Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1323) → Священник Алексий Дудин: Жертва и жертвенность

Священник Алексий Дудин: Жертва и жертвенность

№42 (1323) / 5 ноября ‘25

Беседы с батюшкой

Когда я изучал апологетику и основное богословие, мы всегда больше всего говорили именно о той самой Жертве, которая нас спасает. Но, наверное, мы говорим еще и о нашей жертвенности. Это так?

– Безусловно, если мы говорим о Жертве Христовой, тут все бесконечно велико, и нам трудно вместить ту любовь. Потому что любовь – это основа нашей жертвенности. По своей сути, любовь – это счастье. Но цена этой любви – жертва. Если мы говорим про любовь Христову, любовь – это жизнь. Но цена этой любви – смерть. Это слова Николая Сербского (Велимировича) о любви. Если мы имеем в виду любовь и Жертву Христову, то это два великие неразрывные понятия. И Жертва Христова, и любовь, которую дает нам Христос, совершенны. А мы как люди, созданные по образу и подобию Божию, но испорченные грехом, своей слабостью, своей немощью, своеволием и многими другими вещами, имеем в том числе в своей природе тоже склонность к жертвенности. Но эта склонность не всегда бывает благой.

Очень хотелось бы сегодня разобрать этот очень важный для многих вопрос. Потому что многие воспринимают миссию своей жизни как жертву. Но не всегда эта жертва становится для другого человека тем счастьем и той любовью, которыми мы хотели бы, чтобы наша жертва в его честь, его самостоятельность, его становление здесь, на земле воспринималась. Наверное, самая простая жертва, которая воспринимается нами как естественная, – это жертва родителей. Мы прекрасно знаем, что родители жертвуют своей жизнью, своим здоровьем, прежде всего. Приведу самый простой пример. Мать родила своего первого ребенка, еще ничего. Рожает второго, третьего – зубы «посыпались», начались проблемы по здоровью. Потому что для того, чтобы что-то дать другому, человек зачастую вынужден отобрать это у себя. Такая жертва не всегда бывает полезной, и сегодня мы поговорим, почему.

В практике нашего храма, в практике реабилитационного центра, который постоянно работает у нас при храме, мы часто встречаемся с тем, что человек что-то хочет пожертвовать, что-то отдать, а другому это на пользу не идет. Очень важно, чтобы наша жертва была совершенной, во спасение, жертвой, приносящей пользу другому человеку. Потому что если это не так, то наша жертва становится формой болезни. Если говорить по-простому, если уж мы затронули тему зависимости, то она становится созависимостью. Буквально сегодня ко мне подошла мама и говорит: «Меня мой сын совсем замучил. Ему уже больше 30 лет, а он каждый раз приходит ко мне и просит денег на выпивку. Если я не даю, то он начинает мне припоминать все мои грехи, то, что я была недостойной матерью, и начинает меня понуждать, чтобы я дала ему эти средства. Я вынуждена давать, потому что чувствую в своем сердце, что я действительно была неправа в чем-то, поступала недолжным образом».

В данном случае надо понимать, что жертва этой матери совсем не служит ее сыну на пользу. Мы ей об этом сказали и очень надеемся, что она примет эти слова, начнет ходить на группы созависимых матерей и научится понимать, что такое любовь. В основе любви лежит жертва, но эта жертва должна быть разумной и спасительной. Потому что у Христа Жертва тоже разумная и спасительная. В чем заключается разумность Жертвы Христовой? Прежде всего в том, что человек волен принять ее и волен ее не принять. Он сам решает, будет он принимать Жертву Христову в свое спасение или нет. Когда Бог приходит в жизнь человека, а Он безусловно приходит, Он стоит рядом с его сердцем и ждет, когда этот человек позовет Бога.

У нас есть интересная молитва, с которой мы начинаем всякое наше дело, – «Царю Небесный». Многие батюшки ее для своих прихожан разбирали, объясняли. Но повторение – мать учения. Давайте вдумаемся в глубокий смысл этих слов: Царю Небесный, Утешителю, Души Истины, то есть Царь Небесный – утешитель и защитник. Иже везде сый и вся исполняяй, то есть везде существует и все Собой полностью исполняет. Прииди и вселися в ны, то есть приди и вселись в нас. Если Он все собой уже наполняет, Он уже везде существует, то как мы просим, чтобы Он пришел и вселился в нас? Неужели мы хуже, чем все в этой вселенной и даже той неразумной твари, которой Святой Дух дает жизнь? Нет, мы не хуже. Но мы обладаем свободной волей, и Господь, чтя нашу свободную волю, ждет, когда же мы все-таки попросим, чтобы Бог пришел в нашу жизнь. Его Жертва стала основой этой жизни. Пока мы не попросим, Он этого не делает.

В данном случае здесь надо понимать, что, если мы хотим кому-то сделать доброе дело, нужно, чтобы этот человек нас попросил. Понятно, что здесь скажут: «Батюшка, это же сын пришел, и он просит дать денег на выпивку, на сигареты или даже на еду». А вот здесь возникает второй аспект. Господь дает нам не все просимое, а только то, что служит нам на пользу. Поэтому любовь Божия бывает в нашем восприятии иногда очень жесткой. Например, мы просим у Бога: «Господи, дай нам смирения! Мы чувствуем, что нам его не хватает в нашей жизни». А Господь посылает нам скорби. Потому что именно через скорби и лишения человек научается ценить то, что у него есть, и приобретает эту высшую христианскую добродетель.

Это говорит о том, что любовь Божия бывает очень жесткой. Поэтому, если мы хотим, чтобы наша жертвенная любовь была истинной и приносила пользу нашему ближнему, она должна быть очень жесткой. Если мы говорим о зависимых людях, а это, наверное, такая лакмусовая бумажка, то для них зачастую бывает правильным сказать: «Знаешь, я тебе денег больше давать не буду». Он скажет: «Ну как же! Я тогда буду голодать и умирать на твоих глазах». «Ну, этого я, может, не смогу терпеть. Поэтому, пожалуйста, уйди из квартиры и голодай где-нибудь в другом месте, чтобы я это не видела. Потому что мне это все-таки тяжело видеть. Или пойди и, как все нормальные люди, устройся на работу». «Меня никто не берет». «Понятно, что тебя никто и не возьмет, пока ты употребляешь. Поэтому, если ты хочешь, иди в реабилитационный центр. Пройдешь реабилитацию и потом уже сможешь работать. В этом я тебе готова помочь».

Тогда это уже будет жертва, в которой будет смысл, жертва, которая принесет человеку пользу. А пока этого смысла нет, пока этой просьбы и согласия со стороны просящего нет, наша жертва становится бесполезной, а зачастую и вредной. Так мы и себя лишаем душевного покоя, возможности куда-то съездить, отдохнуть, себе что-то купить, и отдаем последнее, но при этом мы оплачиваем не здоровье нашего близкого человека, а его страсть. Господь так никогда не будет поступать. Кстати, очень многие люди на Бога обижаются, когда они Его о чем-то просят, а Господь им это не дает. Но Он не дает не потому, что Он не слышит, не потому что Ему жалко, не потому что Он нас не любит, а потому, что этот дар не пойдет нам на пользу или во спасение. Зачастую в этом и проявляется любовь Божия: не дать то, что мы просим.

Мы поступаем так по отношению к нашим детям. Например, ребенок постоянно просит конфеты, а мы знаем, что, если он вместо нормальной еды будет есть одни конфеты, то у него не только зубы, но и все здоровье испортится. Ребенок просит разрешения полазить по стройке, а мы говорим: «Нет! На стройку я тебя не пущу, потому что там может что-нибудь случиться. Ты можешь себе навредить. Плачь-не плачь, расстраивайся-не расстраивайся, но на стройку ты не пойдешь». Ребенок говорит: «Я не хочу делать уроки», а кто-то из родителей отвечает: «Нет! Я не дам тебе возможность стать безграмотным человеком, который в этой жизни ничего не знает и ничего не умеет. Я как родитель вынужден тебя понудить делать уроки».

Здесь важно не то, что он хочет, а то, что послужит его пользе, и иногда необходимо лишить его возможности лишний раз пойти развлекаться, смотреть мультики или играть в компьютерные игрушки. Об этом вообще можно сделать отдельную передачу, но, если говорить вкратце, никогда никакие компьютерные игрушки на пользу не идут. Если есть возможность от них полностью отказаться, лучше это сделать и вместе книжку почитать, куда-нибудь вместе погулять сходить, сделать что-нибудь полезное. В этом случае отказывать ребенку в его просьбах иногда бывает великое благо. Главное, чтобы эти отказы всегда были мотивированы и объяснены. Мы ведь сами всегда ищем волю Божию в тех испытаниях, которые Он нам посылает, в тех наказаниях, которые в нашей жизни бывают, в тех лишениях, через которые мы проходим. Но все эти наказания, лишения и испытания Господь посылает тем, кто их может понести, и такие, которые им поспешествуют во благое, то есть помогают им их душу направить в добром ключе, в ключе исправления, в ключе подготовки себя как достойного сына или дочери для Царства Небесного.

Жертва может быть губительной?

– Да, жертва может быть губительной. Очень часто в жизни бывает так, что человек вроде бы считает себя жертвующим, любящим, благотворителем, но всегда легко определить, истинная это жертва или нет. Нужно честно себя спросить: а ради кого была принесена эта жертва? Если эта жертва была принесена ради меня самого, чтобы меня похвалили, чтобы мне прославиться в каком-то социуме, то это жертва не ради Бога, и такую жертву Господь не приемлет.

Жертвы бывают разные. Еще во времена Ветхого Завета Каин и Авель принесли две первые жертвы, и одну жертву Бог принял, а другую отверг. Такое происходит и до сих пор. Один человек действительно приносит жертву Христу, а другой пытается принести жертву, но делает это незаконным образом, и, подобно Каину, начинает ненавидеть того, кто приносит истинную жертву, принимаемую Господом.

Так что жертва может быть истинной, может быть принята Богом, а может быть незаконной, неправильной, оскверненной, неполноценной, принесенной ради себя самого. Истинная христианская жертва всегда присаливается смирением. Ложная жертва всегда присаливается гордыней и самостью.

Жертва Богу – дух сокрушен.

– Безусловно. Это когда человек действует так: «Господи, я без Тебя не могу совершить ничего доброго, но Ты сделай так, чтобы я не помешал Тебе совершить через меня доброе дело». Мы знаем, что Бог совершает добрые дела через нас, но Он делает это только после того, как мы действительно этого возжелаем. Потому что зачастую за истинно доброе дело человеку часто «прилетает» (простите за такой сленг). Наверное, лучше сказать пословицей, которую часто повторял Амвросий Оптинский: «Сделал благо – ожидай злаго». Потому что, если ты действительно сделал доброе дело, это доброе дело зачастую не остается без наказания. И духовно опытный человек, как правило, бывает к этому готов.

Если вы сделали какое-то доброе дело, принесли добрую жертву, можно подойти к иконе и попросить: «Господи, вот я сделал такое-то дело, прости меня, если я сделал что-то неправильно, и, если есть на то Твоя святая воля, покрой меня, пожалуйста, от мести бесовской». Попросить можно, но всегда надо добавлять: «Не как я хочу, Господи, но как Ты». Испытания, которые Господь нам попускает, зачастую спасительны для нас, поэтому не надо этого бегать.

Жертва, как мы уже говорили, должна быть по силам. Если мы говорим о ежедневной, постоянной жертве, то, наверное, тяжело ухаживать за своими престарелыми родителями, за своими родственниками, которые оказались в немощи. Это нужно делать каждый день, и иногда кажется, что это бесконечно испорченная жизнь. Человек не сдает своего престарелого отца или мать в дом престарелых, в какую-нибудь богадельню, а всю свою жизнь посвящает тому, чтобы ухаживать за ними. Но как священник готов засвидетельствовать, что такой человек окрылен благодатью Святого Духа и, несмотря на то что ему физически тяжело, это бьет по нервам и не всегда это можно понести, тем не менее Сам Господь поддерживает такого человека, и христианский рост в этот момент происходит семимильными шагами. Это очень удобная позиция для спасения, когда мы приносим истинную жертву любви, отказываясь от своего.

Как сказал Иоанн Златоуст, твое только то, что ты отдал другому. Мы свое время, свое здоровье, свои нервы и силы отдаем тому, ради кого приносим посильную жертву.

Кстати, бывает такое, что, когда человек проводит своего ближнего в последний путь, у него наступает духовный кризис. Много таких случаев. Помню, общался с одной рабой Божией. Несмотря на то, что у нее была больная мама, она каждый день приходила в храм, читала акафисты, трудилась, делала одно, другое, третье. Потом она маму свою проводила. И я ей сказал: «Теперь ты можешь, как мечтала, спокойно съездить в паломничество, помолиться, отдохнуть». А она ответила: «Знаете, батюшка, я теперь села перед телевизором, смотрю детективы и никак не могу от них оторваться».

Пока человек ухаживает за другими, Господь дает духовные силы. Это нужно знать, и это очень важный момент. Если вы проводили в последний путь своего родного человека, очень важно не впасть в духовное расслабление. Потому что эта жертва может не удержаться, ее можно потерять. Мало принести добрую законную жертву, нужно потом те плоды духовные, которые дал Господь, не растерять.

Я привел только один яркий пример, но такое довольно часто встречается в священнической практике. Человек несет крест, приносит жертву, ждет момента, когда же он сможет жить так, как хочет, а потом, когда этот момент наступает, он понимает, что оказался не то чтобы у разбитого корыта, но тех духовных сил, которые Господь давал для служения ближнему, уже нет. Потому что нет служения. И такому человеку бывает важно потрудиться в сестричестве милосердия, например. Это добрая традиция. В нашей епархии сейчас три сестричества милосердия. Даже если человек находится в кризисе, когда он приходит и начинает помогать другому, он приобретает больше, чем отдает. Когда мы служим больному, мы прежде всего оказываем благодеяние собственной душе, и это сразу чувствуется, это окрыляет и очень многое дает.

С одной стороны, не нужно искать жертвы, потому что это служение может оказаться не по силам. С другой стороны, не надо от нее отказываться, если рядом есть тот, кому ты в силах помочь. Это очень важно.

В нашей епархии, в нашем благочинии покоятся мощи преподобного Серафима Вырицкого. Велико для меня в этом преподобном не то, что он подвизался, не то, что лишился здоровья, не то, что отдал все свое имущество в свое время, а то, что, несмотря на полное отсутствие сил и немощь, всегда и в любое время принимал людей, которые к нему приходили. Как только у него появлялась хоть толика сил, он принимал людей, вне зависимости от графика и от того, положенные это часы приема или нет. И именно за такую полную жертвенность Господь ему так много дал.

Или преподобномученица Мария Гатчинская, святая нашей Гатчинской земли. Она, несмотря на полную свою немощь и болезнь, которая приковала ее к постели и постоянно вызывала у нее невыносимые боли, находила силы молиться не только за себя, но и за других, и при этом принимала других и утешала.

Кто незаконно подвизается, тот и не венчается (см. 2 Тим. 2:5). А кто законно подвизается о Господе, того Господь благословляет, и эта жертва приносит тот стократный плод, о котором сказано в Евангелии.

Можно вспомнить отца Иоанна (Крестьянкина). Ведь сколько он перенес! Он мог быть в обиде из-за того, что с ним было. Но христианская любовь в нем не угасала ни на секунду, несмотря на перебитые пальцы, на страшные пытки, которые он перенес. Это удивительно!.. Получается, если мы любовь Господню и Его жертву готовы принять, понять, то всё в нашей жизни может перемениться.

– Да, действительно. И только истинная жертва любви способна победить то зло, которое есть в этом мире. Вы упомянули отца Иоанна (Крестьянкина). Он сам свидетельствовал, как после всех допросов, переломанных пальцев и тех ужасов, которые он перенес, следователи не смогли выбить из него показания против его собратьев и сослужителей и решили устроить очную ставку со священником, написавшим на него донос. Батюшка говорил, что он настолько замучился и устал от всего, что, когда увидел родное священническое лицо, не вспомнил ни обид, ни предательства, а просто подбежал к тому священнику и обнял его. И этого священника, который фактически являлся предателем (совершил Иудин грех по отношению к Иоанну (Крестьянкину)), любовь отца Иоанна настолько захлестнула, переменила, что он упал в обморок и не смог дать показания против батюшки.

Любовь Христова – абсолютное средство против зла, которое есть в этом мире. Жертва Христова – это абсолютное средство, чтобы это зло искоренить. Единственное, эта жертва должна быть усвоена человеком в совершенстве, чтобы в совершенстве в нем самом действовать. А у нас зачастую не бывает достаточно сил и самоотречения, нам не хватает смирения, терпения и других христианских добродетелей, чтобы принести жертву в совершенстве.

Нужно еще раз напомнить, что не всякая жертва нам по силам. Не надо стремиться брать на себя подвиг больше, чем можешь понести. Поэтому очень важен духовник, священник, который знает твою жизнь и может, с одной стороны, уберечь от гордыни, сказав, что вот этого делать не надо, ты это делаешь не ради Христа, а ради своей нездоровой славы. С другой стороны, он должен сказать: вот это делай, а вот это, пожалуй, тебе не по силам, ты не сможешь это понести. Не по Сеньке шапка, как говорится. И это надо принять. Нашу немощь мы всегда должны учитывать в наших духовных подвигах и приносимой жертве. Это очень важно.

Получается, если в нас существует жертвенность, мы должны обращаться к Господу, чтобы наша жертва была во славу Божию, а не во славу человеческую.

Благословите наших телезрителей.

– Господи, всех нас благослови творить по воле Твоей жертву, угодную Тебе. Если будем так делать, если будем по воле Божией все совершать, то все, что мы делаем, будет во спасение. Дай Бог, чтобы именно так и было.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс