Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1313) → Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий: Все – от Бога

Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий: Все – от Бога

№32 (1313) / 19 августа ‘25

Архипастырь

Окончание. Начало в №31, 2025 г.

Владыка, каким был архимандрит Антонин (Капустин), каким он Вам запомнился?

– Отец Антонин весь в своих дневниках. И особенно он весь в архитектуре. Тот стиль церковного строительства, который сейчас мы наблюдаем на русских святых местах, – это все он рисовал сам и наблюдал за постройками. И даже когда строили церковь Марии Магдалины на Елеонской горе, поручили контроль отцу Антонину, а это была императорская церковь. Царь и его братья и сестры давали деньги в память об усопшей императрице Марии Феодоровне, которая была супругой императора Александра II. Он почитал ее великой боголюбицей (такой титул ей присвоил), поэтому предложил братьям построить храм Марии в ее честь, где сейчас и лежит преподобномученица Елисавета со своей келейницей Варварой. Это все было провидено за десятилетия.

Отец Антонин выстроил этот храм в русском стиле. Это единственный храм в русском стиле, который Антонин не мог переиначить под стилистику Святой Земли (то есть под греческую стилистику), потому что это царская церковь, цари так сказали. Но многие элементы он упростил (сам об этом пишет), чтобы не раздражать местных жителей. Там не было золота и вычурности, он любил простоту и понимал ее, когда еще служил в Греции в посольской церкви в Афинах 10 лет, а потом 10 лет служил в Константинополе при посольстве.

Он там познакомился с графом Игнатьевым (это был великий деятель на православном Востоке и на Балканах), и тот его очень не хотел отпускать в Палестину. Но митрополит Филарет, родственником которого был Антонин (его брат Платон был женат на племяннице Филарета (Дроздова), митрополита Московского), настоял, чтобы его послать временно на Святую Землю, потому что там начались нестроения в управлении Русской миссией. И Антонин это все не только сгладил, но и развил до такой степени, что его зауважали. Как говорили, подняли достоинство русского имени на Святой Земле миром, любовью, с милосердием к местному населению. Множество школ было построено, организованы учительские семинарии для местных арабских детей (они потом стали учителями).

В Вифлеемской области, где сейчас Бейт-Джала и сам Вифлеем, до сих пор еще многие знают русский язык. Дауд Матар, известный деятель и представитель Палестинского общества в Вифлееме, как раз говорит по-русски. Я его спрашиваю: «Как Вы выучили русский язык?» – «Меня бабушка научила». А бабушка училась в русской школе, которую создал Антонин в память об императрице Марии Феодоровне, которую он называл боголюбицей.

Была создана целая сеть образовательных и медицинских учреждений для местного населения (не только для паломников из России и из других концов земли, но и для местного населения). А в Назарете вообще разговаривали по-русски (так рассказывают). Там существовало громадное подворье. Сейчас оно не принадлежит России, в свое время было передано Израилю каким-то образом. Вы знаете, что была «Апельсиновая сделка» во времена правления Хрущева, и он много недвижимости, принадлежавшей российскому императорскому правительству, передал Израилю.

А все церковные здания остались, их нельзя было трогать. Потому что в Палестине существует такой закон (у мусульман это так называемый «вакуф», а у иудеев «карвана»): то, что посвящено Богу, нельзя обращать для мирского использования. А Антонин это знал. И он все это объявил вакуфом, посвященным Богу и нищим. Согласно исламу, то, что посвящено Богу и нищим, нельзя отнимать, никто на это права не имеет. А он это знал и все вакуфы оформил по тем законам, завизировал у турецкого визиря. На все это имеются документы – султанские фирманы. Представляете?

Это же какой был человечище! Он все это знал, предвидел и закрепил так, что даже современный Израиль не посягает на эту недвижимость. А все это сохранилось благодаря Антонину, его проникновенности. Он прекрасно знал душу православного Востока, не просто саму обстановку.

Первым он купил Мамврийский дуб в Хевроне. Он рассказывает, как это было. Приехал его драгоман (переводчик) Якуб Халеби, православный араб из Яффы, который служил в миссии. Сам он стоял на втором этаже в миссии (здание миссии уже было построено каменное, и начальнические кельи были на втором этаже, сейчас там находится участковый израильский суд), там, где у него была обсерватория. Он еще увлекался астрономией, там стояли современные подзорные трубы, и он наблюдал за небесными светилами. Мало того, он еще был археологом. И вот он говорит: стою, и Якуб заскакивает и орет на весь зал: дуб наш, дуб наш!

И они поехали смотреть приобретение. Якуб едет на арабском коне, а Антонин сзади на маленьком ослике, в ряске и войлочной шапочке. А волосы он не стриг, и они у него развевались. У него прозвище было Пейс-паша. Это местное население так говорило: Пейс-паша поехал объезжать свои владения. Часто можно было наблюдать, когда впереди едет драгоман на коне, а сзади Антонин на ослике.

До сих пор Хеврон – это мощный центр ислама. Там же, в Хевроне, находится гробница праотцев, в которой похоронены Авраам, Исаак и Иаков, а еще их жены, кроме Рахили, которая похоронена в Вифлееме.

Я там бывал, там расположена мечеть. Я всегда приходил в рясе, там это уважают. Молодежь иногда может кричать какие-то обидные слова на арабском языке, а старики всегда кланяются с уважением и пропускают нас туда. Я много раз туда ходил поклоняться праотцам Аврааму, Исааку и Иакову. И там стоит этот дуб, который уже наш, потому что его купил Антонин благодаря тому, что у него был такой местный человек – драгоман (переводчик). Он эти сделки совершал, а потом они шли в суд, и судья заносил это все в книги, потом это судебное решение шло в Стамбул, где великий визирь ставил свою печать. После этого документ приобретал нерушимую крепость, и так даже до сего дня. Все это у Антонина было. Потом это все, конечно, перешло в архив Священного Синода, в Петербург, когда Антонин умер. Все документы его были запечатаны и отправлены в Синод с грифом: «Вскрывать только через 50 лет».

Почему? Был такой ученый – Лисовой Николай Николаевич, большой знаток Русской Палестины (совсем недавно он умер). Мы с ним были знакомы. Он говорил: «А как же было не засекретить? Антонин в своих дневниках давал нелицеприятные оценки государственным деятелям того времени и прочим чиновникам». Сейчас это все уже обрабатывается и издается – книги, написанные Антонином за 30 лет пребывания там, его дневники. Я их отчасти читал, хотя они еще не были изданы…

Так вот, Антонин не каждый день записывал, но старался записывать самые яркие события и свои переживания. Что самое интересное, он, оказывается, верил снам. Говорит: приснилось мне то-то и то-то, как бы не было отставки. Он все время боялся отставки, что его вернут в Россию, хотел умереть на Святой Земле.

Это же и исполнилось?

– Он говорил, что три ступени ведут на Небо: Киев, Царьград (Константинополь, или Стамбул) и Иерусалим. Он построил храм на Елеонской горе, прямо на самой ее маковке, благодаря помощи министра путей сообщения генерала Мельникова, который строил железную дорогу из Петербурга в Москву. Когда генерал вышел в отставку, то побывал на Святой Земле, очень проникся к Антонину и дал ему деньги для строительства храма на Елеоне (об этом есть записи). Он построил высокую колокольню – «Русскую свечу» на Елеоне. И в этом храме погребен отец Антонин. Так что сбылась его мечта.

Бог ведь как сделает? Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит (Пс. 19:5). Все святое Он обязательно тебе даст, потому что Он нас любит как Своих детей. Пусть мы плохие, но Божии дети. Нас иногда обвиняют, что мы не очень хорошие. Но мы Божии, ничего не сделаешь с нами.

Не просто так сейчас на нашей заставке есть эта надпись: Барнаул. Сейчас это алтайская земля. Собственно, это еще одна страница Вашей жизни, Вашего служения.

– Святейший Патриарх приехал освящать Новотихвинский монастырь в мае 2013 года.

И он тогда мне объявил, что хочет послать меня митрополитом на Алтай. Я вообще не знал про Алтай, как и про Прагу в свое время. И о Святой Земле не мечтал никогда, на ум это не всходило, даже во сне не снилось, как отцу Антонину (отец Антонин хоть видение видел). И тут вдруг – Барнаул. Ну а что делать с волей Божией? Говорю: «Ваше Святейшество, воля Божия через Вас совершается». Я так это принял.

И вот он меня послал туда, я приезжаю, вижу эти вот буквы: Барнаул. И уже 12 лет там подвизаюсь. А храма Пророка Иоанна Предтечи, который Вы видите на заднем плане, не было. Он был разрушен. Я приехал и тогда узнал, что есть план его восстановления. И есть человек, который готов вложиться в это дело.

Это одно из Ваших детищ?

– Я не строил, это было при мне. Как говорит Владыка Вениамин, владивостокский старец: «Что вы мне все приписываете? Это же не я. Это было при мне». И вот тот крест в память Крещения Руси был поставлен. Он стоял, конечно, раньше, чем храм, еще при первом епископе, Владыке Антонии Барнаульском. Мы его только обновили. А храм скопировали тот, что был. Мы не стали изобретать новодел, а по фотографиям восстановили храм. Иногда кажется, что он не очень… Но надо сказать, что здесь, в Екатеринбурге, довольно много таких архитектурных объектов.

Надо было восстановить этот храм Иоанна Предтечи. Потому что там было, как я уже сказал, первое городское кладбище для горных инженеров, создававших город Барнаул. Этот храм на горе стоит. А ниже мост через великую сибирскую реку Обь. Почему такое название? Потому, что две реки сходятся в одну. Одна начинается в горах, причем с китайской стороны. Алтай имеет выход на Китай, Казахстан, Россию и Монголию. И река Катунь бежит с китайской стороны, приходит в район города Бийска. Там сливается с рекой Бия. А Бия начинается с Телецкого озера (она не с гор течет, а из озера). Реки сливаются и дают название реке Обь. Дальше уже река Обь. Вот такая интересная этимология.

На Оби есть мост на Заобский район. Город-то на этой стороне в основном. Он так и строился на возвышенной стороне. А та – низменная сторона. Река гуляет, русло ходит туда-сюда, поэтому мост там длинный, достаточно большой, современный, хорошо построенный. И когда приезжаешь оттуда, с новосибирской стороны, то эти буквы с названием города сразу выплывают. И за ними стоит православный храм.

Но кладбище было снесено в 20-е годы, и там стояли павильоны достижений народного хозяйства, потом стояло громадное колесо обозрения (когда я уже приехал). Оно обветшало, само разрушилось. Все заросло бурьяном, и мы начали строить этот храм. Слава Богу, нам разрешение дали, потому что въезд в город – а там хламье. Благодаря постройке храма теперь благоустроенная территория, парк. И народ любит там гулять.

То есть возможно сохранить и парковую зону, и святое место сделать?

– Больше того скажу. Начинаешь строить храм в какой-нибудь дыре (обычно выдают самые, что называется, тяжелые, запущенные места), и сразу дороги появляются. Более того, дома начинают строить. Я говорю: да что ж это такое? как будто какое-то храмоборчество скрытое. Поставишь храм на видном месте, а его застроили высотками – и ничего не видно. Один мудрец мне сказал: но это же ваши прихожане там живут. Если бы они все ходили в храм, было бы здорово. Но обычно, храм рядом, и не ходят. Вот у нас так. Надо всего достигать, усилие употребить. А пойти в рядом стоящий храм – как-то уж слишком обыденно.

Но это, скорее всего, лукавство. Все-таки храмы в шаговой доступности – это тоже правильно. Не очень многие могут даже в современных условиях куда-то поехать. В выходные дни транспорт отчасти не работает, поэтому большинство все-таки ходят пешком, особенно пожилые люди, поэтому мы строим храмы. В Екатеринбурге, говорят, храмов более 80, у нас в два раза меньше. Но и город у нас меньше: всего 600–700 тысяч, а у вас город-миллионник.

Больше миллиона, ближе к полутора миллионам.

– Я попал на Алтай и радуюсь до сих пор, что я там. Слава Богу и Патриарху нашему благодарность. А как уж там дальше – Бог даст. Господь промышляет, Господь все даст. И наша задача – до людей донести веру Божию. Не то что донести, ее нужно в сердце раскрыть. Каждый рождается с даром веры. Но потом она засоряется, как будто пылью или песком ее заносит. И человек суетой это все губит. Веру нужно как-то раскрыть, раскопать. Для этого Господь употребляет различные средства, даже самые радикальные, в том числе болезни смертные, чтобы разбудить человека. Но умный не доводит до таких вещей. Он заранее говорит: а зачем с Богом ссориться? нужно просто исполнять Его Закон, Его повеление – и все наладится. А если даже Он что-то и пошлет экстремальное, то Он же и исцелит, и поможет, и даст силы победить все.

Древний мудрец Екклесиаст так написал: Бойся Бога и заповеди Его соблюдай… в этом все для человека.

Спасибо Вам огромное за эту интереснейшую беседу! Я лишь сожалею о том, что так быстро время пролетает, сколько всего можно было бы от Вас услышать… Я искренне радуюсь за жителей Алтая, Барнаула, что у них такой уникальный Владыка.

– А я люблю молчать. А вот разговорюсь, меня тогда трудно остановить. Знаменитый монах Сергиевой лавры Епифаний Премудрый, писатель жития преподобного Сергия, написал его житие всего лишь на одной странице. Подводит итог и говорит: конечно, деяния этого святого мужа, преподобного Сергия, заслуживают долгих писаний, но долгая речь, как и многая пища, отвратительна для человека.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс