Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (1305) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Фундамент в жизни надо иметь...

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Фундамент в жизни надо иметь...

№24 (1305) / 16 июня ‘25

Духовная жизнь

Как всегда, нам пришло очень много вопросов, и я надеюсь, мы ответим на большую их часть.

– Многие стремятся к тому, чтобы все в жизни было хорошо. Я часто повторяю: для того, чтобы в жизни все было хорошо, нужно совсем мало – чтобы мы были хорошими.

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, который был инициатором строительства Храма Христа Спасителя, где сейчас служит Святейший Патриарх, сказал: «Чтобы с нами был Бог, надо, чтобы мы были с Богом».

Что значит быть хорошими? Это значит хоть чуть-чуть стараться жить по-христиански. Для счастья нужно постараться убрать из своей жизни три вещи: жадность, зависть и ревность. Для счастья нужен фундамент. Вот сейчас у нас идут послепасхальные дни, скоро Троица. Так вот, Пасхальный канон надо бы читать христианам в течение дня, а, может быть, даже вместо вечерних молитв. Вот такой у меня совет, такое благословение. Потому что мы 365 дней в году читаем вечерние молитвы. Пасхальный канон звучит на Пасху, и от него душа преисполняется радостью. Так почему бы эту радость не продлить? Мы же каждый день заряжаем свой телефон. Душа тоже нуждается в подзарядке. Я читаю Пасхальный канон по субботам, накануне воскресного дня. Или, когда готовлюсь ко Святому Причащению, вместо трех канонов читаю канон Пасхи. В нем столько вдохновения, столько утешения, столько радости!

В каноне есть такие слова: Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго. Начало иного жития мы празднуем. Какого иного жития? Апостол Павел сказал: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).

Сейчас по всем программам говорят: соблюдайте правила здорового питания. Какие это правила? Одно из правил здорового питания – умеренность. Есть поговорка: «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле». И еще есть русская поговорка: «Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу». После шести часов вечера желательно не есть, хорошо кушать нужно с утра, чтобы было много энергии.

Так вот, так же, как мы поддерживаем тело, нужно поддерживать и душу. Апостол Павел говорит: что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6:7–8).

В Пасхальном каноне есть потрясающие слова: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». Чтобы совоскреснуть со Христом, надо с Ним умереть, а чтобы сопрославиться, надо с Ним сораспяться.

Чтобы у нас все было хорошо, надо сеять: что-то делать головой, душой, сердцем. Радость – она рукотворная. Жизнь должна быть по Евангельским заповедям.

Вот у нас неделю назад у старосты храма сгорел дом дотла. Загорелся ночью, он выпрыгнул в окно, сломал ногу. Сгорело все – документы, вещи. Прихожане за неделю собрали помощь. Со всяким такое может случиться. Нельзя жить по принципу: моя хата с краю, ничего не знаю. Нам до всех должно быть дело, будь то люди в храме, на работе, в подъезде, в доме, приходе. Если ты видишь, что может пригодиться твоя голова, твои руки, твоя копейка, – действуй...

Многие думают, что кто-то должен что-то сделать. Кто должен делать? Государство. А в подъезде дома, где ты живешь, на лестничной клетке кто что-то должен делать? Когда я за мамой ухаживал, жил в многоэтажке несколько лет. У нас в подъезде висела икона Покрова Божией Матери; на Новый год и Рождество вешали поздравление, какие-то украшения. Кто это делал? Тот, кто там живет. Есть люди, которые ищут красивые места, а есть люди, которые создают красивые места. И не надо ничего ждать, надо делать то, что нам по силам и что в нашей компетенции.

Мы с вами выросли в советское время, когда был лозунг: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Говорят, что умная женщина не будет дожидаться, пока ее сделают счастливой, – она осчастливит кого-нибудь сама. Если вы думаете, что для счастья недостаточно вас самих, вы ошибаетесь – достаточно. Другой человек нужен лишь для того, чтобы было кого осчастливить.

У нас перед глазами сонм святых, они не жалели себя для Церкви, для родных и близких. Старец Паисий Афонский. Я имел счастье видеть его на Святой Горе Афон и имел с ним краткую беседу за несколько месяцев до его блаженной кончины. Мы встречались в августе 1993 года, а он почил 12 июля 1994 года. Он говорил, что за самоотверженную любовь Бог дает двойное здоровье. Если человек делает то, что должно, и еще чуть-чуть, Бог дает двойную благодать.

Знаете, почему бабушки живут долго? У них есть дети и внуки, которые очень хотят, чтобы добрая бабушка жила... Благопожелание, молитва и сердечный посыл очень много значат в жизни. Никогда нельзя оскорблять или проклинать своих детей, потому что это отпечаток на всю жизнь. Материнское слово и материнская молитва со дна моря достают или разрушают всю жизнь. Если вы довели мать или отца до такого состояния, что получили их проклятие или неблаговоление, это нужно исправлять.

У нас как раз есть вопрос от матери: «Если я готовлю детям то, что они любят, что им больше нравится, не укрепляю ли я этим человекоугодие и тщеславие в детях?»

– Все это можно, если только изо дня в день вы не готовите им только курицу или шашлыки. Есть обычная, простая еда: картошка, макароны, гречка. Есть будни, а есть праздники. В выходные дни, в день рождения, в праздники почему бы не сделать что-то праздничное, не такое повседневное? Но в еде должна быть умеренность, изыски не нужны.

Недавно мы одного человека борщом накормили. Он сказал, что полгода борщ не ел, жена не любит и не умеет его готовить. Я подумал про себя: что же это за жена, если знает, что муж любит борщ, но не готовит? Или, может быть, он об этом не говорит ей? Как говорится, дитя не плачет – мать не разумеет. Можно же сказать жене: «Я люблю борщ». Если она не умеет готовить, пусть научится. Сытый муж – добрый муж.

Поэтому том ям – по большим праздникам, а борщ – повседневная еда. Нельзя, чтобы будни превращались в праздники, а праздники превращались в будни. Все красит мера.

Следующий вопрос от человека, который просит Вас сказать, что Вы думаете о нейросетях и искусственном интеллекте.

– Я родился в то время, когда за две копейки можно было позвонить с улицы по телефону-автомату. Я после учебы звонил маме, говорил, что у меня все в порядке. Потом у нас дома появился дисковый телефон. Потом мы дожили до спутниковых телефонов. Сейчас мы пользуемся мобильными телефонами. То есть прогресс все время идет вперед, и останавливать его нет никакого смысла. Есть поговорка: «Если мафию нельзя победить, ее нужно возглавить». Если и дальше будет развиваться техника, как нам кажется, каким-то фантастическим образом, ничего страшного в этом нет. Надо все уметь подчинить духовной жизни, службе Богу, Церкви и людям.

Отец Иоанн (Крестьянкин) почил в 2006 году. В то время уже были компьютеры. Так вот, он говорил, что один с помощью компьютера наполнил весь мир порнографией, а другой с помощью компьютера весь мир наполнил православными книгами. Компьютер – так же, как нож, которым можно разрезать хлеб, а можно зарезать человека. Все зависит от того, как им пользоваться.

Так и искусственный интеллект. Например, я дал задание искусственному интеллекту относительно проповеди, и получилась вполне приличная проповедь на полторы страницы.

Нет, батюшка, не могу согласиться. Ни за что не поверю, что Вы выйдете к прихожанам с чужой проповедью.

– А это был эксперимент, проверка. И я бы подписался под этой проповедью, которую выдал искусственный интеллект, на 90%... Вполне можно решать какие-то технические вопросы с помощью него. Программы для искусственного интеллекта пишет человек. Ничего не надо бояться. Если что-то вдруг пойдет не так, стоит рубильник отключить – и накроется искусственный интеллект.

Я немного не об этом. Просто тогда мы вообще можем разучиться думать. И искусственный интеллект все равно не заменит живого общения, не заменит творческого освоения человеком какой-то темы. Недавно я увидела ролик о Минине и Пожарском, который сочинил искусственный интеллект. Я, конечно, не умею делать ролики, но я бы сделала по-другому. Там самое главное – вложить в кого-то какие-то знания. А для нас самое главное о Минине и Пожарском – что русские люди смогли принести внутреннее покаяние, возвыситься над рознью и прогнать поляков.

– Мы, простые люди, обойдемся и без искусственного интеллекта. Я, например, не могу читать книги в электронном виде. Какие у нас были предпочтения, такие и будут. Молодежь, которая хочет получить какую-то информацию в ускоренном виде, получит ее. И в этом нет ничего страшного. Но опять же какая это будет информация? Один, чтобы найти сведения об Александре Невском, перелопатит десятки книг, а потом из них выведет квинтэссенцию. А другому искусственный интеллект на четырех страницах выдаст основные вехи жизни Александра Невского…

Человек реферат напишет и не будет думать.

– Ну, пусть лучше так будет. Важно, как этим пользоваться. Для пользы Церкви, для родных и близких, для себя – это одно. А если с помощью искусственного интеллекта заниматься какой-то слежкой, так сказать, искать фамилию, имя, отчество, дату рождения, какой у кого бизнес и так далее – это уже другое. Все зависит от того, как этим пользоваться.

Апостол Павел сказал на все времена: все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12). Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5:21). Вот я испытал искусственный интеллект, он написал неплохую проповедь, но я ее использовать не буду.

Батюшка, мы ответили только на два вопроса. Но то, о чем Вы говорили вначале, было ответом на очень многие житейские вопросы, когда в семье муж и жена не могут найти общий язык.

– Люди хотят, чтобы все было хорошо. Будет хорошо тогда, когда мы будем стараться быть хорошими для Бога, Церкви, родных и близких, не занимаясь при этом человекоугодием, а служа родным и близким во Христе. Вот тогда и мы будем хорошими, и нам будет хорошо, и Бог будет с нами. Это основные моменты... А мы идем против законов Божиих и думаем, что все у нас будет хорошо. Поэтому берем в руки Евангелие, читаем Нагорную проповедь (главы 5–7 Евангелия от Матфея) и этому следуем. Фундамент нужно иметь для того, чтобы все в жизни было хорошо…

Вопрос довольно пространный: «Что нужно делать, чтобы унаследовать Царство Небесное? Достаточно ли только соблюдения заповедей? Или нужна еще полная борьба с грехами и страстями по аскетике?»

– Заповеди о любви, о чистой целомудренной жизни, о милосердии, сострадании как исполнишь, если не будешь бороться со своим эгоизмом, своей ленью, своими блудными пристрастиями, своей ложью? Спасение – это подражание нашему Господу. Невозможно быть с Ним, не будучи Его. Нам надо быть детьми Божиими. Мы должны быть похожи на Господа, как дети похожи на своих родителей. И это вопрос всей жизни. Церковь, таинства, Евангелие – все это для того, чтобы мы были с Богом. Когда мы будем с Богом, тогда Бог будет с нами.

Самое важное – не увлечься внешним. Утренние и вечерние молитвы, соответствующая одежда, пост в среду и пятницу, всенощное бдение, регулярное Причастие. Главное, потом не сказать, что я не такой, как прочие человецы: пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю…

Господь сказал: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Самое главное – не забыть дух христианства. Это прежде всего милосердие, любовь, сострадание. Господь коротко сказал: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7:12). В этом и аскетика, и христианство.

Старец Амвросий говорил: кто уступает, тот приобретает. Кто-то сказал: «Если придется выбирать между справедливостью и матерью, я выберу мать». Любовь превыше всего. Матери своих детей и оправдают, и простят им все что угодно.

Любовь к людям и к Богу – самая главная заповедь. Важно не упустить момент и помочь, когда нужны твоя помощь, любовь, сострадание. Есть очень мудрая мысль: «Там, где нужно соучастие, недостаточно одного только сочувствия». Мы говорили об Александре Невском. Вот он сочувствовал народу русскому, в том числе новгородцам. Но этого было мало – он еще и принял участие в отражении врага, когда это понадобилось.

Нам по жизни надо Бога благодарить за то, что у нас два глаза, две руки, две ноги, что мы не нуждаемся в уходе. Дай Бог, чтобы так и было. А так будет, если ты ухаживаешь, ты помогаешь. Я часто шучу, что в дом престарелых лучше ходить, чем в доме престарелых лежать.

Спасение зависит от того, станем ли мы детьми Божиими. Где дом Божий, там и Царство Божие. Христос – Царь, и мы будем царствовать вместе с Ним, если будем как Его дети.

Телезрители часто спрашивают, о чем каяться на Исповеди. Мол, я не убиваю, не граблю, вроде как не завидую, не ворую и так далее. То есть соблюдаю заповеди, которые даны. Зачем мне вообще покаяние?

– У меня был потрясающий опыт на Страстной седмице, в апреле. Апрель выдался очень теплым. Солнце светило в алтарь, и луч света осветил икону. Я подошел к этой иконе, хотел перекреститься и вдруг увидел, что стекло на иконе в пыли...

Мы постоянно убираем, протираем со всякими чистящими средствами. Но вдруг солнце высветило то, что не было видно. Мысль какая? Когда ты далек от света, тебе кажется, что все нормально. Включишь лампочку – сразу увидишь, что кто-то на полу насорил. А если луч солнечного света осветит – пыль увидишь.

Все очень просто: мы идем к Богу и стараемся жить по заповедям. Откройте Евангелие от Матфея, Нагорную проповедь (5–7 главы) и посмотрите, все ли у вас получается. Там сказано: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас. Не судите, да не судимы будете. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Если кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. А еще есть заповеди блаженства. Неужели кто-то может до конца все это исполнить?

У одного великого святого, лежащего на смертном одре, спрашивали: «Почему ты плачешь? Ты же мертвых воскрешал, жил как святой». Он ответил: «У меня такое впечатление, что я даже не положил начало монашеского делания, монашеской жизни». Вот взгляд святых. Чем ближе ты к свету, тем больше видишь своих недостатков.

Следующий вопрос о суевериях: «Сегодня хоронили близкого человека. После похорон некоторые родственники зашли в дом в обуви, в которой были на кладбище. Не опасно ли это для живущих в доме? Чем это грозит, если частицы земли с могилы разнесли с обувью по дому?»

– Я до сегодняшнего дня не знал о таком суеверии. Чушь несусветная. А как предполагали? Чтобы 40 человек с собой тапочки принесли?

Потом можно все убрать, вымыть пол. К сожалению, батюшка, у нас очень много всяких суеверий. Это пишут православные люди.

– А чем земля с кладбища отличается? Кладбище – как поле, засеянное пшеницей, только вместо пшеницы там тела, которые потом воскреснут. Что скверного в кладбище? Больше скажу, телевизор, перед которым мы сидим, где показывают и порнографию, и мат – вот скверна. В одном только фильме могут быть несколько измен, убийств и так далее. А есть вообще каналы несанкционированные, где показывают всякое нехорошее, что часа достаточно, чтобы бесов напустить в дом. Вот за это никто не переживает. А за глину на ботинках переживают.

То есть все суеверия отбрасываем и после того, как гости уйдут, моем грязный пол.

– Кстати, я где-то слышал, что в какой-то стране, в Китае или где-то еще, даже 13-го этажа нет, после 12-го идет сразу 14-й.

Что это такое? Вот до чего можно дойти…

Если осенять себя крестным знамением и жить по вере, то хоть десять колдунов соберутся под дверью, ничего не будет. Был такой отец Герман в лавре, который отчитывал бесноватых. На самом деле это была общая Исповедь. Люди через общую Исповедь осознавали свои грехи, исповедовались и исцелялись от этого. Он говорил, что само священнодействие шло час, и 40 минут он проводил общую Исповедь, чтобы у людей мозги встали на место. Потом была запретительная молитва на изгнание бесов и окропление святой водой. То есть в его помощи людям не было ничего сверхъестественного. Люди получали исцеление от осознания своих грехов и покаяния.

А некоторые думают, что все автоматически происходит: отец Герман прочитал молитву – и сразу все бесы разбежались. Другие боятся: мол, из кого-то бесов выгонит, а в меня войдет. Так вот, мне лично отец Герман говорил, что если человек не дает повода, не грешит смертными грехами против Бога, то и десять колдунов человеку ничего не сделают. Если человек осеняет себя крестным знамением, живет по Евангелию и христианскую жизнь ведет, никто ему ничего не сделает, если он сам себе не сделает.

Отец Зосима (Сокур) говорил: забудьте слова «мне сделали»; вы сами себе делаете своими собственными грехами. Вы просто заслужили наказание Божие за собственные грехи, и не надо говорить, что вам люди что-то сделали, наколдовали и так далее. Может быть, все это и есть, но, если ты не даешь повода, ничего не будет.

Батюшка, большое спасибо!

– Закончим четверостишием:
Если хочешь жить легко
и быть к Богу близко,
Держи сердце высоко,
а голову низко.

Бог в помощь всем, братья и сестры! Будьте хорошими, тогда и жизнь будет хорошей. А замужним женщинам желаю: «Любовь и ласку обнаружа, вы переделаете мужа».

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-31-05-2025;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-07-06-2025

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс