Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Один известный религиовед, отвечая на вопрос, какие духовные упражнения он предпочитает, чаще всего отвечал, что предпочитает делать подчеркивания в книгах. Знаете, наверное, среди всех духовных упражнений это самое доступное и очень мне близкое: я не умею читать книги без карандаша. Наверняка эта привычка многими будет порицаема, но мне очень важно подчеркивать наиболее значимые мысли, иногда даже просто слова великих мыслителей, с которыми я беседую через книгу, пытаясь их понять.
Надо сказать, что наша важнейшая книга – молитвослов – иногда тоже требует карандаша. В качестве простого духовного упражнения я бы посоветовал открыть молитвослов (например, утренние молитвы) и, внимательно прочитав текст, подчеркнуть те места, где говорится о нашем уме, о работе над своими мыслями. Оказывается, мы все это время, на протяжении многих лет, молились не только о том, чтобы Господь простил наши грехи, проступки и присмотрел за нашими близкими, но прежде всего очень настойчиво просили, чтобы Господь просветил наши мысли, наш ум. Оказывается, это очень важно.
Молитва, по словам великих делателей молитвы, – это труд умный, труд для умных людей, если хотите. Требуется много ума, сосредоточенности, внимания, чтобы действительно научиться молиться. Это великое искусство не всем дается. Немногие могут похвастаться успехами на этом поприще. Самый первый жест, самое первое дело на этом пути – внимательное чтение тех молитв, которые мы ежедневно произносим. Святитель Игнатий (Брянчанинов) именно такое наставление давал новоначальным монахам. Он говорил: возьми молитвослов или Канонник и просто внимательно читай, без всяких мыслей, чувств. Иногда бывает, мы пытаемся выбить из себя какую-то покаянную слезу, или настроиться на умилительные чувства, или изобразить на лице знак умиления или особой покаянной угрюмости. Нет. Как говорит святитель Игнатий, нужно просто внимательно читать. Первая ступень молитвы, оказывается, – просто внимательное чтение, не рассеянное. Даже это очень сложно сделать.
Если мы возьмем карандаш и начнем читать утренние молитвы, то в первых тропарях, в самом начале молитвословий увидим упоминание об особом воздействии благодати на наш ум. Мы молимся: «От одра и сна воздвигл мя еси, Господи, ум мой просвети и сердце». Оказывается, очень важно, чтобы Господь не просто сердце просветил (об этом мы просим, когда читаем 50-й псалом: сердце чисто созижди во мне, Боже), но и ум. Почему это важно? Почему в молитвах так настойчиво говорится о просвещении ума?
Самую первую молитву, которую многие знают наизусть («От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице…»), мы начинаем с благодарности, что совершенно естественно. Вообще, фундамент молитвы – именно благодарность. Все остальное, покаяние или прошение, – это уже вторичные вещи, происходящие от благодарности. Мы читаем: «И ныне просвети мои очи мысленныя». Снова говорится об уме. Значит, очи мысленные у нас как-то затемнены, запорошены, что-то с ними не так. Видимо, есть какая-то житейская бытовая глупость, которая делает людей близорукими. Мы это видим сплошь и рядом, даже в своих поступках. Особенно застигнутые врасплох каким-то чрезвычайным событием, мы иногда демонстрируем просто вопиющую, невероятную глупость. И мы просим Господа, чтобы Он избавил нас от этой глупости, просветил очи мысленные. Оказывается, очень важно держать мысленные очи открытыми, светлыми.
Мотив света и просвещения присутствует практически в каждой молитве. Мы даже называем Господа: Свете Тихий. Особенно в день Богоявления (Крещения) Господня очень часто звучит мотив явления света: явился Свет Неприступный, Который просвещает очи мысленные, просвещает, просветляет ум.
То есть христианин должен бежать от глупости как от греха. Имеется в виду не та глупость, которую мы иногда отождествляем с какой-то непрактичностью, например. Есть глупость метафизическая, глубинная. Глубинную близорукость, прибитость к земле нашей мысли – вот что имеет в виду автор молитвы.
Далее – молитва святителя Василия Великого. Он был не только величайшим богословом, но еще и вдохновеннейшим поэтом, составителем Литургии, что совершается по воскресным дням Великим постом и в особые праздничные дни несколько раз в году. То есть это очень редкое событие. Поэтому молитвы из Литургии Василия Великого тоже можно внимательно перечитать с карандашом в руках. Это очень полезное духовное упражнение.
Так вот, в молитве Василия Великого «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти…» мы читаем: «И даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим пришествия светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына».
Наше житие проходит в ночи, оно покрыто ночью, мы бродим в сумраке. Поэтому нам нужно не только бодренное сердце. Кстати, это важнейшее прошение, особенно для христиан, которые считают, что верующий должен быть непременно угрюмым, забитым, слегка депрессивным, с каким-то налетом скепсиса и разочарованности. Нет. Мы просим у Господа бодрого сердца и трезвенной мысли. Это тоже важнейшее прошение. Без трезвой мысли невозможно пройти эту ночь бытия. Бодрое сердце и обязательно трезвая мысль!
В следующей молитве святителя Василия Великого мы читаем прошение: «Темже молим безмерную Твою благость, просвети наша мысли, очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави». Мрак нашего материального, земного, дебелого жития нагоняет тяжкий сон лености на мысли, на ум, и мы просим, чтобы Господь дал бодрость нашему уму.
В следующей молитве (чудесной, очень лиричной) ко Пресвятой Богородице первое прошение к Царице Небесной звучит так: «Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати». То есть не просто просвети, но сделай ум благодатным. Потому что мало быть смышленым парнишкой, начитанным мужем, но очень важно, чтобы благодать Божия коснулась ума, чтобы основание трезвости нашей мысли было в Евангелии, в Царстве Небесном.
В молитве Пресвятой Богородице, которая завершает утреннее правило, говорится: «Отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления от окаяннаго моего сердца и от помраченнаго ума моего». Наш ум помрачен. В то же самое время мы просим, чтобы Она избавила нас от многих и лютых воспоминаний. То есть дала трезвую память, но избавила от лютых воспоминаний, которые тянут назад.
В молитве, завершающей покаянный канон, которую написал преподобный Исаак Сирин, есть строчка, я иногда читаю ее по четкам вместо Иисусовой молитвы. Рекомендую всем читать: «Возвыси мой ум к Тебе, долу поникший». Наш ум имеет склонность никнуть к земле, прибиваться к земному.
Если суммировать то, что мы просим у Господа в утренних молитвах, – все это сводится к этой простой фразе преподобного Исаака Сирина: «Возвыси мой ум к Тебе, долу поникший». Эту молитву я действительно рекомендовал бы читать иногда вместо Иисусовой молитвы. Например, идете по городу или куда-то едете, читайте про себя: «Возвыси мой ум к Тебе, долу поникший».
Нужно обращать особое внимание в утренних молитвах на просьбы о том, чтобы наш ум просветился, в конце концов заработал, и чтобы Господь избавил нас от метафизической глупости и религиозной близорукости.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.