Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1299) → Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим: Время для торжества

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим: Время для торжества

№18 (1299) / 5 мая ‘25

Архипастырь

После одного из прошлогодних наших пасхальных интервью мне мои знакомые, наши телезрители говорили о том, что мы обсуждаем богословские проблемы, а людям хочется найти ответы на простые, бытовые вопросы. Поэтому сегодня поговорим о том, что хотят узнать люди о Пасхе и ее традициях, обсудим вопросы в основном сугубо практические. Назовем так: 10 самых популярных вопросов о Пасхе.

Не секрет, что многие бывают в храмах два раза в год – на Рождество и на Пасху, может быть еще на Крещение зайдут за водой. На самом деле стоит ли стараться попасть на Пасхальную ночную службу? Ведь по утрам в крупных храмах тоже совершаются литургии, на которых присутствует уже меньше людей, и кому-то, может быть, даже удобнее с утра прийти в храм.

– Сложно ответить на этот вопрос. Для этого мы и служим две или три литургии в храме, чтобы у каждого был выбор. И нельзя сказать, что первая Литургия – самая важная и главная, а следующие – второстепенные. Нет, они все имеют одно и то же значение, это одно и то же богослужение. Но приведу такой пример из детства. Часто бывает так, что родители ходят в храм на ночную службу, а детей берут на это богослужение с определенного возраста, постарше. И для ребенка это в некотором роде определяет степень его взрослости, это как такое церковное совершеннолетие, к которому ребенок всегда стремится.

Ко мне, когда я был священником, обращались многие родители с вопросом, когда можно ребенка брать в храм на ночную службу, потому что дети просятся. В этом плане, безусловно, Пасхальная ночь – центр всех событий. Этот крестный ход, первый возглас священника: «Христос Воскресе!» и ответ ему всем храмом: «Воистину Воскресе!» создают особенную, незабываемую атмосферу, которую, конечно, воспроизвести на более поздних литургиях бывает очень сложно, потому что там уже служит один священник и диакон. И в плане атмосферности служба в Пасхальную ночь всегда оставляет незабываемые впечатления, особенно когда впервые посещаешь это богослужение.

Наверное, ночная Пасхальная служба для христианина – это уже некая традиция, особенно у нас, в наших русских храмах. Ведь у нас совершается торжественный крестный ход, именно у нас в храмах священники меняют облачения, и это тоже вызывает неподдельный интерес. Именно у нас есть такая замечательная традиция общего пения «Воскресение Христово видевше», «Христос Воскресе» и многое-многое другое. Это все создает и внутреннее приподнятое состояние у человека, и внешнюю праздничную атмосферу. Пасхальную ночную Литургию никакие другие службы не могут заменить.

Важный вопрос – Причастие на Пасху. В дореволюционной России не было традиции причащаться на ночной службе. Все в Великий Четверг старались поговеть и причаститься. Сейчас по-другому. С одной стороны, конечно, мы понимаем, что Пасха – это праздников Праздник, люди ждали весь Великий пост, готовились. С другой стороны, в храме столпотворение, и спокойно исповедоваться люди не могут. Как лучше поступить? Причаститься на ночной Литургии, несмотря ни на что, или отложить Причастие, например, на один из дней Светлой Седмицы?

– На этот вопрос отвечу более пространно. Я думаю, здесь мы вообще не должны ориентироваться на дореволюционную Россию. В синодальный период было искаженное суждение о Причастии, тогда были определенные дни и посты, когда все причащались, а в остальное время – только болящие и скорбящие. Конечно, Литургия служится для того, чтобы люди причащались. Вот представьте, мы приходим в храм и слышим: Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов… Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов, – а мы не приступаем к Чаше, то есть этот призыв Божий оставляем без внимания.

А он ведь обращен ко всем.

– Хотя он обращен ко всем присутствующим. Поэтому, безусловно, человеку можно причащаться несколько раз и в Страстную седмицу, и в Светлую. Единственно, что нужно помнить: есть время для покаяния, а есть время для торжества. Нельзя на Пасхальной службе приступать к генеральной Исповеди, исповедоваться от детских лет. Все это нужно было сделать в Великий пост. А сейчас нужно покаяться только в тех грехах, которые тебя на данный момент тревожат, и без всякого сомнения приступить к Чаше. И это будет, наверное, самым главным событием всей Пасхальной ночи.

Не такой практический вопрос, но тоже многих волнующий, – Туринская плащаница. В это полотнище, которое уже много веков хранится в Турине, в Италии, по преданию, было обернуто Тело Христово при Его погребении. И на нем отпечатались Тело и Лик Спасителя. Как к ней относиться? Сомневаться в подлинности плащаницы, ведь не значит сомневаться в Воскресении Христа?

– Однозначно. Дело в том, что, к сожалению, у нас, особенно в средневековье, было столько копий различных артефактов, что сейчас очень сложно что-то назвать подлинным, а что-то ложным. Все-таки Туринская плащаница хранится не в музее, а в институте, который занимается ее изучением, и много трудов было издано на эту тему. Наверное, самое важное в вопросе исследования ее подлинности то, что на ней видят отображение Лика Христа Спасителя, потому что если на нее просто смотреть, то никакого отображения Лика Спасителя не увидишь, на самом деле. В общем-то (я могу ошибаться, поэтому прошу меня заранее извинить) – это все-таки негатив, то есть как будто некая фотография, которая отобразилась на полотнище. И когда мы смотрим на само полотно, мы на нем ничего не увидим. А вот когда мы делаем фотографию этого полотна, то там фактически отображается позитивный лик, очень похожий на Лик Спасителя. И институт изучения Туринской плащаницы сделал выводы о том, что само Воскресение по его физической природе было настолько необычайным для человеческого мира событием, что Тело прошло как бы через полотно, и какое-то яркое свечение, которое при этом было, оставило негативное отображение Спасителя на этом полотне.

Не могу сказать, я не физик, возможно ли это изображение каким-то образом воспроизвести в средние века. Сейчас, я думаю, воспроизвести можно все, что угодно. Но вряд ли в средние века это возможно было сделать, потому что тогда еще и фотографии не знали. Этот факт я привожу в качестве одного из доказательств подлинности Туринской плащаницы. Сейчас уже различные анализы в институте проводят, которые говорят о том, что сама льняная ткань плащаницы действительно соответствует тому, какие ткани производились в первом веке по Р.Х. Те травы, которые там находят в микрочастицах, они соотносятся с тем периодом и той страной, где Христос жил и Воскрес. По этим исследованиям издано уже довольно много литературы, она переведена на русский язык, и ее можно почитать.

Но однозначно хочу сказать, что, как и почитание Туринской плащаницы, так и совершенно ровное или негативное к ней отношение никак не сказываются на том, что мы искренне верим в Воскресение Христово.

Ну и, наверное, невозможно было бы собрать самые популярные вопросы о Пасхе и не спросить о пасхальный снеди, потому что это всегда вызывает особый интерес. Обязательно ли освящать ее в храме?

– Дело в том, что у православных христиан, особенно у русских православных христиан есть традиция все освящать. Мы начинаем строительство дома с освящения территории, заканчиваем строительство дома – и освящаем сам дом. Мы освящаем плоды урожая, то есть мы собрали яблоки, и мы их освящаем, собрали мед, собрали урожай пшеницы, – и их освящаем. Так что и пасхальная трапеза имеет тоже сакральный смысл. Он идет от иудейской традиции заклания агнца, вкушения четырех чаш вина, каких-то горьких трав. У нас что-то подобное происходит на Пасху, когда мы разговляемся. Что является ярким символом Пасхи? Крашеное яйцо. У нас есть предание о Марии Магдалине, которая пришла к императору Тиберию, принесла ему яйцо как символ новой жизни и сказала, что если у нее в руках это яйцо станет красным, то Воскресение Христово совершилось. И оно действительно стало красным. Собственно говоря, Мария Магдалина – одна из немногих женщин, которая у нас считается равноапостольной. Теперь и мы красим яйца, печем куличи, готовим творожную пасху и потом все это приносим освящать в храм. Это тоже, как и ночная Литургия, некое действо, которое сопровождает Пасхальное торжество. То есть мы отстояли службу, освятили снедь, пищу и идем домой, чтобы разговеться.

Никто не говорит о том, что эта пища стала теперь святой и к ней надо как-то сакрально относиться. Но это очень добрая традиция, когда мы первую нашу трапезу после долгих дней поста освящаем в церкви. Я думаю, что для семьи очень важно совместно готовиться к празднику, вместе выпекать куличи, красить яйца. Сейчас, к сожалению, эта традиция утрачивается, но ребенку всегда интересно и увлекательно самому расписывать яйца, украшать куличи. И то, что он вкладывает душу, изготавливая эти пасхальные атрибуты, а потом идет с родителями в церковь и освящает их, очень запоминается. Я думаю, что в этом есть хороший воспитательный момент.

Куличи, творожная пасха, уже сваренные и покрашенные яйца сейчас есть во многих магазинах. И даже на некоторых из них есть надпись, что продукция освящена. Можно ли этому верить, или все-таки хорошо бы самому принести ее в храм для освящения?

– Здесь я не могу ничего сказать, только повторю: совместная подготовка к празднику – это в большой степени воспитательный момент, потому что мы храним свои семейные традиции и приходим в храм в том числе для того, чтобы освящать и какие-то этапы своей жизни, и какой-то свой труд, то что сделали своими руками. Конечно, не у всех получается самостоятельно выпекать куличи, не все умеют стряпать, но уж по крайней мере покрасить яйца луковой шелухой в нашей старой деревенской русской традиции сможет каждый, а это очень важно. И замечательно, когда это делает вся семья вместе, особенно когда в этой семье есть маленькие дети.

И, безусловно, все-таки соблюсти традицию, прийти в храм и освятить снедь, наверное, лучше, чем заказать доставку освященного кулича и пасхи.

А у Вас есть любимый способ украшения яиц?

– До 1990-х годов я и не знал больше никаких способов окрашивания яиц, кроме как в луковой шелухе. Традиционно у нас в семье всегда луковую шелуху собирали в огромном количестве. Я еще даже помню период, когда в чугунках это все варилось, в это огромное количество луковых перьев погружали яйца. Они, в зависимости от того, насколько долго варились, приобретали совершенно разный оттенок, от нежно-рыжего до темно-коричневого. А пищевые красители появились позже, потом уже стали появляться какие-то наклейки, и чего сейчас только нет!

Но знаете, раньше в соцсетях очень много было различных мастер-классов, как разукрашивать пасхальные яйца с детьми. Я считаю, что это одна из самых лучших семейных традиций подготовки к празднику.

А какое-то любимое блюдо пасхального стола есть у Вас?

– В последнее время пасхальные столы вообще перестали мне нравиться. Наверное, это связано с возрастом, потому что, пройдя длинный пост, находясь в сане архиерея, я в течение всей Светлой Седмицы посещаю много городов нашей области, встречаюсь со многими людьми, и каждый хочет как-то угостить, как-то приветить. Это может вызвать дискомфорт, а потом и болезнь желудка. Поэтому в последние годы я стараюсь, чтобы разговение было очень разумным и очень постепенным. Честно сказать, все чаще прихожу к выводу о том, что нужно есть растительную, скоромную пищу. Она более полезна для человека под 50 лет.

Во многих местах в Пензе, в других городах и селах ребятишки ходят в Пасху по домам, славят Воскресшего Христа. Кто-то с радостью открывает им дверь, угощает в благодарность конфетками. Кто-то жалуется, что их разбудили, а они только с ночной службы пришли. Кто-то просто не празднует. Вы к этой традиции как относитесь?

– Я бы сказал, что эта традиция частично уже утеряна. Вообще, в западных и южных областях нашей Российской империи, особенно до революции, в Пасхальные дни не только детишки, но и священнослужители ходили по домам, служили особые Пасхальные молебны, поздравляли всех с Пасхой. И люди считали за счастье, что их дом посетили незнакомые им люди, радующиеся о Воскресшем Христе. Здесь, наверное, все зависит от отношения к самому празднику и к христианству в целом.

Я считаю, что, когда к тебе пришли незнакомые люди, поздравили с праздником, похристосовались с тобой, то эта радость может быть даже более яркой, чем эмоции от посещения Пасхального богослужения. Потому что в этих детях нужно видеть присутствие Самого Христа, Который говорил: алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; ... Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим – и напоили…». И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

В таких славильщиках нужно видеть того, кто идет от имени Христа.

День Пасхи как лучше провести?

– Мы с вами уже условились о том, что все-таки главное – Пасхальное ночное богослужение. Традиционно люди приходят домой, редко сразу после службы садятся за стол разговеться, потому что устали. Поэтому съели яйцо и легли спать. А утром просыпаются и собираются всей семьей. И вы знаете, чего нам, наверное, не хватает в наших семьях? Провести хотя бы один этот день, посвятив его именно Воскресению Христову. Стараться прочитать что-то об этом Евангельском событии, может быть, открыть детскую Библию, у нас есть масса рассказов, в том числе и наших классиков о Воскресении Христовом. Да просто сделать другому человеку доброе дело. И вот это и будет самым главным, что мы можем сделать в день, посвященный Воскресению Христову.

А ведь в событии Воскресения есть некая тайна. Даже в Евангелии сам момент Воскресения не описан, никто его не видел. О Благовещении, Рождестве, распятии Иисуса Христа пишут евангелисты. А о Воскресении – нет. Может быть, действительно его невозможно понять умом и описать словами?

– Я думаю, да. Потому что Господь все то, что нужно, нам открывает. А то, что для нас сокрыто, то, скорее всего, будет непонятно человеческому разуму. Как апостолы могли это описать? Они этого не видели. Жены мироносицы были свидетелями только того, что, придя ко гробу, увидели ангела, который сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он Воскрес. Как, каким образом это произошло? Это однозначно было сверхъестественным событием, и мы косвенно это понимаем из тех мест Евангелия, где Господь является ученикам. Они Его не сразу узнали, лишь уже после каких-то Его действий увидели в Нем Христа, а до этого они видели в Нем простого человека.

Вот представьте себе, Мария Магдалина стоит у гроба и плачет, к ней является Христос и говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. И когда только Он называет ее по имени, тогда только Мария говорит: «Учитель!», узнавая в Нем Христа.

Иисус явился ей в Своей преображенной природе, сказав: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему. То есть Он все эти 40 дней до Вознесения уже не жил Своей обычной жизнью, как это было прежде. Он являлся ученикам, иногда по несколько раз в день, и сама природа Его Воскресения говорит о том, что это было Воскресение в Своем теле, то есть во гробе ничего не осталось, никаких останков, ничего того, что напоминало бы тело человека.

Но загадка нами будет разгадана только тогда, когда Господь нас воскресит во Втором Своем Пришествии, только тогда мы сможем понять, как это было.

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Сила Божия простирается на тех православных людей, которые отстаивают свою веру и защищают духовные ценности своего народа

Ваше Святейшество, Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Патриарх Сербский, дорогой брат и друг!С особым чувством приветствую Вас сегодня в обители преподобного Сергия. Рад возможности сослужить с Вами и вместе с нашим благочестивым народом возносить Господу молитвы, в том числе и о братском сербском народе – наверное, из всех народов самом близком к русским по культуре, да и по истории, особенно если говорить о самых сложных и трудных ее этапах.

 
Архипастырь

Епископ Каскеленский Геннадий (Казахстан): Пасха

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс