Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Большое счастье, пока еще глаза видят, пока еще разум остается в относительной сохранности, читать святых отцов, особенно наших величайших мудрецов, составляющих золотой фонд святоотеческой письменности, как их часто называют. Творения блаженного Августина – такое чтение, к которому бывает сложно подступиться, потому что как только открываешь его книги, дух захватывает от мудрости, философской глубины и молитвенной озаренности слов этого удивительного святого.
Среди больших трактатов блаженного Августина есть маленькие тексты, маленькие диалоги. С них, может быть, и стоит начать знакомство с блаженным Августином. Например, один из диалогов, написанных им на вилле своего друга, – «О блаженной жизни». Замечательный текст, живой, динамичный, читается на одном дыхании. Он пересыпан шутками и даже комичными ситуациями, в которых участвует мама блаженного Августина, что очень необычно. Мама – женщина цельная, простая. Возможно, даже есть исследование о том, как представлена мама в диалогах блаженного Августина, какое у нее мировоззрение. Она периодически произносит удивительные фразы, наполненные житейской простотой и глубиной. Да и сам Августин в этом диалоге выступает как человек достаточно простой, очень общительный, любящий своих друзей.
Разговор происходит в день рождения Августина Блаженного, длится несколько дней, но современного читателя в этом тексте кое-что может напугать, даже смутить. Начинается разговор с того, что Августин пытается описать разные пути людей, сравнивая людей с кораблями. Он говорит, что есть люди, которые, как корабли, пускаются в опасные и безрассудные путешествия с риском для жизни, далеко отплывая от гавани, и рискуют совершенно незаконно. Он говорит, что, глядя на такие корабли, невольно начинаешь желать им неприятностей, бурь и разного рода скорбей, чтобы хотя бы это привело их в гавань.
Мы читаем первую страницу диалога блаженного Августина и думаем: «Как можно желать человеку неприятностей? Как можно желать скорби? Это же не по-христиански, не по-людски». Но, читая дальше, мы понимаем, что за этой мыслью стоит очень глубинное мировосприятие, основательная философская позиция человека, воспитанного, во-первых, на античных текстах Платона и Цицерона; во-вторых, человека, который все время себя ощущал предстоящим перед Господом. Его особый, непонятный для нас гуманизм состоит не в том, чтобы пожелать другому беды, а в том, чтобы очень глубоко, очень цельно мыслить этого другого, его свободу и по-иному представлять себе его благополучие. Потому что благополучие – только перед очами Божиими.
Свобода, по блаженному Августину, – великий дар Божий, его нужно нести с достоинством. Он цитирует в этом диалоге Цицерона, тот самый текст, который привел Августина к изучению философии. Цицерон говорит, что многие философы (или те, кто выдает себя за философов) считают, что самое важное в жизни – свобода, то есть поступать так, как ты хочешь. Но дальше он говорит, что желать недолжного – вот самое большое зло. Дело не в том, чтобы поступать, как ты желаешь, а в том, что зло бывает от того, что человек желает чего-то недолжного. Это само по себе настолько гибельное состояние для человека, что по сравнению с этим какие-то неприятности житейского рода иногда являются даже терапией, спасением от этого гибельного, душепагубного помрачения.
Господь, если мы честно посмотрим на свою жизнь, именно так нас и жалеет; Его Божественный гуманизм как раз такого рода. Это не близорукий человеческий гуманизм, когда мы хотим, чтобы все было хорошо. Господь нас спасает иногда достаточно жестко, и бывает так, что клин клином вышибает.
Тут нельзя не вспомнить замечательный эпизод из биографии известного подвижника Киево-Печерской лавры юродивого Ивана Босого. Был такой замечательный человек из чиновников, из писарей, который в начале своей жизни очень походил на Акакия Акакиевича из «Шинели» Гоголя, а потом, призванный Господом, стал самым известным юродивым Киево-Печерской лавры. Он многие десятки лет круглый год ходил босиком. Почти всю свою жизнь жил под открытым небом. Но уже в ранние годы его подвижничества было замечено, что он прозорливый, глубокий молитвенник, способный и словом, и делом исцелять богомольцев. При этом он был человеком удивительной доброты и кротости и очень любил животных.
Мне очень нравится один момент из его биографии. Когда монахи привезли журавлей, которых они спасли в какой-то местности, и поселили их в лаврском саду, этот юродивый сшил для журавлей маленькие шапочки в виде клобуков, чтобы журавли были похожи на монахов.
Так вот, у этого юродивого старца был друг – один известный игумен. В те времена, в XIX веке, игумены, архимандриты были действительно высокопоставленными людьми, не так, как сейчас. У них были келейники, особые условия жизни. Этот игумен был невероятно образованный и уважаемый человек в Киеве. Но всю жизнь, с юности, он страдал страшной мигренью; головные боли были такими сильными, что иногда он не мог подняться с кушетки.
Однажды, когда у него случился очередной приступ головной боли, к нему пришел его друг – юродивый Иван Босой. Он зашел босиком в его игуменскую роскошную келью и спросил: «Отче, что случилось? Почему ты в церковь не ходишь?» Тот отвечает: «Да вот, Иван Григорьевич, голова болит так, что даже не могу подняться с кушетки». Иван спрашивает: «А где болит?» Игумен с трудом поднялся с кушетки и показал на темечко: мол, вот здесь болит. И тут юродивый Иван Босой с разбегу бьет его лбом в голову так, что игумен едва устоял на ногах. Игумен, привыкший к нежному обращению, был просто потрясен и сказал: «Ты что тут устраиваешь? Ты как себя ведешь? Ладно, я терплю твои грязные босые ноги, а ты еще и бьешься?» И тут он понимает, что у него прошла головная боль. Самое интересное, что за всю его последующую жизнь она ни разу к нему не возвращалась. А Иван Григорьевич, посмотрев на своего друга, улыбнулся и сказал: «Ну а как ты хотел? Клин клином вышибают».
Эта история, конечно, может быть принята за некий исторический курьез из нравов Печерской лавры XIX века. Но, я думаю, иногда Господь вот так поступает и в нашей судьбе. Бывают события резкие, очень неприятные, иногда просто унизительные, когда вдруг Господь буквально бьет по голове; очень грубо что-то происходит ради того, чтобы твой заблудившийся корабль ввести в тихую гавань. Чтобы ты не потерпел кораблекрушение, чтобы не погиб окончательно, тебе нужно пережить какую-то боль, какое-то страдание. Иногда эта боль может быть достаточно длительной, не так, как в случае с Иваном Босым, когда это был всего лишь один удар. Это может быть серия ударов, это могут быть действительно большие неприятности. Но так Господь нас спасает. И чем дальше мы от тихой пристани, тем сильнее бывают грозы и удары.
Прося молитв великих старцев о том, чтобы разрешилась какая-то ситуация в нашей жизни, мы должны помнить, что иногда по их молитвам нам посылаются не только благословения, не только дни мирные, но и скорби, искушения, чтобы вырвать нас из гибельной пропасти.
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.