Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (1308) → Архимандрит Савва (Мажуко): Между строгостью и нежностью

Архимандрит Савва (Мажуко): Между строгостью и нежностью

№27 (1308) / 15 июля ‘25

Свет невечерний

Преподобный Амвросий Оптинский вошел в историю русского старчества как один из самых добрых духовников. Вместе с тем он отличался необыкновенной строгостью. И строгость его иногда доходила до того, что он лупил своим старческим посохом некоторых строптивых послушников или даже помещиков, которые приходили к нему за советом. Это было на него совсем не похоже, но такое случалось.

В биографии старца Амвросия сочетание строгости и нежности находится в таких пропорциях, что привлекает внимание читателей и исследователей его творчества, всякого священника и духовника, я бы даже сказал, родителя, педагога и воспитателя. Потому что это одна из самых больших проблем для всякого, кто поставлен руководителем или учителем, наставником, то есть тем, кто должен вести вперед и быть разборчивым в средствах, не перегибая палку ни в одну, ни в другую сторону. Как у старца Амвросия так получалось – большой вопрос. И, чтобы на него ответить, следует заглянуть, как советует современная наука, в детство нашего великого старца.

Преподобный Амвросий Оптинский вырос в очень простой семье, среди людей церковных, благочестивых. Как хорошо знают его почитатели, он отличался детской резвостью, насмешливостью, веселым нравом, очень любил игры. И в этом как раз непохожесть его биографии на жития святых, которые очень хорошо известны прежде всего такой чертой будущих святителей, как одиночество и избегание детских игр и шалостей. Старец Амвросий никогда не убегал от детских игр; наоборот, как пишет его бытописатель, старался сбежать от работы и учебы ради детских игр.

Надо сказать, что учиться он начал довольно поздно. Только в 12 лет его отдали в духовное училище, потом в семинарию. Учился он очень хорошо и стал талантливым педагогом, преподавателем древнегреческого языка. Святой Амвросий был гурманом гуманитарного знания. Самая вершина гуманитарного знания – антиковедение, знание античных языков. Амвросий Оптинский блестяще знал латынь и древнегреческий.

Он был гурманом и в образовании, и в стиле жизни. Как говорят его друзья, современники, сокурсники, он одевался с иголочки, всегда был во всем чистом, новом, выглаженном, модном. От него всегда исходил какой-нибудь модный аромат. Он был душой компании. Еще в детстве у него выработались замечательные навыки общения, которые впоследствии пригодились ему в старческой жизни.

Но вместе с тем он рос в очень строгой семье. Правда, нет ни одного упоминания о том, что его избивали или что в доме клубились тучи гнева или злости, как иногда бывает с ревнителями православного воспитания. Ничего этого не было. Была простая, естественная и очень здоровая строгость. Мы даже представить себе не можем, как строгость может быть здоровой. Но она была. Это настолько нормальное состояние для полноценной здоровой семьи, что не вызывает протеста даже у детей. Преподобный Амвросий Оптинский хотя и говорил, что его часто наказывали за шалости, но у него не было ни грамма озлобленности или обиды на своих родителей. Наоборот, он был им бесконечно благодарен и особенно молился за свою маму, которая проявляла к нему довольно суровые формы воздействия. Но это было нормально, здорово, и ни одна тень обиды не легла на сердце этого мальчика.

Вместе с тем этот удивительный человек, ставший утешителем для нескольких поколений, после строгости родительского дома испытал на себе и всю строгость учебы сначала в духовном училище, потом в семинарии. Мы знаем по воспоминаниям более поздних выпускников Тамбовской семинарии, какие там царили нравы. Хорошо известно, что обучение в бурсе было очень суровым жизненным опытом. Но и это не легло на сердце будущего старца Амвросия некой травмой или тенью обиды.

Меня всегда трогает в его воспоминаниях, бережно сохраненных духовными чадами старца, один эпизод, который, как мне кажется, приоткрывает самую сердцевину жизни старца Амвросия, ту секретную комнату, где естественно, полноценно и как-то натурально соединились, не противореча друг другу, нежность и строгость.

Старец Амвросий, который блестяще учился, был на хорошем счету, но вместе с тем выносил скудость, бедность и строгость семинарского быта, вспоминает, как однажды вместе с учениками был послан за форменной одеждой. Дело в том, что тогда учащиеся всех учебных заведений носили специальную форму. Не были исключением и семинаристы. Так вот, старичок, который шил одежду для многих поколений семинаристов, и студенту Александру (будущему старцу Амвросию) шил одежду. И почему-то он проникся, расположился к этому мальчику (может быть, кого-то напомнил ему этот замечательный, светлый, красиво улыбающийся ребенок) и называл его Сашей. Казалось бы, какая чепуха: старичок-портной, обращаясь к студенту, называет его не Александр, а просто Саша. Но старец Амвросий, проживший длинную жизнь, постоянно вспоминал это проявление нежности со стороны совершенно чужого человека.

Как мало, оказывается, нужно, чтобы поразить человека нежностью, заронить зернышко нежности в его сердце. Впоследствии Саша вырос, стал преподавателем семинарии и отличался строгостью к ученикам, но здоровой строгостью, требовательностью, которая помогала ученику собраться, учиться и знать предмет настолько, чтобы уважать себя. Он не давал баловаться.

Но, посмотрите, как бережно старец Амвросий относился ко всякому проявлению нежности, заботы, доброты в жизни. Всякую доброту, особенно в детстве полученную, он хранил бережно, как драгоценность. На пути этого ребенка, будущего старца, попадались такие люди, которые делились с ним, может быть, несколько сдержанной, скупой нежностью и добротой, но он был способен оценить нежность и доброту и сохранить это в благодарном сердце. Кто знает, может быть, тогда эти люди и дали возможность раскрыться этому удивительному цветку нашего русского старчества – преподобному Амвросию Оптинскому.

Мне кажется, что всякому, кто идет вслед за Евангельским духом русского старчества, следует учиться у преподобного Амвросия именно этому – здоровой строгости, которая прорастает только под присмотром нежности и доброты, выросших на благодарном сердце. На сердце, способном заметить доброту, нежность другого человека, сохранить и ценить по-настоящему, а не как дежурную фразу или нечто должное, что должны проявлять родители или посторонние люди. Ценить как дар, который нужно бережно хранить, приумножать, а потом обязательно им поделиться с тем, кто придет к тебе за Евангельским утешением.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс