Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наиболее тревожное, волнующее слово из церковного лексикона – «духовник». Как найти духовника? Как найти и как его потом «достать» – великая проблема, великий вопрос. Со второй частью православные люди более-менее справляются: духовников достают так, что они отправляются в Небесные обители, наверное, раньше назначенного им срока. А вот как найти духовника, духовного руководителя – большой вопрос.
В связи с объективными событиями нашей истории (во-первых, в связи с тотальной секуляризацией, которая накрыла всю планету и двигалась на протяжении не одного столетия; во-вторых, с оскудением духовной жизни; и, видимо, эти процессы между собой очень тесно взаимосвязаны) пропала преемственность и в монастырях, и в духовных школах. Так получилось, что те старцы, кто мог что-то передать, ушли, так и не дождавшись тех самых послушников и учеников, которые могли бы войти в их труд, как раньше выражались духовные писатели.
Если мы посмотрим на историю Оптиной пустыни, то легко проследим некоторую генеалогию старчества начиная с преподобных Моисея и Антония (они создали все условия для появления старчества), до Паисия (Величковского), потом от великих старцев, через Макария, Амвросия, Варсонофия, Нектария, – и дальше. Мы видим, что очень трепетно, очень трудно, но созидалась определенная школа старчества. Школа эта требовала большого труда, большого усердия.
Надо сказать, не все ученики этой школы смогли усвоить те уроки, что давали старцы. Для старцев очень важны послушники, то есть люди, способные молчать и слушать. Не случайно даже в античных философских школах, например, в школе Пифагора, жившего за пять столетий до Рождества Христова, уже был выведен простой закон для послушника: придя в этот философский монастырь, он давал обет пять лет молчать и слушать.
Представляете, только для того, чтобы научиться быть послушником, должны были пройти строгие пять лет труда. Не говорю уже о том, что человек переходил в ряд настоящих учеников. И это характерно не для христианской монашеской школы, а для античной. То есть существует некий универсальный закон ученичества. Это всегда труд. Это не легкий бег или легкая прогулка в альпийских лугах, а трудный и очень опасный путь восхождения.
Те страницы святоотеческих книг, где пишется о послушании, в наше время, во-первых, не находят читателя. Во-вторых, если и находят, то чаще всего читатель становится в позицию критика, находя рядом с собой немало публицистов и даже богословов, которые обрушиваются с лютой критикой и обличением в адрес древних отцов, называя труд послушника каким-то изуверством, унижением свободы личности, не понимая, что речь идет об очень серьезном, глубоком духовном упражнении, о многолетнем труде, и он на самом деле никак не противоречит свободе личности, а, наоборот, укрепляет человека в свободе, в поиске истины и, самое главное, знакомит его с самим собой.
Я бы сравнил труд старцев с работой хорошего педагога по вокалу. Обычно говорят, что это музыканты, которые ставят голос. Можно и так сказать. Так вот, хороший педагог-вокалист сначала разбирает неправильно сложившийся голос своего ученика, а потом собирает подлинный голос, не навязывая ему какой-то шаблон или стереотип, не делая из этого студента непременно Козловского или Лемешева, а помогая ему найти собственный голос, собственное звучание.
Кажется совершенно немыслимым применить к работе старца или духовника со своим духовным чадом категорию творчества, но это именно так. Потому что педагогика – разновидность творчества. И быть духовником, руководителем – это изысканнейшее, тончайшее искусство педагога. Но рядом с искусством педагога обязательно должно существовать еще и искусство быть учеником, дар ученичества. Без этого никак нельзя. Если у тебя нет умения усваивать то, что передает старец, ты так и не сможешь принять это богатство в свои руки; все время будет утекать сквозь пальцы все то, что дает старец.
Преподобный Иоанн Лествичник дает простое руководство к поиску духовника. Простое, тем не менее в ряде случаев трудноисполнимое, но в качестве ориентира для современного христианина вполне годится. Он говорит: «По качествам страстей наших должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение, и сообразно с тем такого и избирать». То есть преподобный говорит о том, что прежде чем искать руководителя, мы должны отдавать себе отчет в том, что происходит у нас внутри, должны иметь определенный навык наблюдения за своей внутренней жизнью. Если этого первичного, самого примитивного навыка нет, то, может быть, и не нужен руководитель. Может, нужно дозреть в меру ученичества, чтобы быть способным воспринять то учение, которое преподнесет старец, духовник.
Далее Иоанн Лествичник пишет: «Если ты невоздержан и удобопреклонен на плотскую похоть, то да будет твоим обучителем подвижник и в отношении к пище неумолимый, а не чудотворец и который готов всех примирить и угощать трапезою».
Мы сейчас даже в бытовых христианских разговорах говорим: «Какой замечательный батюшка! И улыбается, и обнимет, и угостит, и конфетка у него всегда в кармане есть. Вот это настоящий духовник». А вот преподобный Иоанн Лествичник говорит, что такой духовник с конфеткой мало кому подойдет. Он, конечно, хорош, но только для определенного рода послушников. А если вы сами боримы плотскими страстями, невоздержанны в еде, гневе, то вам такой не подойдет, вам нужно искать другого.
Иоанн Лествичник продолжает: «Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчивый, а не кроткий и человеколюбивый». Опять ниспровергаются все основы. Мы ведь ждем, что батюшка будет милым, утешит, поплачет вместе с нами, поддержит, скажет: «Ничего страшного: подумаешь, согрешил. Со всеми бывает». Преподобный говорит, что такие кроткие и человеколюбивые не всем подходят, тем более если вы чувствуете за собой склонность к тщеславию, гордыне, высокомерию.
Далее он пишет: «Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего истинно смиренномудрых и по нраву и местопребыванию своему приличных нашим недугам». Преподобный Иоанн Лествичник второй раз в этой главе говорит о том, что не нужно искать чудотворцев, не нужно искать пророков. А это, собственно, первые пункты в нашей характеристике нужного духовника: добрый, с конфетками, ласковый, утешитель, хорошо бы еще пророчествовал. «Батюшка, продавать квартиру или все-таки не продавать?», «Батюшка, в какой институт записывать ребенка? Ему еще семь лет, но мы уже договорились. Куда благословите?» Батюшка же должен быть прозорливым! Преподобный говорит, что не надо искать прозорливых и пророков, а нужно искать смиренномудрых и приличных нашим недугам.
Если батюшка вас отругал, был резок в разговоре, все это не случайно. Если вы настроены на серьезное ученичество, если у вас есть фундаментальная, прочная позиция быть учеником, то суровость вашего старца, его угрюмость, может быть, резкость пойдут вам на пользу. Но нужно непременно встать на твердое основание ученичества, быть готовым принимать то, что Господь сообщает вам через вашего духовника (может быть, даже без его ведома).
Могут быть даже такие нелепые ситуации во взаимоотношениях с духовником, когда кажется: «Ну что это такое? Это какой-то ералаш, какие-то комические куплеты, а не духовное руководство». Если вы прочно встали на основание ученичества, то все это будет впрок, все пойдет на пользу. Но нужно потерпеть и воспринимать этот путь как путь творчества и большого, кропотливого и, самое главное, многолетнего труда.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.