Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, уже не первый год мы встречаем Вас в Екатеринбурге как гостя научной конференции «Церковь. Богословие. История», которая в этом году проходит в нашем городе уже в 13-й раз. Приведу некоторые цифры, связанные с форумом: заявили о своем намерении участвовать в конференции с докладом более 270 человек, в том числе 21 человек – доктора наук и доктора богословия, 59 человек – кандидаты наук и кандидаты богословия, среди участников – церковные и светские ученые, преподаватели вузов, аспиранты, студенты, краеведы... Как Вы считаете, какова роль такого научного форума для нашей церковной науки?
– По приглашению Высокопреосвященнейшего митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения и с благословения митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха в этом году я приехал на конференцию, чему очень рад. По объему информации, которая озвучивается и обсуждается на конференции, это мероприятие с ярко выраженным научным компонентом, оно собирает людей, изучающих историю Церкви, богословие, имеющих опыт практического применения знаний, занимающихся наукой в разных отраслях. Этот форум становится площадкой для очень живых, интересных дискуссий, обмена опытом, обсуждения вопросов на будущее. Очень важно, что организаторы конференции издают сборник материалов. Это всегда очень объемное, интересное, информативное издание, его можно использовать в образовательном процессе не только в духовных образовательных организациях, но и в светских вузах. Также эти материалы полезны и тем, кто интересуется историей Церкви, богословием, различными отраслями церковно-научного знания.
В этом году Вы посвятили свой доклад вопросу современных надписаний антиминсов в Русской Православной Церкви. Хочется спросить, почему Вы выбрали такую тему. Но сначала, наверное, нужно рассказать нашим зрителям, что такое антиминс.
– Так сложилось в литургической практике, что антиминсы скрыты от глаз прихожан, их видят только священнослужители. Антиминс является важным литургическим предметом, удостоверяющим благословение архиерея на совершение Божественной литургии в конкретном храме. В настоящее время антиминсы размещаются на престоле после их освящения и раскрываются во время совершения Божественной литургии. Как я уже сказал, видят этот четырехугольный плат только священнослужители. На нем изображается положение Христа во гроб, могут быть изображены евангелисты, в зависимости от художественного решения той литографии, которая размещается на антиминсе.
Антиминс содержит важные исторические сведения, касающиеся конкретного храма или престола, для которого освящен антиминс. Там есть обязательная информация о том, кем освящен антиминс, когда освящен. Причем отмечается дата как от Рождества Христова, так и от сотворения мира (эта византийская система у нас в Церкви до сих пор представлена в Пасхалии, мы ее храним). Также обязательно указывается, для какого храма предназначен антиминс, и архиерей, который освящает антиминс, ставит там свою подпись. Причем это подпись не в привычном для нас формате, как мы ставим, допустим, в паспорте, а подпись особой формы. Данная традиция закрепилась, и ей следуют все преосвященные, которые освящают антиминсы. Когда епархиальный архиерей в епархии меняется, то новый епархиальный архиерей освящает антиминсы, уже ставя свою подпись, и преподает их для священнодействия в конкретный храм. То есть этот предмет используется только для служения Божественной литургии, и прихожане могут узнать о нем, наверное, только из специальной литературы или информации в интернете.
Мой доклад посвящен некоторым вопросам, связанным с надписаниями антиминсов, поскольку это важные исторические сведения. После использования антиминс помещается в специальное епархиальное хранилище или остается в храме, оттуда извлекаются мощи, которые в обязательном порядке вшиваются в антиминс при освящении. В силу того, что там зафиксированы сведения об освящении (о дате и о преосвященном, который это освящение совершал), антиминс является важным историческим источником, и мы как служители Церкви должны следовать высокой культуре оформления данных надписаний.
Важно учитывать, что датировка от сотворения мира зависит от того, в каком месяце совершено освящение. Всем известно, что разница между летоисчислением от сотворения мира и от Рождества Христова сейчас 5 508 лет. Церковное новолетие начинается 1 сентября по юлианскому календарю (или 14 сентября по новому стилю). Соответственно, в конкретный год 14 сентября наступит уже следующий год от сотворения мира, и разница будет составлять 5 509 лет. При надписании дат (если анализировать современные антиминсы) иногда встречаются погрешности, и на них нужно обратить внимание. Доклад имеет такое вот церковно-практическое приложение.
Помимо этого возникает огромная (без преувеличения) проблема, когда антиминс преподается для храма, находящегося в населенном пункте, название которого связано с именем гонителя Церкви, безбожника, врага Церкви XX столетия. У нас сейчас масса ленинских и свердловских мест по всей России. У епархиального архиерея нет канонической обязанности вписывать юридическое наименование прихода, которое привязано к названию населенного пункта. В докладе я предлагаю выход, а именно два возможных варианта, как не вписывать имя гонителя Церкви через топоним в священный плат.
Кроме того, анализ имеющихся ныне антиминсов, фотографии которых размещены на ресурсах епархий и храмов, показывает, что не всегда те, кто готовит антиминс к освящению и помогает епархиальному архиерею, учитывают тонкости церковнославянской грамматики. Печатная форма антиминса предполагает надписание на церковнославянском языке. Епархиальные архиереи получают антиминсы от Святейшего Патриарха, они изготавливаются централизованно, и форма предполагает надпись на церковнославянском языке, за исключением подписи преосвященного. Так вот, у нас есть разные особенности употребления буквы «и» («и» восьмеричное, «i» десятеричное), буквы «юс малый» и йотированной «А». Анализ имеющихся фотографий антиминсов показывает, что не всегда помощники епархиальных преосвященных учитывают эти тонкости. На это также обращается внимание в данной статье.
Думаю, те, кому интересно, смогут познакомиться с Вашей статьей в сборнике материалов.
– Да, конечно.
Владыка, Вы в нашей семинарии уже несколько лет преподаете литургику. Под Вашим руководством наши студенты пишут курсовые, выпускные, квалификационные работы, связанные с написанием богослужебных текстов. И об этом Вы рассказывали в мае 2024 года на научной конференции в Перми. Какое практическое значение имеют работы, которые составляют студенты под Вашим руководством?
– При преподавании в духовной семинарии всегда очень важно обращать внимание семинаристов на то, что Церковь динамично развивается. Жизнь Церкви – это не только достояние музеев и архивов, но и то, что совершается здесь и сейчас. Очень часто студенты духовных семинарий относятся к богослужебным текстам как к тому, что когда-то было написано, зафиксировано, является незыблемым, поскольку принято всей Церковью и не требует никакого восполнения. Но когда-то преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Роман Сладкопевец и другие авторы были новаторами, они составляли свои богослужебные тексты для прославления Господа, Его Пречистой Матери, святых, и это величайшие произведения древней литературы. Очень много текстов создано в лоне Русской Православной Церкви за более чем тысячелетнюю ее историю. И сейчас, в связи с тем, что прославляется много святых, являются новые святыни, в Церкви очень большая потребность в новых богослужебных текстах. Если посмотреть решения Священного Синода, то на каждом заседании утверждаются три, пять, а то и более новых богослужебных корпусов.
Так вот, семинаристы, поскольку они два года изучают церковнославянский язык, литургику, мною подвигаются к тому, чтобы составлять новые богослужебные тексты. В частности, в Хабаровской духовной семинарии был опыт составления акафистов, служб с канонами. В Екатеринбургской духовной семинарии сейчас два выпускника работают над созданием новых богослужебных текстов: один составляет текст в честь Уральской иконы Пресвятой Богородицы, которая особо почитается на Урале; другой студент магистратуры взялся за работу по составлению акафиста Собору святых Удмуртской земли, поскольку сам является клириком Удмуртской митрополии. Не каждый выпускник семинарии может взяться за эту работу, но те, кто берется, ориентируются прежде всего на «Методические рекомендации» Синодальной богослужебной комиссии, на лучшие традиции гимнотворчества и пишут тексты, которые не просто прославляют подвиг святого, а раскрывают тот или иной аспект богословия, жизни святого, переосмысливают его подвиги через Предание Церкви. Эта работа очень интересная, живая, плодотворная. Меня лично радует, что, возможно, будущие великие гимнографы обучаются сейчас в наших семинариях и с нашей немощной помощью составляют новые богослужебные тексты.
Это ведь очень сложная, кропотливая работа.
– Работа творческая и требует изучения массы уже написанных текстов. В частности, студент Екатеринбургской духовной семинарии, который в этом году завершает свое обучение на уровне бакалавриата, взялся за работу, предварительно изучив множество текстов, написанных в честь Пресвятой Богородицы, икон Божией Матери. С одной стороны, он подражает идеям, что проносятся через эти тексты; с другой стороны, не повторяет те устоявшиеся словесные выражения, которые прославляют Пресвятую Богородицу. То есть это и изучение Предания, и творчество.
В настоящее время Вы пребываете в Свято-Иверском мужском монастыре города Ленинск-Кузнецкий. Расскажите об этой обители, ее истории, традициях.
– Согласно решению Священного Синода, сейчас я нахожусь в Кемеровской епархии Кузбасской митрополии. Свято-Иверский мужской монастырь города Ленинск-Кузнецкий – относительно молодая обитель. Приход на том месте, где сейчас стоит монастырь, создавался в 1998 году как подворье Серафимо-Покровского женского монастыря города Ленинск-Кузнецкий, который является историческим монастырем и был возрожден уже в наше время. С 2001 по 2006 год на территории будущей обители был построен маленький храм в честь Святых Блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. С 2006 года началось строительство большой трехпрестольной церкви: основной придел – в честь Иверской Иконы Божией Матери, правый придел – в честь Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и левый придел – в честь Святого Иоанна Крестителя, покровителя монашествующих. Также в проекте – обустройство цоколя этой церкви с приделом в честь преподобных Онуфрия Великого и Василиска Сибирского, которого очень почитают в Западной Сибири.
С 2018 года данный приход получил статус монастыря. Согласно решению Священного Синода, игуменом монастыря назначен отец Тихон, он – духовный наставник, созидатель обители. Под его руководством там подвизается небольшое число монахов, но это сплоченный коллектив, братство. Они несут труды по строительству и обустройству обители, окормлению прихожан. Это, конечно, и духовная жизнь по монастырскому уставу, суточный круг богослужений, монашеское правило, огородные работы. То есть широкий спектр монашеских трудов, который есть в каждом монастыре, представлен во всей полноте и в этой небольшой обители на западе Сибири.
С какими трудностями в окормлении прихожан приходится сталкиваться сегодня?
– Наверное, нельзя говорить о каких-то особенностях. Везде запросы прихожан, в общем-то, одинаковые. Люди хотят изучать Священное Писание и всегда просят помощи по толкованию Священного Писания, задают вопросы, связанные с трудными местами. Сейчас во всех храмах и монастырях Русской Православной Церкви возносятся особые, сугубые молитвы об участниках специальной военной операции. Приходят жены, матери, дети, братья, сестры наших бойцов, просят о сугубых молитвах, сами участвуют в молитве. К сожалению, приходится иногда совершать чин отпевания погибших в зоне специальной военной операции, утешать вдов и матерей, потерявших своих сыновей. Это непросто и с духовной точки зрения, и в человеческом плане.
Люди интересуются вопросами богослужебной практики, какими-то уставными особенностями, спрашивают совета, какой литературе уделить большее внимание, задают вопросы, связанные с прочитанным или с тем, что хотели бы узнать, но пока не могут найти хороший источник. То есть пастырская работа на всех приходах, в каждом монастыре, наверное, одинакова. Может быть, есть какие-то региональные особенности, но в целом запросы наших прихожан связаны с тем, что они хотят развиваться как православные христиане, постигать Предание Церкви, становиться живыми носителями Предания. Это радует.
Владыка, я хотел бы, чтобы Вы ответили на некоторые вопросы, поступившие от наших телезрителей. Первый вопрос: «Можно ли на Исповеди попросить у батюшки наказание за свои грехи?»
– Традиционно на Исповеди мы просим прощения у Господа перед крестом и Евангелием при свидетельстве священника. Подсказывать священнику, как ему следует поступить с конкретным кающимся, будет не совсем верно с точки зрения церковной традиции. Главное на Исповеди – очистить свою совесть, обозначить свои немощи, грехи, попросить благословения на борьбу с грехами. А уж каков будет итог Исповеди – каждый священник сам рассудит. Просить о том, чтобы батюшка дал какую-то епитимию или определил какое-то правило, будет не совсем верно, поскольку это может даже дезориентировать священника. Все-таки на Исповеди нужно изложить то, что хочешь открыть священнику и Господу, и смиренно принять то, что священник благословит.
Вопрос: «Коллега настраивает коллектив против меня. Что делать?»
– Есть очень интересное и емкое святоотеческое выражение: начни преображать мир с самого себя. Это золотое правило в любых ситуациях. Несколько лет назад была издана «Келейная книжица» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), его келейный блокнот, куда он собственноручно выписывал откуда-то молитвы. Это уникальный памятник молитв, причем там многие молитвы на современном русском языке. Так вот, в одной из ежедневных молитв, которой пользовался сам отец Иоанн (Крестьянкин), есть удивительные слова: благослови, Господи, те орудия, которые Ты употреблял для моего врачевания и спасения, и назначь этим людям награды в качестве даров от Твоих вечных благ. Я думаю, если пользоваться этой молитвой и перестраивать людей в их, может быть, озлобленности или необоснованных претензиях, то Господь поможет. Это будет правильно.
Следующий вопрос: «Как быть, если мысли о вечности вызывают тревожность?»
– Господь отвечает: не заботьтесь о завтрашнем дне, поскольку для сегодняшнего дня достаточно разного рода забот. Наверное, не нужно ничего фантазировать, себя устрашать, а изучать то, что говорит Священное Писание о будущей жизни, и принимать это как руководство к действию. Известно, что в Священном Писании Господь призывает нас беречь себя от греха, сохранять в чистоте свою душу, свою совесть. Уверенность в том, что Господь не лишит нас Своих благ, следует из ежедневного прочтения Священного Писания. Поэтому какой-то суетной тревоги не должно быть в душе; должно быть смиренное размышление о вечности и смиренная подготовка себя к вечности. Чтобы кончина на земле была христианской, безболезненной, непостыдной, мирной, чтобы Господь дал добрый ответ на Страшном Суде, нужно не бояться Страшного Суда, не бояться вечности, а бояться оскорбить величие Божие, бояться согрешить против ближнего и как-то очернить свою совесть.
Вопрос: «Благочестиво ли молиться за любимую спортивную команду?»
– Молиться – это великий труд, это дело благочестия. Если кто-то нуждается в нашей молитве и мы искренне молимся, то, конечно, это хорошо, это можно приветствовать. Если человек возносит молитвы за спортивную команду, за своих по вере прежде всего, то это приветствуется Священным Писанием. Очень часто в разных делах, в том числе в спортивных состязаниях, не хватает человеческой мудрости и человеческих сил, требуется Божия помощь, Божия сила. Если вы своей молитвой будете призывать Божию помощь, укрепляя человеческие силы любимых спортсменов, то, наверное, это будет очень хорошо. А если по вашим молитвам не все у них получится, это будет поводом для того, чтобы усилить молитву.
В завершение нашей встречи я хотел бы еще раз сказать о богословской конференции. Знаю, что у Вас есть сюрприз для наших телезрителей, и это касается нашего журнала.
– На этапе подготовки к конференции оргкомитет издал великолепный научный журнал «Церковь. Богословие. История». В этом журнале содержатся доклады участников конференции, в том числе и мое сообщение, о котором мы уже упомянули. Можно устроить маленькую викторину для зрителей телеканала «Союз» и задать вопрос, ответ на него даст человек, который потрудится посмотреть историю телеканала «Союз», а также в этом сборнике соответствующую статью об антиминсах. Казалось бы, разные области, тем не менее это уже подсказка для ответа на вопрос. Вопрос такой: в какой год от сотворения мира был учрежден телеканал «Союз»? Тот, кто первым ответит на этот вопрос, получит в качестве подарка этот журнал.
Владыка, спасибо Вам большое! Мы обязательно передадим самому эрудированному зрителю телеканала «Союз» этот журнал, в котором есть Ваша публикация...
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Ваши Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимый настоятель отец Александр! Дорогие отцы, братья и сестры!Всегда с особым чувством – я уже об этом говорил, но, наверное, буду и далее говорить – совершаю богослужения во вновь открытых и освященных храмах. Это свидетельство о Божием чуде, которое совершилось над всеми нами, над нашим народом, над нашей страной.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.