Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №№21–23, 2025 г.
Владыка, какой Ваш любимый эпизод в Евангелии, событие или притча?
– Евангелие – это вся жизнь человека. Евангелие – это истина в последней инстанции. Там все прекрасно, и трудно что-то выбрать, сказав, что вот это мне ближе. Конечно, есть особые моменты. Например, притча о блудном сыне. Я считаю, что это величайшая притча. Кому бы я эту притчу ни рассказывал (речь веду о малоцерковных, о молодежи, людях, которые пришли в храм, чтобы побеседовать), не видел ни одного человека, чтобы он на нее не отреагировал, не почувствовал, что здесь что-то очень великое, очень высокое. Это притча на все времена.
В этой притче меня в свое время, когда я еще юношей пришел в Церковь, больше всего потрясло даже не покаяние блудного сына, не то, что он раскаялся. Больше всего меня поразило снисхождение отца. Сначала он идет на поводу у своего сына, отдает ему часть имения. Нет смысла его держать. Еще китайцы говорили, что три заповеди человеку нужно выполнить в жизни: родить ребенка, вырастить его и отпустить. Родителю, когда он видит, что ребенок сопротивляется, не в хорошем, скажем так, настроении, конечно, нужно его воспитывать, ограничивать, наказывать. Но в некоторых случаях, особенно если тот уже взрослый, нужно уметь его отпустить. Меня поразило, что отец его отпустил, потом ждал, смотрел в окошко, увидел, сам навстречу ему выбежал, и отцу еще от старшего сына досталось, который ему всю жизнь служил. То есть это удивительное отцовское, почти что материнское снисхождение.
И в этом отношении образ Бога под личиной этого богатого человека, у которого было два сына, – потрясающая картина. Меня эта история в свое время очень поразила. И до сегодняшнего дня, когда слышу каждый год эту притчу в Неделю о блудном сыне, сердце немного содрогается.
Еще одна очень интересная, яркая картина – из Евангелия от Иоанна. Это одно из воскресных Евангельских чтений, когда Христос является на берегу Генисаретского озера Своим ученикам-апостолам уже по воскресении. Иоанн Богослов издалека присмотрелся к этому (видимо, зрение было получше) и говорит Петру: это Господь. И Петр, как мальчишка, голым бросается в воду, плывет до берега, выбегает… Какой спектр чувств у него! Он предал Христа, отрекся от Него, раскаялся в этом. И вот Господь явился, и тот, как ребенок, просто кидается к Его ногам, пытаясь найти для себя опору. А дальше идет эта знаменитая беседа: «Любишь ли ты Меня?»
Я помню, когда мы оказались первый раз на Святой Земле (у меня с друзьями была очень интересная поездка), мы как раз оказались на том самом месте, на Генисаретском озере, где произошла эта встреча Господа с Его учениками-рыболовами (там есть небольшой католический храм). Это был тот самый берег, те камни, на которых Господь Сам разложил огонь, приготовил рыбу. И я представил себе картину, что вот здесь Петр выплыл, выполз на песок, подошел к ногам Христа… Меня это очень сильно тронуло и поразило. И до сегодняшнего дня, читая этот Евангельский отрывок или слыша его в церкви (или на крестном ходу, когда мы идем вокруг храма и его читаем), я испытываю удивительное чувство глубокой теплоты, спокойствия, внутреннего ликования.
Это сродни притче о блудном сыне, что ты всегда в лице Христа найдешь (или должен обязательно найти) Отца, Наставника, Учителя, который, каким бы ты ни был, простит тебя, обнимет, как-то обогреет. Мне кажется, это то, чего хочет и что ищет любой человек, кем бы он ни был и где бы ни был. Поэтому эти Евангельские отрывки мне очень нравятся.
Есть еще один Евангельский отрывок о богатом юноше, который спрашивает Христа: «Что нужно, чтобы спастись?» – «Есть заповеди, исполняй». Тот говорит: «Все это я исполнил». Дальше Христос ему предлагает следовать заповеди совершенной: «Продай все, следуй за Мной, будь Моим учеником». Юноша не выдерживает и отходит, и Господь говорит Своим ученикам, что трудно богатому войти в Царствие Небесное. И дальше идет сравнение с верблюдом, которому легче пройти через игольное ушко, чем богатому войти в это Царствие. Все это понятно.
В контексте этого отрывка у большинства читателей складывается впечатление, что Бог всегда хочет от человека некого совершенного образа. Если поститься, то как древние монахи; если у человека семейная жизнь, то должно быть все четко. Если мы говорим о богослужении, то надо соблюсти все до последней буквы. А если это не так, то значит все пропало: и Церковь неправильная, и Бога нет. Я думаю, что мы все с этим сталкивались и в собственной жизни, и в собственных переживаниях и видели людей, которые пытаются сделать все правильно, а если это не получается, оставляют все и вообще ничего не делают.
Да, Христос призывает человека к совершенству, зовет его к этому, но прекрасно знает его меру. И у другого евангелиста мы читаем об этом же юноше: когда он познакомился со Христом, Господь посмотрел на него и полюбил его. То есть, скорее всего, этот юноша не какой-то подонок или негодяй был. Он заповеди исполнил, а это уже немало. То есть Бог не всегда ждет от нас какого-то совершенного образа. Он говорит: «Если ты совершенства хочешь, вот тебе образ. Но если не можешь, в чем-то смирись, в чем-то потерпи».
Господь снисходит до наших недостатков, немощей. И это надо понимать, это нужно знать. И к своим ближним, родным, детям, знакомым, соседям, в конце концов, тоже нужно относиться со снисхождением. Что-то, может быть, попросить, но не требовать никогда. Показать что-то, но не ждать, что обязательно люди все выполнят так, как тебе этого хотелось бы. Наверное, это образ совершенного наставника, учителя. Я пока точно не дорос до него, но мне этот отрывок очень нравится, он меня заставляет задуматься о таких вещах.
Вы затронули тему Святой Земли. Я хочу сказать, это моя любовь, это предмет моей профессиональной деятельности. О том месте беседы «Любишь ли Меня?» у нас целая программа там была снята (было плюс 43 градуса). Давайте поговорим об этом, о Вашей поездке на Святую Землю, о том, что Вам помнится, чем Вы можете поделиться…
– Я был там всего два раза. Мы посетили и Иерусалим, и монастыри в пустыне, и Вифлеем и Назарет, были на Фаворе, все Генисаретское озеро объездили. Вот такой стандартный набор посещения святых мест был у нас в этом путешествии.
До посещения Святой Земли мне приходилось часто бывать на Афоне. То есть монашеская традиция меня больше привлекала, и мне чаще приходилось бывать там. Это был объект моего интереса – и монашеского, и отчасти исследовательского. Я всегда очень любил литургику, мне было это очень интересно. Поэтому всегда посещение афонской службы, афонских обителей – отчасти литургическое исследование.
Говорят, человек, побывав на Святой Земле, уже не может об этом не помнить. Он не может не ощущать своего желания вернуться туда снова и снова. Мне казалось, что не может такого быть. Но все так и произошло со мной. Я приехал на Святую Землю и был потрясен и очень удивлен. Много для себя открыл нового, интересного. Но когда уехал, очень долгое время у меня было щемящее чувство, что я хотел бы туда вернуться. Слава Богу, Господь мне дал еще такую возможность.
А из того, что я там увидел, что тоже меня очень поразило, много было интересных моментов. Ну, например, один такой момент. Все, кто едет на Святую Землю, хотят искупаться в Иордане. Нас должны были пустить через все эти КПП в Вифавару – туда, где Господь крестил. Мы приехали, была проверка документов. Конечно, мы заготовили рубашки, все как полагается. Пришли, уже собрались купаться, и что-то произошло. В общем, немногих туристов, которые туда приехали, стали вытеснять, какой-то инцидент там произошел.
Поэтому мы не успели искупаться, сильно расстроились, уехали. Наш гид говорит: «Вы не расстраивайтесь, будем в Галилее, там повыше есть место, где есть хорошая купель, там искупаемся». Прошло несколько дней, мы оказались там. Пока путешествовали по Назарету, были еще в нескольких местах и в купальню опоздали. Что делать? Гид говорит: «Ладно, знаю место, сейчас через банановую плантацию проникнем к Иордану и искупаемся». Приехали туда, поставили машину, надели рубашки. А там просто берег. Иордан сам по себе небольшой, по ширине он как эта комната, в которой мы сидим. А это февраль, самая зима. Но по нашим-то меркам это 20 градусов. Мы погрузились в реку, окунулись, вылезаем, на берегу стоят местные жители, двое. Сразу говорят: «Из России?» – «Да, из России». – «Ну, все понятно. Какие еще идиоты зимой будут на банановой плантации в воду лезть? Только из России». Мне это очень понравилось, что для нас погрузиться в священные воды реки Иордан важно. Это тоже духовное переживание.
Когда мы путешествовали, с нами всегда было Евангелие. Где бы мы ни оказались, на том или ином месте: на горе Блаженств (там, где была Нагорная проповедь), в Капернаумской синагоге (там, где Христос говорил Свое повествование о Евхаристии, Теле и Крови) и так далее, – сначала нам гид что-то рассказывал. Мы приложимся к святыням, а потом отойдем в сторонку, откроем Евангелие и прочитаем этот отрывок. И я помню это ощущение, как и мои спутники: это было самое, наверное, яркое, когда действительно присутствуешь на том месте и слышишь слова, которые Христос Сам говорит (или о Нем говорит один из евангелистов).
Это было очень трогательно, очень здорово, по-человечески прекрасно. Ну и просто интересно. То есть человек из России, попадающий на Святую Землю, понимает, что в России совершенно другие масштабы. Что такое Иордан? Понятно, Кама, Волга, в худшем случае Ока или Москва-река. А Иордан – это совсем ручеек. Для нас тысячи километров – не расстояние, а там все плюс-минус 10 километров, все близко. То есть погружаешься в иную географию, историю, в ту реальность, в которой жил Христос. И многие Евангельские картины становятся более понятными.
Про Иордан… Мои друзья-гиды привезли группу, и там был очень бодрый дяденька в возрасте, подтянутый, спортивный. Конечно, было объяснено, что в Иордан погружаемся трижды с молитвой и больше ничего не делаем, выходим. Тропарь поем, Евангелие читаем. А он решил переплыть на ту сторону. Испытали стресс не только мои друзья-гиды, но и пограничники двух стран. И там они уже перезванивались, давали друг другу сигналы. Большое счастье, что он не вышел на той стороне, где уже другая страна – Иордания, а развернулся... Но надо сказать, что место Крещения Господня все-таки на стороне Иордании, немножечко в стороне. Археологические находки нам говорят о том, что это место на противоположной стороне... А Храм Гроба Господня?
– Это отдельная история. Конечно, служили Литургию, причащались у Гроба Господня многократно. Мы 3–4 дня жили в Иерусалиме. Поэтому каждое утро рано вставали и шли пешком по пустынным улочкам Иерусалима в Храм Гроба Господня. И так, чтобы приложиться можно было. Нас интересовала греческая ночная служба, и интересно было посетить армянскую службу, под утро уже католики служили. Вы знаете, что там есть и коптский придел, и абиссинцы служат.
Это все очень интересно, поэтому мы там дневали и ночевали. Я не помню, чтобы мы там спали (наверное, совсем по чуть-чуть), все хотелось увидеть, везде побывать. Мне кажется, для каждого православного человека это важно – побывать на Святой Земле, совершить такое паломничество. Конечно, это дорого, трудно, но, если такая возможность есть, обязательно надо побывать на Святой Земле.
А в Вашей епархии какие особо чтимые святыни и места Вы рекомендовали бы посетить?
– В нашей епархии есть интересные места. Первое – это сам город Чистополь, он до революции был вторым городом Казанской губернии. В советское время стал провинциальным городом и совсем небольшим, потому что были построены промышленные гиганты, – Нижнекамск, Альметьевск, Набережные Челны. Но свой исторический колорит город Чистополь сохранил. Поэтому даже с точки зрения не столько святыни, а просто исторической ценности это очень интересный памятник. И сегодня есть туристические программы, можно приехать в город Чистополь и посмотреть колорит старинного купеческого русского городка, который там остался, как и в Елабуге, Бугульме. Это интересные городки в Татарстане, где действительно есть что посмотреть с исторической точки зрения.
Но есть и святыни в Чистополе. Наш кафедральный Никольский собор – один из знаменитых памятников высокого классицизма в Закамье. В середине XIX века строительство этого собора было завершено. И это действительно значимый памятник. К сожалению, в советское время он был сильно порушен, но его восстановили, и сейчас мы занимаемся его реставрацией.
Двое святых связаны с Чистополем – священномученик Иоасаф, епископ Чистопольский, и священномученик Михаил, пресвитер Чистопольский. Эти люди отдали свою жизнь за нашу Церковь и веру.
Это новомученики?
– Да. А если говорить о совсем уже исторических святынях, то это, конечно, город Болгар (сегодняшний Спасск, Спасский район). Город Болгар – очень известное древнее поселение, столица Волжской Булгарии. Это место для нас, христиан, ценно, потому что там окончил свои дни мученической кончиной Авраамий Болгарский. Этот святой пострадал еще в домонгольский период, в XII веке. И там находится храм, где есть частичка мощей Авраамия Болгарского.
У нас ежегодно туда совершаются паломнические поездки. Каждую четвертую неделю по Пасхе совершается большой знаменитый крестный ход от Авраамиевского храма к источнику преподобного мученика Авраамия на берегу Волги, где он принял свои страдания. И, кстати, на следующей неделе (это будет как раз четвертая неделя по Пасхе) у нас будет общий епархиальный крестный ход. Мы все отправимся туда и после Литургии пойдем крестным ходом на берег нашей Волги-матушки, где будем служить молебен мученику Авраамию.
С Болгаром связан еще один подвижник благочестия – мученик Феодор Болгарский.
Еще у нас есть несколько прославленных икон. Ахтырская икона Божией Матери в селе Алексеевское. Эта икона очень почиталась в XIX веке, сохранилась, слава Богу, до сегодняшнего дня. И люди приезжают к ней. Сам по себе Алексеевский храм тоже очень интересный. К сожалению, старинный храм был разрушен, а вот сегодняшний был построен уже в наше время, в 90-е годы, но все равно это духовный центр.
И есть еще одно интересное место – село Билярск. Это старинный город Волжской Булгарии. Он был огромный, считается, что по размеру был даже больше самого Болгара. И туда была в свое время привезена благочестивыми сестрами икона «Живоносный Источник» из Константинополя. Икона со временем прославилась многочисленными чудесами. Там тоже ежегодно совершался крестный ход, собиралось очень много паломников, были известные чудеса, исцеления.
В советское время храм разрушили, икона пропала. Но, когда я приехал в епархию, мы стали вновь ходить крестным ходом, заниматься исследовательской работой, и появилось у нас такое мнение, что эта икона, скорее всего, находится в Чистополе, в Казанском храме, куда ее, видимо, в советское время кто-то передал. Мы стали заниматься этим вопросом. Отправили икону реставрировать, отреставрировали оклад. После епархиального совещания приняли решение, что эту икону мы в любом случае передаем в Билярск, чтобы этот образ был там.
И, представляете, мы как раз встречаем эту икону сначала в Чистополе после реставрации, начинает вестись речь о перевозе этой иконы в Билярск (это было в прошлом году), готовим крестный ход, и вдруг в храм приходит женщина, мать которой передала эту икону в храм в советское время. В свое время икону забрала из храма ее бабушка (там целая семейная история). Эта женщина приехала в храм откуда-то из Удмуртии и не может найти икону. Забеспокоилась, стала спрашивать, а ей говорят, что она на реставрации. На следующий день икона прибывает, и женщина ее тоже встречает. И мы получили свидетельство, что это та самая икона из Билярска. Естественно, все это было зафиксировано. Теперь у нас тоже есть Билярская икона «Живоносный Источник». Так что добро пожаловать в Чистопольско-Нижнекамскую епархию. Приезжайте, пожалуйста.
А Нижнекамск – это город Иоанна Кронштадтского. Сам город, конечно, современный, но, как говорит народное предание, город берет свое начало от поселка Красный Ключ (или Святой Ключ), который до сегодняшнего дня находится на берегу Камы. В свое время знаменитые елабужские купцы Стахеевы приглашали посетить эти места Иоанна Кронштадтского. Он неоднократно посещал Стахеевых, в том числе бывал в поселке Красный Ключ, где был Казанский храм (там у них было имение, летняя резиденция).
То есть Иоанн Кронштадтский бывал в этих местах, молился. Мы считаем, что он покровитель этого края. Наверное, он так хорошо помолился, что со временем был построен город Нижнекамск. И сегодня святой Иоанн Кронштадтский очень глубоко почитается на этой земле. Поэтому если кто-то вдруг окажется в поселке Красный Ключ, скажу, что там очень красивое место: высокий берег, источники, пристань, набережная. Там правда очень красиво. Не зря купцы Стахеевы выбрали это место для своей дачи. Там надо побывать и помолиться на подворье. Там есть храм Казанской иконы Божией Матери, подворье в честь Иоанна Кронштадтского. Так что жизнь в епархии некоторым образом с ним тоже связана.
Владыка, спасибо Вам большое за такой искренний, теплый и радостный разговор.
Записали:
Нина Кирсанова
и Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником – со Святой Пятидесятницей! С рождением Церкви Христовой, с сошествием Духа Святого на апостолов, а через апостолов – на всех, кто становится членом Церкви.Вот давайте вдумаемся: Господь пришел в мир, учил народ, страдал, умер, Воскрес – казалось бы, история на этом закончена. А мы верим – так же, как верили святые апостолы, как верили все поколения православных людей, от создания Церкви и до сего дня, – в то, что Господь, уйдя из этого мира видимым образом, в Духе Святом, в третьем Лице Святой Троицы присутствует в жизни Церкви. Несмотря на человеческие слабости, в том числе служителей церковных и православных правителей, как бывало и во времена православных империй, несмотря на все то, что человек грехом привносит в жизнь Церкви, ее благодатные силы от этого никак не ослабевают. Церковь остается Церковью, а если кто и поколеблется, то отсекается от тела церковного и ему уже не принадлежит.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.