Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (1301) → Священник Димитрий Данилов: Женщина может совершать великие дела

Священник Димитрий Данилов: Женщина может совершать великие дела

№20 (1301) / 19 мая ‘25

Беседы с батюшкой

Мы разговариваем с Вами на неделе, посвященной святым женам-мироносицам. Что интересно, Христа на протяжении всей Его земной жизни в основном окружали мужчины – апостолы, фарисеи, книжники, первосвященники. Но именно женщины первыми узнали радостную весть о Его Воскресении. И в эти дни мы особо вспоминаем не только тех женщин, которые пришли ко гробу Господню и узнали, что Христос Воскрес, но и чествуем всех наших женщин, особенно служащих в храмах, помогающих в церковном быту, присутствующих на богослужениях, в том числе и тех, кто помог в советские годы Церкви выстоять, тех, кто помогает Церкви сейчас.

Как Вам кажется, чем сейчас может заниматься женщина в Церкви? Учитывая, что священники, епископы, диаконы, алтарники – мужчины. Что остается женщинам?

– По моим наблюдениям, женщины очень хорошо выполняют кропотливейшую работу, ту, которую мужчины сделать просто не в состоянии. Например, это работа в наших канцеляриях. В связи с многообразной деятельностью Церкви в настоящее время эта работа очень и очень сложная, это выстраивание взаимоотношений с внутрицерковными структурами, с теми же самыми вузами. Эта работа обязывает быть весьма пунктуальным, корректным. И этот труд берут на себя женщины − монахини, сотрудницы Московской Патриархии; женщины-мирянки, которые работают в наших епархиальных отделах, – и выполняют его прекрасно. Это очень высокое и очень ответственное служение. И дай Бог, чтобы к этому служению все, кто его несет, относились с большим почтением. Это недооцененная область участия женщин в жизни Церкви, она незаметная, но мы во всем на них полагаемся.

Наши казначеи, помощники старост, кадровое ведомство – весь этот труд несут на себе женщины, и если представить на минутку, что их нет, то, честно говоря, обрушится все то, что является непременным атрибутом современной жизни Церкви как юридического лица, как органа, который сообщается со множеством внецерковных структур.

Какое главное качество отличает женщин от мужчин? Почему у них в Церкви совершенно особое место и какая-то совершенно особая вера? Мы это видим даже в Евангелии, как мироносицы откликаются на весть о Воскресении Христа. Но и в советские годы мы видим, как именно женщины во многом вытягивали Церковь, спасали ее, несмотря на то что был епископат, духовенство, которое продолжало служить, которое часто подвергалось гонениям. Но понятно, что без прихожан, коими в то время преимущественно были женщины, Церковь бы тогда не выстояла. Но что давало силы? Что вообще мотивировало наших женщин к этому?

– Я бы тут вспомнил ваши слова, сказанные в самом начале передачи. Вы тогда сравнили мужчин, которые вроде только что были вокруг Христа – и внезапно после Его распятия исчезли, и женщин, которые были незаметными и вдруг выступили на первый план. И кроме слова «вера» я бы здесь еще употребил слово «верность». Вот в этом – колоссальное преимущество женщин перед мужчинами. Конечно, я немножко обобщаю, но верность, приверженность, неотступность очень важны в сохранении и веры, и устоев Православной Церкви, в сохранении церковного Предания, что немаловажно. Это то, что отличает женщин. И второе, что их отличает от мужчин, – это тщательность.

С одной стороны, Евангельское слово «тщание» означает «быстроту», и это тоже имеет место, потому что мужчины – тугодумы. Женщины в этом смысле легки на подъем, это тоже немаловажное их свойство. И действительно, были женщины, которые, возможно, не подвергаясь тем репрессиям, которым подвергалось духовенство, сохраняли предание Церкви, церковный уклад, во многом способствовали тому, чтобы не некое, условно говоря, обновленчество пришло в Церковь, а сохранились традиции прадедов.

Сколько епископов говорят о том, что их наставниками были монахини. Кто-то говорит о той или иной монахине как о своей духовной матери. Да, мужчин либо призывали в армию, либо еще какие-то обстоятельства были, то есть мужчины оказывались гораздо более уязвимыми перед лицом государственной машины, чем женщины. И, наверное, это бесстрашие и, возможно, некая ненаказуемость женщин позволили им прийти ко гробу Христа Спасителя, не боясь, что им что-то за это будет. И вот любовь, верность и в то же время относительная защищенность мнимой немощью пола дают женщинам возможность совершать великие дела. И не в последнюю очередь великие духовные дела.

Да, это замечательная мысль. Ведь в последние десятилетия очень много тенденций к тому, что женщина должна быть сильной, что она должна быть равной мужчине, занимать мужские должности, иметь мужские профессии. Хотя, может быть, именно на женщинах в наибольшей степени осуществляются слова апостола Павла, что сила в немощи совершается. И жены-мироносицы пошли ко гробу, узнали весть о Воскресении Христа, хотя слово «женщины» в иудейскую эпоху ничего не значило и необязательно было ему верить просто потому, что социальный статус у женщин был таков. Тем не менее Бог выбирает немощное мира, чтобы посрамить как раз сильное, этих мужчин, учеников Христовых, которые пошли проверять слова жен и ничего не поняли, стали думать.

– Да, обстоятельства Евангельские именно таковы. Мужчины стали сопоставлять, как, почему и что случилось. Не было веры, а был анализ, который не привел к каким-то значимым результатам.

За неделю до жен-мироносиц мы вспоминали апостола Фому. Этот человек целую неделю что-то анализировал, пытаясь понять, как апостолы увидели Христа. Как это возможно, чтобы Христос Воскрес? Ему нужно было обязательно удостовериться, потрогать Христа. Хотя надо отметить его силу веры, отметить то, что он не ушел ни от апостолов, ни от Церкви, он сомневался, но остался.

– Да, при всем его аналитическом уме вера в нем действительно была, а сомнения его были обусловлены как раз аналитическим складом ума. И, самое главное, Христос явился ему не только для того, чтобы его лично укрепить, а для того, чтобы его вера могла убедить окружающих, не только отдельных людей, но и целые страны, куда он шел потом с благовестием Христовым. Неизвестно, заслужил ли бы хоть один сомневающийся человек пришествие Христово в его жизнь. Хотя и такое тоже случается.

Да, и для нас он теперь свидетель, который своими руками смог удостовериться в Воскресении Христовом, и это свидетельство он передал и всем нам, и всем Церквям и странам, которые посетил, общинам, которые основал.

Вернемся к теме женского служения. Как Вы думаете, почему в последние десятилетия нарастает тенденция к тому, что женщина должна быть равной мужчине, должна быть сильной, должна быть, как мужчина? Это при том, что женщины и мужчины разные даже в своем мировосприятии. Тогда зачем стремиться к тому, чтобы быть одинаковыми?

– Мне кажется, в Советском Союзе гораздо раньше, чем в западной традиции, женщина получила возможность осваивать те специальности, которые изначально считались мужскими, получила возможность работать на таких постах, которые, например, во времена Российской империи были ей недоступны. У нас женщины и 10, и 30, и 50 лет назад занимали весьма высокие посты. Но, как Вы правильно сказали, женщина в этом положении, играя роль мужчины, становится более уязвимой, чем в том исконно женском состоянии немощи и слабости. Психологически можно сказать, что у нее уходит хороший манипулятивный рычаг. Ведь ее сила именно в женской немощи, в женском естестве. И это некая наигранная, как мне кажется, проблема. Это там, в западных странах и Америке, в 1970-е годы еще шла борьба с расизмом. То есть западные государства отстали от нас в вопросах привлечения женщин в том числе к управленческим постам, к серьезным научным достижениям и так далее.

Все-таки в Советском Союзе женщины не страдали от ущемления их прав, но опять же это влекло за собой, как мне кажется, и те демографические проблемы, которые по сию пору мы пытаемся разгрести. И это серьезный вопрос.

На неделе, посвященной женам-мироносицам, мы вспоминаем не только их, но и великомученика Георгия Победоносца, а в конце недели отмечаем День Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник в контексте пасхального совпадения – тоже повод вспомнить о том, какую роль женщины сыграли в годы войны и продолжают играть. Каково значение и какова была миссия женщин в те годы? Что Вы об этом знаете? Может, у Вас есть какие-то истории о женщинах, которые принимали участие в войне?

– Да, участие их было очень значимым. Хотя среди мобилизованных, а это 31,5 миллиона граждан СССР, если мне не изменяет память, женщин было полмиллиона. Но они занимали те участки, где мужчины просто бы не справились, потому что у них нет тех свойств, о которых мы прежде говорили, а во-вторых, мужчин просто не хватало. Говоря в процентном соотношении, 500 000 – это серьезная величина, она в ходе войны стала неким рычагом. Было несколько призывов женщин в годы войны, мобилизационных призывов разных возрастов: сначала щадили самых юных, тех, у кого дети поменьше, а потом уже мобилизация требовала притока новых сил.

Говоря о возрасте, я просто всем даю пастырский совет: представьте, что вы живете лет сто. Вот с этим размахом нужно жить – лет на сто. Тогда вы совершите в своей жизни что-то великое и очень полезное, не ограничиваясь этим временем, этими обстоятельствами, потому что через год-два они будут другие. И вы будете другими.

Я имел честь, счастье и радость быть знакомым с Анастасией Георгиевной Гудковой – ефрейтором, ветераном войны, которая упокоилась ровно сорок дней назад в возрасте 101 года. При этом она была в доброй памяти, в очень глубокой вере и всегда очень стеснялась, что к вере пришла только в последние тридцать лет.

Это я еще к чему говорю? Бывает, у человека зреет вопрос веры и не может реализоваться, как нам кажется, вовремя: «Ему уже сорок лет, а он еще не крещен» – вот такой подход. Господь Милостив, Великодушен и Велик. Он через это малое в людях, что в них есть, великое показывает.

Анастасия Георгиевна, воцерковившаяся всего лишь 30 лет назад, являла удивительный пример смирения, простоты, который для многих просто недостижим. Я причащал ее несколько раз в году, всегда навещал в большие посты, в день рождения тоже старался. Она уже из дома не выходила, хотя передвигалась, слава Богу, все было благополучно, но в храм выходить не рисковала, что доставляло ей немалую грусть. Чтобы эта грусть смягчалась, я ее посещал. И она, конечно, удивлялась, что их в семье было, если мне не изменяет память, семь человек, но она единственная дожила до такого возраста. Мама и папа ушли в более раннем возрасте. Ее папа воевал в империалистическую войну, как она выражалась. Это Первая мировая война. Она говорила: «Батюшка, какой же я ветеран? Я же не воевала, у меня оружия в руках отродясь не было». Она имела звание ефрейтора, служила в ПВО. Говорила: «У меня техникум был, хорошо считать умела. На листочке рассчитывала координаты для наших зениток». То есть она спасала жизни людей, которые могли погибнуть под бомбардировками, в первую очередь нашего города Москвы, служила в дивизионах ПВО и была расчетчиком траекторий и прочих моментов, которые были необходимы нашим артиллеристам для защиты нашего неба. Вот ее служение. Еще раз скажу, что тщательность, какая-то микроскопичность, внимание к деталям – это то, что позволяет женщинам совершать великие дела. Анастасия Георгиевна, на мой взгляд, была великим человеком. Тот, кто с автоматом в руках, – спасет жизни десяти своих сослуживцев или той деревни, которая за ним, а многоэтажные уже в то время дома Москвы вмещали гораздо большее количество людей. Да и город и его население – это огромная мишень. И идеологическая, и с точки зрения народонаселения.

Этот подвиг простой женщины, девочки, можно сказать – это великое в малом. Маленькая, щупленькая женщина, худенькая – и она защищала нас с вами, чтобы мы могли прийти в мир, родиться, жить в этом городе благополучно.

Я уверен, что и сейчас женщины, такие же маленькие, хрупкие, на полях сражений нынешней войны совершают свое служение с не меньшей пользой и с не меньшей необходимостью в их нахождении там, чем это было в те годы, о которых мы сейчас вспоминаем к 80-летию Победы.

Кроме того, женщины служили и в медицинских частях, что, наверно, одно из самых важных направлений для женщин: сколько жизней спасено врачами, медсестрами, которые вытаскивали раненых бойцов с полей... Служили они и поварами. Были те, кто работал в ПВО и во многих других воинских частях.

Но для нас еще важен вот какой момент. Если Вы говорите, что она пришла к Богу тридцать лет назад из своих ста, то как мы оцениваем ее служение в годы Великой Отечественной войны с христианской точки зрения? Что это было? Дела веры, еще не до конца постигнутой, к которой она в будущем пришла, как в Книге Деяний у Корнелия Сотника. Он был добрым человеком, сделал много добрых дел, но при этом не был верующим, не был христианином, и тогда ему явился ангел и сказал: «Позови апостола Петра, он тебе расскажет то единственное, чего тебе недостает»? Или же это что-то другое?

– Это на самом деле та благодать, которая передалась через воспитание. Потому что о Церкви в те годы говорить было сложновато.

Моя бабушка, которая скончалась в возрасте 93 лет, была учительницей, но трудилась на трудовом фронте – строила укрепления, защищавшие Тульскую область от захватчиков. И она вспомнила эпизод из 30-х годов. Ее мама пришла с родительского собрания и начала куда-то убирать иконы. Дети спросили ее: «Мама, как же так?» Она сказала: «Деточки, я говорила с вашим директором, он сказал, что так для вас будет лучше». Просто не стала объяснять ничего. Моя бабушка пришла к Богу только в последние годы своей жизни, когда я уже стал священником, а она преодолела какой-то, может быть, стыд Исповеди, доверилась, видела, как я служу, что делаю. Это очень тонкий момент.

В жизни Анастасии Георгиевны была любовь родителей. Она вспоминала, что родители даже не ругались никогда. Они растили детей с той благодатью, которая была еще с имперских времен. Вот эта жертвенность, преданность, все христианские добродетели без лишних слов о Самом Христе впечатывались в сознание детей.

А сейчас у нас, знаете, большая проблема: мы говорим о Христе, но не можем демонстрировать такой яркий и одновременно непринужденный пример христианской жизни. Мы все скатываемся к миру, к тому, что в мире, что призывал нас ненавидеть, можно сказать, апостол Иоанн Богослов. Этот диссонанс, который дети наблюдают в своих родителях, едва воцерковившихся те же самые тридцать лет назад, в 90-х годах, не позволяет нам объективно ожидать пока что (конечно, по благодати Божией все возможно) от наших детей таких же подвигов. Вот эта проблема очень большая.

Анастасия Георгиевна знала, что ее отец воевал, защищал Родину, и для нее было абсолютно естественным защищать Родину. Но это мы сказали о той, которую я знал доподлинно, слушал ее разговоры и по которой буду совершать панихиду сорокового дня.

Но мы с вами говорим еще о других людях... Мне недавно попалась публикация о трех монахинях, защищавших Родину. Они в тот момент не были монахинями. Наталья Малышева, монахиня Адриана, была разведчицей, защищала Родину с оружием в руках, совершала рейды в тыл врага с огромным риском для своей жизни. Чудеса случались в ее жизни неверующей девушки. Потом она, к слову сказать о Бауманском университете, была одной из конструкторов наших ракетных комплексов. Она получила знания, опыт, что позволили и дальше ей продвигать престиж и обороноспособность Родины. И в более-менее последние годы жизни она приняла монашеский постриг и уже несла подвиг духовный.

Монахиня София (Ошарина) была связисткой. А связисты – это тоже огромный риск. Какое-то время она была стрелком-радистом, а не просто радистом. Это уже подвиг более тонкий, более связанный с техникой, с неким искусством – не только с храбростью, опытностью и, может быть, физической выносливостью.

Монахиня Любовь (Дмитриева), тоже ставшая монахиней в последние годы своей жизни, была санинструктором. Но у нее был так называемый бэкграунд духовной жизни, потому что ее родственницы были монахинями в разных монастырях в довоенное время. Ее вера, любовь к людям помогали ей спасать огромное количество жизней, когда она была медиком, мединструктором, врачом, медсестрой и так далее.

Можно сказать, что эти женщины объяли все рода служений и в последние годы своей жизни пришли к самому яркому выражению веры – монашеству. Цельность натуры тех, кто приходит в монастырь, способствует защите родных, близких, да и, наверное, всего мира от стрел лукавого.

Отец Димитрий, прошу у Вас итогового слова напутствия в эти светлые пасхальные дни в преддверии Дня Победы, в Неделю жен-мироносиц для наших телезрителей.

– Я хочу всех поздравить с этим величайшим праздником и пожелать женщинам смелости, основанной на вере. Если таковая смелость будет, она будет не безрассудной, но конструктивной, плодотворной и дающей поразительный пример того, что великое может совершить и женщина в этой жизни.

Записали:
Полина Митрофанова
и Анна Топорова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс