
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос от телезрителя: «Как маме, которая воспитывает сына без отца, воспитать из него мужчину? Возможно ли это? Если нет, то какие меры нужно предпринимать, чтобы вырос настоящий мужчина?»
– Безусловно, возможно. В сто раз лучше воспитывать ребенка маме одной, чем с отцом, который не заслуживает своего наименования. А это, к сожалению, достаточно частое событие в жизни нашего народа, в том числе и в Православной Церкви.
Воспитать из ребенка нужно христианина, человека и гражданина. Мужчины бывают разные: один – майор спецназа, другой – сотрудник архивного управления. И тот, и другой – мужчины, но профессиональные, физические и эмоциональные качества у них совсем разные. И в этом нет ничего плохого. И если мальчик, выросший в более мягкой обстановке, не станет майором спецназа, в этом нет проблемы. Проблемы бывают, когда ребенка ломают всевозможные семейные или околосемейные конфликты.
Вопрос от телезрителя: «С какого возраста нужно говорить детям о страданиях Спасителя? Ведь там присутствует тема насилия. Ребенок может испугаться».
– Это тонкий педагогический вопрос. Педагогика и наше христианское, духовное наследие идут параллельно, но никогда не совпадают. Наше восприятие Евангельской реальности, общение с Господом – это не то же самое, что педагогика, то есть воспитание религиозной жизни в наших детях. Дети разные. Страдание как нечто плохое детям понятно. Когда из креста делают какой-то «оберег» или ювелирное изделие, тогда плохо и детям, и взрослым. А когда ребенок видит крест и ему говорят, что это очень серьезное, непростое дело, потому что на нем страдает человек, – для начала это нормально. Четырехлетним уже будет понятно. А дальше все разбирается индивидуально по мере возраста и личных качеств.
Вопрос от телезрителя: «Как избавиться от страха?»
– Страх – это эмоции. Мы от них не избавляемся. Эмоции существуют помимо нас – как погода, как природа. Как мне избавиться от того, что у меня рост 170 сантиметров? От страха не надо избавляться, надо избавляться от зависимости от страха.
Дам вам практический совет: прочитайте рассказ Бориса Степановича Житкова «Храбрость». Этот хороший советский писатель писал детские по форме и очень глубокие по содержанию рассказы. Прочитайте этот рассказ и обсудите его с детьми и супругами. Обратите особое внимание на последний эпизод.
Вопрос от телезрителя: «Как молиться в тяжелые времена?»
– Молитва бывает общая, общественная. Богослужение – это общественная молитва. Также молитва бывает личная. И наша личная молитва, в отличие от общей, не подвержена никакой регламентации. Это ваша добрая воля, ваш живой голос, обращенный к живому Богу. Если мы начнем его регламентировать, могут быть неприятности. Есть заготовки – молитвословы, из которых вы выбираете молитвы, вам полезные. Новые молитвословы особенно хороши, потому что в них входят разного рода новые молитвы, составленные гимнографами Русской Православной Церкви на различные случаи жизни.
Вопрос от телезрителя: «У многих людей существуют неизлечимые болезни тела. Уже давно идут разговоры о том, что в будущем человеку можно будет пересадить любой орган. Разве это не прямое вмешательство в Промысл Божий о человеке?»
– Посмотрим. На сегодняшний день пересаживают роговицу глаз, конечности, внутренние органы. Развитие научной практики никак не регламентируется. Недавно какой-то врач пытался пересадить голову, но у него ничего не получилось. Наш знаменитейший святой, глубочайший знаток головы, хирург, святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий) сделал очень интересное наблюдение. Он говорил о том, что личность человека сосредоточена не в мозге. Мозг – это скорее станция переключения, которая каким-то образом направляет импульсы от органов чувств к органам движения. Но кто управляет этими импульсами? Кто их генерирует? Душа, то есть нечто нематериальное, что находится неизвестно где. У нашей души нет места, потому что она нематериальна. И это тоже в каком-то смысле абстрактное рассуждение, потому что невозможно реализовать экспериментальную базу с нематериальными объектами. Это лишний раз демонстрирует, что распространять существующий опыт на нечто принципиально выходящее за пределы этого опыта – бесполезное дело.
Вопрос от телезрительницы: «В молитвослове есть такие слова: „Судия Праведный, наказывающий детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода”. Но Господь не наказывает детей за грехи родителей. Значит, не надо произносить эти слова?»
– Личная молитва – ваше личное благоусмотрение. Это цитата из Книги Исход, где излагаются знаменитые десять заповедей Моисея. Эти грозные слова о наказании имели свое приложение в эпоху до Христа. После того как Сын Божий принимает страдания за весь человеческий род, воплощается и воскресает ради нас, эти указания теряют свою актуальность. Это было до Христа, а теперь, после Христа, все совершенно по-другому.
Есть священнослужители и монашествующие, считающие, что дети несут последствия, прежде всего духовные, за родителей, которые вели очень греховную жизнь.
– Здесь нечего догматизировать. Возьмем простую картину, когда родители вели дурной образ жизни. У них был дом, они его пропили или сожгли, после чего умерли. Дети остались, и им негде жить. Несут ли они последствия грехов своих родителей? Да. Им негде жить, это факт. И это не какая-то мистика или Божие возмездие.
То же мы видим на нашей Родине: все несчастья, которые пережила Россия в XX веке, в известном смысле были последствиями предшествующих событий. Это факт, и не надо делать из этого мистические выводы.
Почему многие люди приходят к вере после того, как испытали призывающую благодать Божию, а другие этого не испытывали и приходят через другие обстоятельства?
– Это верное, точное и полезное наблюдение. Потому что устраняет желание уравнять всех. Все люди разные. И разнообразие личности – это часть Божия творения и нашего человеческого достоинства. Человек несет на себе печать Божественного достоинства независимо от того, каковы обстоятельства его жизни. Зависимость только одна – от того, насколько он следует или не следует нравственному закону и духовному наследию Церкви.
А есть люди, которые всю жизнь живут в Церкви, но никогда не испытывали этой призывающей благодати Божией?
– Трудный вопрос. Благодать – это дар. Трезво мысля, человек испытывает, то есть переживает, видит результат этого дара. Если я иду пешком и не ломаю руки или ноги, это уже дар. Есть замечательная притча о том, как человек приезжает на работу и рассказывает, что его спас Господь. На перекрестке в него чуть не влетел грузовик. А другой отвечает, что и с ним Господь сегодня совершил чудо: он доехал без проблем. Мы все так или иначе принимаем дары Господа, но проживаем их по-разному: один спокойно, другой с возбуждением, третий еще как-то.
В Священном Писании Господь говорит: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал; если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. О чем эти слова?
– Рождение от воды и Духа – это ссылка на таинство Крещения. Мы знаем, что вне Церкви нет спасения. Церковь – это Тело Христа. Но границы ее не определены. Мы не всегда можем знать, кто в Церкви, а кто вне ее.
Архиепископ Аверкий (Таушев) однажды беседовал со студентами духовных семинарий, и один из них спросил его: «Владыка, Вы говорите, что надо в Церковь. Но мы же все в Церкви. Значит, нас это не касается?» Владыка посмотрел ему в глаза и говорит: «А ты твердо знаешь, что ты в Церкви?» И это не шутка, а очень четкая ссылка на таинство Покаяния. После совершения покаяния я читаю молитву: «Примири и соедини его Святей Твоей Церкви». Если «примири», значит, я был в противостоянии Церкви. Если «соедини» – значит, я был отсоединен. Каждый из нас, совершая тот или иной грех, отделяется от Церкви. В какой мере – не нам знать. Но таинство Покаяния служит именно для того, чтобы закрыть эту отделенность. Поэтому надо исправляться, каяться. Недаром говорят, покаяние – второе Крещение. Казалось бы, «исповедую едино Крещение», то есть оно не может повторяться, но по своей функции, по своей значимости покаяние действует в том же самом направлении.
Вопрос от телезрителя: «Что нужно делать воцерковленному человеку, чтобы почувствовать благодать Божию?»
– Опасный ход: опять чувства. Не надо опираться на чувства. Мы благодарим Господа за добрые чувства и стараемся не быть зависимыми от недобрых чувств. Но наша мотивация, наша компасная стрелка – это не чувство, а воля. Добрая воля, которая ведет нас за Христом. А чувства бывают самые разные.
Мне довелось перевести с английского замечательную книжку под названием «Письма из преисподней». В ней один старший бес пишет младшему бесу 31 письмо. Книжка не без сарказма, но в ней очень хорошая апологетика. В одном из писем старший бес говорит: «Ты не думай, что он твой, когда у него охладеют чувства. Ничего подобного. Наоборот, когда у него охладевают чувства, когда он не видит Противника (так они называют Бога), но тем не менее идет за Ним, то наше дело плохо». Пусть им будет плохо, а нам хорошо.
Вопрос от телезрителя: «Почему священники расстраиваются, когда люди говорят, что Бог у них в душе? Разве сердце – это не душа?»
– Сердце – это мышца. Душа – нечто нематериальное. Мы попадаем в плен к словам, этого надо остерегаться. Человек может говорить, что Бог у него в душе, с двумя разными смыслами. Один смысл – «я надеюсь, жду и доверяю Господу, что Он поселится у меня в душе и будет мной руководить». Это хорошо. А когда человек говорит эту фразу с уверенностью (как я скажу, что у меня в кармане ключи от квартиры) – это красный сигнал нарастающей гордыни. Надо помнить, что мы призываем Господа, чтобы Его влияние на нас проходило до глубины души.
Вопрос от телезрителя: «Что нужно делать, чтобы достичь крепкой веры? У каждого бывают периоды, когда он начинает сомневаться. Иногда нам не хватает веры в трудных жизненных обстоятельствах. Как человеку уверовать так, чтобы эта вера была хотя бы с горчичное зерно? Не для того, чтобы горы передвигать, а чтобы не сомневаться».
– Жизнь – это не состояние, а процесс. Жизнь – это не «где», а «куда». Поэтому намерение или желание достичь крепкой веры бесплодно. Плодотворное намерение – это куда я иду, как я следую за Христом, как развиваю свою веру, чем подкрепляю ее. Вера – это основа практической деятельности. Что доброго я делаю для того, чтобы быть ближе ко Господу, чтобы мое движение было направлено Его волей?
Читайте хорошие книги, причем не только православную догматику или риторику, но и художественную литературу. Особенно хорошо читать ее с детьми, а потом обсуждать, где есть движение к Богу, а где нет; где добрый поступок, а где недобрый; где реализация веры, а где отказ от нее.
Вопрос от телезрителя: «Есть люди, которые не верят в Бога. Смогут ли они попасть в Царство Небесное, если всю жизнь жили праведно?»
– Мне иногда присылают такие вопросы. У меня стандартный ответ: «Вы ошиблись адресом. Я не Бог». Господь – Судья, а не я – судья. Мы можем делать некоторые выводы, могу даже процитировать учебник догматического богословия о том, что такого рода рассуждения, попытки априори осудить всяких безбожников не совсем полезны. Не нужно этого делать. Это вредно нам и нашему духовному устроению.
В других христианских деноминациях, особенно протестантского толка, одна из основ – это чтение Священного Писания. Почему в нашей православной культуре, по крайней мере, в нынешнем веке, не все читают и изучают Священное Писание?
– Верное замечание. Я практически в любой беседе ссылаюсь на необходимость чтения Священного Писания. И именно Нового Завета. Когда люди начинают читать Ветхий Завет, они теряют ориентацию. Приведу пример. Мальчик в воскресной школе узнал историю, когда Господь попросил Авраама принести своего сына Исаака в жертву. Ветхозаветный материал плох для воскресной школы, тем более детской. И потом ребенок спрашивает папу, зарежет ли он его, если его об этом попросит Господь. К счастью, папа попался умный и сказал, что они решат этот вопрос с помощью священника, и написал мне. Я ответил очень просто, что в ветхозаветные времена бывали такие вещи, но в новозаветные времена, после того как Господь принес Себя в жертву, такое событие невозможно. Так же невозможно, как невозможно, чтобы дважды два стало пять. Такой ответ имеет две позитивные стороны: он правильный догматически, поскольку мы знаем, что жертвоприношение Авраама трактуется как прототип жертвоприношения Христа, и правильный педагогически. Если мальчик поймет, что это невозможно, как дважды два – пять, он спокойно пойдет дальше. И его не будут мучить разные ветхозаветные ассоциации.
Что отвечать ребенку, когда он задает вопрос маме или папе: „Откуда я взялся?ˮ Как деликатно ответить?»
– Непросто, согласен. Для детей, которые живут в деревне, видят кур и петухов, собак, кошек, которые совершают свои половые акты, – такой проблемы нет. В наше время, к сожалению, мы видим всякого рода негатив, который льется из интернета, и сексуальная жизнь человека наполняется чем-то отвратительным – развратом, проституцией, порнографией и так далее. Тут ответ будет базироваться на факте брака. Если для деревенских ребят это просто наблюдение за жизнью природы, то для других детей акцент надо делать на факте брака. Бог создает брак, мужчина и женщина становятся мужем и женой. Тем самым отвергается всякого рода дрянь. Внебрачные отношения – это зло, это подкоп под здание брака, который создает Бог. А брак как раз для того, чтобы муж и жена дали жизнь новому существу. Вот такая акцентуация будет полезной, догматически и педагогически правильной.
Многие считают, что из Священного Писания нужно читать только Новый Завет. Но ведь сказано: Все Писание богодухновенно и полезно для научения.
– Для малообразованных, особенно маловозрастных наших современников, восприятие Священного Писания Ветхого Завета очень проблематично. Я отвечаю на этот вопрос следующим образом: поступайте учиться, сейчас много разного рода катехизаторских курсов. Там обязательно будет курс изучения Ветхого Завета. Без этого не рекомендую.
Как полюбить чтение Священного Писания? Многим непросто приучить себя к этому.
– Взять четыре Евангелия и Книгу Деяний и постепенно читать их один раз, потом другой. При этом если человек и на Литургии следит за текстом богослужения, то он наполняет себя содержанием новозаветных чтений. Это происходит не сразу, а постепенно. Но поскольку Литургия служит центром христианского бытия, то и чтение Священного Писания на Литургии будет служить проводником Евангельского новозаветного начала.
Почему на богослужении не читается Апокалипсис?
– Здесь несколько объяснений. Дело в том, что Откровение Иоанна Богослова вплоть до сравнительно недавнего времени, на Востоке во всяком случае, было принято в канон очень поздно, чуть ли не в V веке. А другая сторона – таинственное содержание. Евангелие и Деяния – это изложение фактов. Апостольские Послания – это письма к конкретным людям по конкретным обстоятельствам дела. А Откровение – пророческая книга, которая требует трактовки, вполне неочевидной, многогранной, многообразной и, в общем-то, может быть, лишней для большинства читателей. А, с другой стороны, берите книжку и читайте, вам никто не мешает. Но проблема в том, что толкования разные.
Нередко возобновляются разговоры о том, что Русь духовно воспрянет. Что нужно делать, чтобы это произошло?
– Вопрос сложный, а ответ очень простой: будьте христианами не на словах, а на деле. Каждый в отдельности. Что нужно делать? Как говорил генерал Горацио Нельсон, пусть каждый исполнит свой долг. Они тогда победили французов, а мы победим силы зла.
Вопрос от телезрителя: «Церковь против внебрачных действий. Но сейчас все спокойно к этому относятся, даже телеканалы пропагандируют это».
– Какие телеканалы? Наш канал «Союз» никогда не будет пропагандировать внебрачную связь. А другие каналы… Что тут сделаешь? Свободная информационная среда. Внебрачные связи – это смертный грех, и ни одному здравомыслящему не придет в голову их оправдывать.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.