое не было возможно. Но сегодня должно быть так: христиане пришли, помолились, причастились Святых Христовых Таин, а потом пообщались и сформулировали свои мысли относительно тех добрых дел, которые данный приход, данная община должны осуществлять.
Посещая приходы в городе Москве, особенно новые, я с радостью замечаю, что в большинстве случаев все так и происходит: и богослужение, и молитва, и обучение детей, и совершение добрых дел, работа тех самых социальных служб, которые сегодня процветают в Москве и, надеюсь, действуют в большинстве наших епархий.
И в этот день я хотел бы пожелать Преосвященным владыкам всегда помнить о том, что, наряду с ответственностью за совершение Святой Евхаристии и богослужений, каждый архиерей несет ответственность и за организацию социальной работы в своей епархии. То же слово я обращаю и к благочинным, и к настоятелям приходов.
То, что я наблюдаю в Москве, не вызывает тревоги, потому что в большинстве приходов и благочиний совершается все то, о чем я говорю. Но сегодня я обращаюсь ко всему нашему православному народу, ко всем епархиям, ко всем благочиниям, ко всем приходам; и прошу вас, дорогие владыки, отцы и братья, помнить, что вера без дел мертва есть. А потому совершение добрых дел или, как мы сейчас говорим, социальное служение – не десятое, тридцатое или сотое дело в повестке дня, но то, что проистекает от Святой Евхаристии, от собрания святых апостолов, которые, как и последующие поколения епископов и священнослужителей, связывали служение Святой Евхаристии с совершением добрых дел.
И да помогает нам Господь, уже во многом возродившим эту замечательную апостольскую традицию доброделания, еще более и более внедрять ее в нашу жизнь. А если в каких-то приходах это служение еще не так развито, как того требует наше время и наше призвание, то просил бы отцов настоятелей и отцов благочинных особенно принять во внимание мои сегодняшние слова.
Вера без дел мертва есть, учит нас апостол, и наша задача заключается в том, чтобы вера в нашем народе не умерла. А чтобы было так, Церковь в лице своих иерархов, священников, приходских активистов должна делать все для того, чтобы вера споспешествовала нашим делам во славу Божию и во спасение народа нашего. Аминь.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.