Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, год юбилейный во многих отношениях. Мы, конечно, поговорим о Святейшем Патриархе Тихоне, 100-летие со дня кончины которого мы встретили 7 апреля 2025 года. Но я бы хотела обратиться к более весомому по летоисчислению юбилею – к 1700-летию Первого Вселенского Собора. Мне кажется, что богословы-то, конечно, в курсе, а простым мирянам, наверное, надо периодически обновлять в памяти, зачем нужны Вселенские Соборы и какую практическую пользу для христианской жизни простого человека они принесли. Потому что кажется, что богословие – это что-то далекое и высокое…
– Да, я хотел поздравить всех нас с этим величайшим юбилеем – 1700 лет со дня Первого Вселенского Собора. В 325 году святой император Константин Великий, равноапостольный, созвал этот Собор и пригласил большое количество архипастырей с разных концов мира того времени, которые собрались, чтобы решать все возникшие проблемы, что последовали после Вознесения Христа Спасителя, сошествия Святого Духа на апостолов. Прошли годы, когда непосредственно апостолы проповедовали слово Божие во всех концах мира, а затем были очень сильные гонения на христиан – как раз император Константин и остановил эту борьбу против веры Христовой. В это время, конечно, возникло очень много вопросов. Прошло триста с чем-то лет, и появились разные мнения, предложения и даже разные практики жизни христианина. Думаю, император поступил очень мудро: видя, что в его империи не все мирно и спокойно (особенно сильно было движение арианской ереси), он понял, что это очень опасно для Церкви и принял решение созвать Собор. Слава Богу, что на этот Собор были приглашены такие величайшие святые нашей Церкви, как святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Отцы Собора прошли гонения, испытания своей веры и из своего духовного опыта знали и понимали смысл веры и благочестия, понимали, как опасно неправильно верить.
Посмотрите на святителя Николая Чудотворца. Он не был ученым, богословом, он был простой архиерей, который, движимый Духом Божиим, получил от Бога премудрость Божию, знание о Боге, о Божественных таинствах. Когда он слышал от Ария, что Христос – не Бог, а сотворенный Богом человек, то его это очень сильно тревожило, для него это была хула на Бога. Он так воспламенился, что ударил Ария. Его даже отлучили, но ночью явилась Божия Матерь и возвратила ему омофор. Отцы Собора на следующий день увидели, что он получил от Неба, от Царства Божия одобрение, и его простили. Вот эта ревность – не мог терпеть, чтобы хулили Бога.
А святитель Спиридон Тримифунтский взял кирпич и сжал его. Это – сила Божия, вера, ее показатель. Если кто-то из нас возьмет кирпич, не получится это чудо.
Ни огня, ни воды, ни глины...
– Он показал, что значит Святая Троица, что такое Бог един и троичен в Лицах. Так он понимал, потому что Бог ему так открыл. Люди грамотные, ученые, глубоко мыслящие не могли дойти до такого уровня понимания глубины, смысла Божества, поэтому, к сожалению, впали в ересь, в заблуждения. Духоносные святые отцы остановили эту мудрость человеческую и показали на примере премудрость Божию.
Слава Богу, что на Соборе они приняли правильное решение, и до сих пор мы живем этими решениями о Боге, о Христе, о том, что Он имеет человеческую и Божественную сущность, что в Нем две сущности – Божество и человечество. Это истинный Бог и истинный Человек. Конечно, для нашего ума, пораженного грехом, это не совсем понятно до сих пор, но для человека, освященного благодатью Божией, человека святой жизни (как святители Николай и Спиридон) все было ясно и понятно. Им чуждо было слышать человеческие измышления о Боге.
И вот Собор принял решение, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, Он – Искупитель всего человечества, Тот, Который совершил жертвенный подвиг на Кресте, чтобы нам дать вечную жизнь. Другой тварный человек этого сделать не может – только Богочеловек: это особая милость, любовь Божия к человечеству, к Своему созданию, творению. Если бы на Соборе приняли сторону Ария, то получилось бы, что Христос не Искупитель, а просто ничего не стоящий человек.
Это было очень серьезное решение Первого святого Собора. Еще многие очень важные для нас правила христианской жизни, правила благочестия в праздновании Пасхи были тогда приняты. Слава Богу, что Русская Православная Церковь, а также Грузинская, Иерусалимская и Сербская Церкви сохранили эти правила празднования Пасхи до сегодняшнего дня.
К сожалению, у некоторых христианских Церквей, хотя они тоже праздновали праздник 1700-летия Вселенского Собора, есть нарушения этих правил. Им надо исправить свои ошибки, не основываться на своем мнении, а верить тому, что дали нам святые отцы Первого Вселенского Собора. Этот Собор имеет большое значение, и мы очень благодарны этим святым отцам за их труды, что они дали такие взвешенные правила христианской жизни с точки зрения богословия, понимания Бога, понимания Христа. Они дали нам четкие направления, понятия.
Мы знаем, что уже на протяжении 1 700 лет мы каждый день читаем, поем Символ веры, который был принят на Первом Вселенском Соборе, а потом дополнен Вторым Вселенским Собором в Царьграде, то есть в Константинополе. Был дополнен Никео-Цареградский Символ веры. Мы до сих пор его исповедуем, читаем. Каждый христианин ежедневно на утренней молитве читает Символ веры. Это очень важно. Даже когда читаешь его каждый день, знаешь его наизусть, он тебя одухотворяет, укрепляет веру, дает силу, импульс, вдохновение и особый настрой на предстоящий день. Мы укрепляемся в вере и благочестии, в понимании, во что мы верим. В нем все сказано. Он очень полезен для чтения, размышления. Надо, чтобы мы осмысленно его читали, потому что он укрепляет нашу волю, наши чувства, укрепляет веру и благочестие. Это очень духоносный, можно сказать, Символ веры, который дали нам святые отцы с начала этого века.
Владыка, в июле 1923 года, через месяц после освобождения из тюрьмы, Святейший Патриарх Тихон вместе со святителем Лукой (Войно-Ясенецким) и священномучеником Иларионом Верейским, Троицким, совершали Божественную литургию в храме Воскресения Христова в Кадашах в Москве. В этом храме есть традиция: в этот день обязательно совершать богослужение с поминовением этих святых. Это было великое событие, когда один раз в жизни эти три святителя-исповедника за Божественной литургией встретились. Кроме того, Святейший Патриарх Тихон тогда прочитал свое обращение к народу, в котором возвращал себе церковную власть и давал оценку обновленческому движению, внесшему страшный раскол в жизнь Церкви. Есть предположение, что как раз тогда святитель Лука, на тот момент еще совсем молодой епископ, получил благословение Патриарха Тихона продолжать свои медицинские труды и наставление о пути архиерейства.
– Это очень важное событие, и очень важное для самого святителя Луки, потому что он в 1923 году тайно был рукоположен в Пенджикенте, это нынешний Таджикистан. Ему очень важно было, чтобы он был утвержден как настоящий епископ Русской Православной Церкви от самого Патриарха. Были сомнения в том, что он является не самозванным архипастырем. Но поскольку он служил с Патриархом, то есть был на приеме у Патриарха и рассказал, каким образом это совершилось, то Патриарх Тихон узаконил его рукоположение. К сожалению, тогда такое было время, что они не могли сообщить Патриарху, что хотят рукоположить в епископы Луку. Но после этого он сумел в Москву поехать и обо всем рассказать. Эта совместная служба – показатель единства и признания святителя Луки как законно рукоположенного епископа Русской Православной Церкви в те очень тяжелые времена гонений.
Но потом возникла еще и другая ситуация. Он же был хирургом, был врачом и продолжал свою медицинскую миссию. И тоже получил от Святейшего Патриарха Тихона миссию, чтобы он был и врачом и души, и врачом телесным, продолжал совершать операции, которые он имел дар от Бога совершать. Чтобы помогать людям в исцелении от очень тяжелых болезней.
Есть такое воспоминание о нем, что он не был никогда озлобленным против тех, кто причинял ему гонение, унижал, оскорблял, сажал в тюрьму, ссылал. Был такой момент, когда заболел один человек, очень близкий к Ленину. Он уже умирал, а находился в Таджикистане в Душанбе. Послали самолет, а ведь тогда самолеты были не так доступны, как сейчас. Они послали специальный самолет за святителем Лукой, тот приехал, сделал очень успешную операцию и возвратил пациента к жизни, можно сказать. Тоже интересное свидетельство его верности служению Церкви Христовой, Православной вере.
Он принял монашество, стал священником и епископом с одной целью – чтобы защитить Православие в Средней Азии, потому что Православие тогда было в очень тяжелом положении. Когда он совершил чудесную операцию в Душанбе, эти властные люди сказали: «Оставайся с нами здесь, в Душанбе. Мы тебе сделаем все возможное, чтобы ты имел клинику, ты здесь будешь лечить и продолжать свою медицинскую работу. А он сказал: «Я не против, но только у меня единственное условие: откройте церковь – и тогда я останусь». Они сказали, что не могут этого сделать. – «Ну, тогда я уезжаю». Вот видите, как он смело стоял на позиции веры и благочестия. И смело говорил все той власти, которая его гнала, боролась с ним, с верой, с нашей Православной Церковью. Вот такой интересный показатель его верности Богу.
О святителе Луке можно очень много говорить. Вся его жизнь полна чудесных явлений и является показателем его глубокой веры. Даже сейчас не каждый может это сделать. У него было четверо малолетних детей. Они тоже испытывали трудности из-за того, что отец был священником, архиереем, гонимым. Им очень нелегко было. И ему приходилось терпеть все трудности, чтобы как-то их содержать.
Были такие ситуации, когда власть через детей влияла на святителя, чтобы он отрекся. «Папа, ты же видишь, что нам тяжело, нас в школу не берут, нам нечего есть. Из-за того, что ты стоишь на своем, мы мучаемся здесь». А он их успокаивал, говорил: «Ничего страшного, немного потерпим, но все будет хорошо. Веру в Бога не нужно терять. Мы должны сохранить ее до конца, что бы ни случилось». Вот он как воспитывал своих детей.
И от веры не отрекся. Интересно, что в тюрьме он закончил свой научный труд «Очерки гнойной хирургии». Вот видите, какой уникальнейший человек: в тюрьме его гнобят, унижают, оскорбляют, издеваются, мучают, а он еще и научную работу пишет. Необычный человек, потому что он от Бога. А что от Бога, то всегда чудесно.
А что касается святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси… Тоже удивительная личность. Он очень смело защищал интересы Церкви перед богоборческой властью, которая уничтожала людей веры, храмы. И он говорил им открыто, чтобы они перестали гнать церковь и верующих, уничтожать их такими страшными средствами. Конечно, власти не нравились его выступления, но он твердо стоял на позиции веры и благочестия. На него давили с разных сторон: и обновленческое движение, и Константинопольский Патриарх, который заставлял его отойти от патриаршего служения. Но он очень твердо ответил Патриарху Константинопольскому и сохранил свои позиции.
Патриарх Тихон много сделал для нашей Церкви, чтобы сохранить ее от уничтожения в самое тяжелое время, когда он был избран на патриаршее служение. Поэтому очень важно то событие, которые мы завтра будем отмечать в Челябинске. В Челябинскую митрополию прибывают мощи святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, чтобы его молитвами, его святыми мощами освятилась эта земля. В какой-то степени, может быть, он приходит сюда для того, чтобы одобрить подвиги и труды новомучеников, здесь потерпевших в годы советской власти. Они поддерживали его в том, чтобы он стоял твердо и не предавал веру Христову.
Здесь еще был в заточении митрополит Петр (Полянский), местоблюститель Патриаршего Престола. Они оба сейчас на Небе, в Царстве Божием, и благословляют всех нас и молятся за нас, чтобы Господь дал и нам сил твердо стоять в вере и не предавать ее, несмотря ни на какие условия нашей жизни. В те времена людей старались отвратить от Бога и Церкви мучениями, страданиями, гонениями, унижениями, оскорблениями, издевательствами, ссылками. В общем, очень тяжелая ситуация была.
Сейчас у нас другая ситуация – нас отвращают от Бога наслаждениями, удовольствиями и удобствами. И мы теряем и совесть, и стыд, и веру, и благочестие. И, конечно, это все сказывается на нашей вере и нашей жизни. От этого нам же плохо, потому что мы терпим многие трудности в этой жизни. Чем ближе мы будем к Богу, тем меньше трудностей будем испытывать. Поэтому очень важно, чтобы мы на примере наших новомучеников и исповедников Церкви Русской воспитывали себя в вере и благочестии. И не отступали, не ослабевали в своей вере, когда нас не гонят и не унижают за веру, а стояли так же твердо, как они стояли, когда их мучили, издевались над ними и причиняли им всяческие скорби и трудности.
Многие из них были зверски убиты, терпели постоянный страх и ужас, их жизнь была очень тяжелая. Сейчас у нас нет такого, мы свободны, церкви открыты. Но, к сожалению, когда у нас все хорошо, то в церковь люди особенно и не спешат. Всегда говорят такие слова: я занят, у меня нет времени, когда будет время, тогда я пойду. Как будто делают Богу одолжение. Это какое-то непочтение, неуважение к Богу. Господь сказал: приходите один раз в неделю, в воскресный день, в церковь. Для чего? Для того, чтобы дать нам силу побеждать зло и жить по тем нравственным ценностям, которые дал нам Господь, чтобы нам было хорошо. Вот и все.
Нужно приходить в церковь, чтобы получить благодать Божию, силу Божию, прощение наших грехов. Что Господь требует от нас? Он хочет, чтобы мы, Его дети, получили от своего Отца Небесного помощь в нашей жизни, чтобы у нас все было хорошо. А мы говорим: у меня нет времени, я занят, у меня дела. Печально, что мы так относимся к той Церкви, которую Он установил для того, чтобы нам помочь в нашей жизни здесь, на земле, и достичь Царства Божия в вечной жизни.
Господь пришел на землю, воплотился, стал Богочеловеком, показал пример, как можно жить на этой земле. Он пострадал за нас на кресте, чтобы нас искупить из рук дьявола, вывел нас из глубин ада, открыл райские двери, отдал нам вечную жизнь, Воскрес, Вознесся на Небо, сел одесную Бога Отца, чтобы мы тоже могли, живя на земле, достигнуть такой высоты. Но Господь, зная нашу немощь, слабость, что мы сами ничего не можем, послал Духа Святого и разлил над всем миром Свою благодать, чтобы в своей Церкви мы могли креститься благодатью Святого Духа, принимать таинства Покаяния и Причащения Тела и Крови, которые соединяют нас со Христом здесь, на земле.
Вот такое благо Господь сотворил, и Он изливает эту благодать на нас. Особенно в день Святой Троицы, когда мы коленопреклоненно молимся о ниспослании на нас животворящего Духа Святого, спасающего нас. И Он дает его нам, и мы должны прийти в церковь и получить его. А если не приходим, то и не получаем. И все те, кто пришел на эту службу, почувствовали действие благодати Божией и унесли с собой эту благодать. А для того, чтобы ее сохранить, нужно приходить в храм каждый воскресный день, потому что в течение недели человек все-таки живет в миру, где есть много испытаний, искушений, соблазнов, даже греховных падений.
И нужно прийти, чтобы покаяться, и Господь готов простить нас. Это удивительно, что Господь говорит: приходите ко Мне, Я вас прощу, утешу вас и дам мирное состояние души, радость, силу и крепость, чтобы вы могли дальше трудиться, кормить свою семью и обеспечивать самих себя. Это все дар Божий, Божия благодать. Приходите каждый воскресный день и благодарите за то, что Он дает нам.
Еще в ветхозаветной Церкви Господь сказал людям, чтобы они приходили в храм, благодарили и жертвовали Богу из своего дохода, который они получают по милости Божией. Тогда они отдавали десятину от своего дохода. Мы сейчас об этом не говорим, каждый дает от своего сердца, как говорится в Евангелии, мерою доброю, утрясенною (Лк. 6:38). Если мы доброхотно жертвуем Богу, то Господь сторицей воздаст за такую милость и благодарность, которую оказывает человек Богу, своему Небесному Отцу за Его благодеяния.
Вот такой должна быть наша жизнь, чтобы мы приходили, благодарили, просили прощения. И для этого Господь создал Свою Церковь, чтобы мы в нее приходили и могли получить все дары, что Он готов обильно изливать над нами для нашей же пользы, для нашего спасения, для нашего возрастания в Боге. Потому что мы сами становиться лучше не можем. Мы можем это делать только тогда, когда проявляем к этому свою волю. А Господь всегда готов дать нам помощь, чтобы мы могли стать и смиреннее, и милосерднее, и любвеобильнее, и дружелюбнее, и трудолюбивее, и так далее.
Все эти качества души мы получаем от Бога. Господь дает их нам. Если мы будем их просить, Он будет нам их давать, а мы должны благодарить Бога и не приписывать это себе, потому что это Божий дар. Мы должны также дать и свою лепту Богу, как это было с самых древнейших времен, как Господь установил это для нас, чтобы мы были настоящими детьми Божиими, благодарными, любвеобильными к Богу и исполнителями Его святой воли.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал интервью изданию «Коммерсант», приуроченное к проведению 18–21 июня Петербургского международного экономического форума «Общие ценности – основа роста в многополярном мире».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.