Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1286) → Архимандрит Савва (Мажуко): Сердце чисто созижди во мне!

Архимандрит Савва (Мажуко): Сердце чисто созижди во мне!

№5 (1286) / 3 февраля ‘25

Свет невечерний

Иногда православных людей укоряют в том, что они не хотят и не умеют жить, а больше думают о смерти, учат тому, как умирать, не радуются жизни. Что ж, в этом есть доля правды. Иногда мы слишком увлекаемся этой темой. Хотя в последние годы наметилась другая тенденция: священники и богословы все чаще говорят о том, как не бояться смерти. Это самый страшный и самый последний страх, он нависает над каждым. Этот ужас преследует нас с детства, когда, будучи еще молодым или даже ребенком, вдруг открываешь, что ты смертен, и самое страшное – смертны твои мама, папа, бабушки. Любимые кошки тоже смертны. Как это перенести, как с этим выжить – совершенно непонятно.

Мы открываем книги современных авторов, слушаем выдающихся мыслителей, и они говорят, что это требует терапии; мол, мы расскажем, как не бояться смерти. Но правда в том, что нужно учиться правильно бояться смерти. Потому что страх смерти – это нормальное, естественное состояние любого человека. Этот опыт делает нас людьми, в том числе позволяет сочувствовать другому человеку и горевать об утрате.

Мы видим, что святые подвижники дорожили страхом смерти. Это очень странно. Потому что есть мнение, что святые, наоборот, смерти не боялись, искали ее. Достаточно посмотреть на биографии известных мучеников, подвижников, они просто стремились умереть. И апостол Павел открыто об этом говорит.

В XIX веке был такой подвижник – схимонах Иоанникий, он подвизался в Старо-Голутвином монастыре. У него очень интересная биография. Это не книжный человек, не выходец из высшего сословия, он из крепостных. Хотя он и был крестьянином, из самого низшего сословия, тем не менее всю жизнь стремился к монашеству, вел благочестивый образ жизни, часто ходил в паломничества. В какой-то момент увлекся внешним благочестием, которое было очень распространено именно среди безграмотных людей, неграмотных крестьян. Потому что было понятно. Например, положить тысячу поклонов, поститься неделю даже без воды и хлеба, стоять на всенощном бдении по шесть часов, не сходя с места. Это очень сложный, трудный подвиг, но понятный простому человеку.

Так вот, этот молодой крестьянин, любя Господа всем сердцем, увлекся подвигами внешнего благочестия: стал много поститься, молиться, беспрестанно класть поклоны. Он высох, как щепка, стал богобоязненным, тонким, легким и голодным. И в этот момент (как об этом предупреждают святые отцы, в особенности людей, увлекающихся внешними формами спасения и благочестия) его настигло то, что святые отцы называют прелестью, самообольщением. Враг стал нашептывать ему, что он уже святой.

Самый верный признак дьявольского обольщения – когда тот, кто живет благочестивой жизнью, вдруг начинает презирать тех, кто такой жизнью не живет. Если вы вдруг в себе обнаружили такую мысль, тут же надо бить тревогу. Нужно сразу остановиться, пасть на колени перед Господом, идти на Исповедь и даже, может быть, прекратить свои благочестивые духовные упражнения, отойти от этих правил, земных поклонов, церковных служб. Потому что высокомерное презрение к людям, которые не настолько благочестивы, как вы, делает вас демоноподобным; ни в коем случае не святым, а именно демоноподобным. Потому что духи бесплотные ничего не едят (они не имеют тела), не спят, все время в духовных размышлениях и в духовной борьбе (правда, со знаком «минус»), но при этом они отличаются презрением к живому человеку, состоящему из плоти и крови. Это самая жуткая бесовская нечистота.

Так вот, это состояние настигло молодого человека и сопровождалось еще мыслями о суициде. Казалось бы, очень странно. Но прелесть, духовное самообольщение всегда сопровождаются двумя важнейшими признаками: презрение к людям, которых человек считает неблагочестивыми, и странные, абсолютно нелогичные мысли о самоубийстве. Например, вдруг приходит мысль открыть на полном ходу дверь машины. Или мысль броситься с балкона. Откуда берутся такие мысли? К сожалению, таких историй немало даже среди нынешнего христианского поколения. Поэтому очень важно помнить о подобных вещах.

Так вот, этого молодого человека, все-таки имевшего здоровое зерно христианской веры, напугало не только презрение, которое он испытывал к близким, и не мысли о суициде, сопровождающиеся нашептыванием: «Надо бы сейчас умереть, пока ты еще святой; а то вдруг еще согрешишь, как тогда умирать? А сейчас умер – и сразу в рай». Молодого человека испугало даже не это, а то, что у него исчез страх смерти. Будучи воспитанным в христианской традиции, в стародавних московских традициях православного благочестия, он считал, что бояться смерти – это нормальное, трезвое состояние. И он стал молиться, повторяя, как Иисусову молитву, строчку из 50-го псалма: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Он бесконечно повторял эту строчку. Оставил все свои службы, поклоны, акафисты и повторял про себя (по четкам, как монахи молятся): Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

И старец Иоанникий говорит, что после долгого чтения этой короткой молитвы к нему вернулся страх смерти. Очень странное утверждение. Он молился о том, чтобы к нему вернулся страх смерти; для него это было важно. Это было признаком выздоровления, освобождения от духовного самообольщения, той самой прелести, о которой говорят святые отцы.

На самом деле не надо искать какой-то терапии или панацеи от страха смерти. Нужно научиться правильно бояться смерти, понимая, что мы идем к Богу Человеколюбцу, Который одновременно и наш Судья, конечно же. Перед Ним откроется все. На самом деле все уже открыто. Даже если о наших пороках не знают наши ближние, еще не докопались журналисты и об этом еще не написано в газетах, все все уже знают, потому что Страшный Суд уже происходит, он уже над нами произошел.

Поэтому мы идем ко Господу с покаянием, с осознанием, что за какие-то грехи нужно пострадать, потерпеть и перед смертью, может быть, поболеть. Это нормально, это здоровое отношение к своей финальности. Однажды мы появились на свет, однажды и пойдем к Господу Судье. Но это любящие руки Господа Человеколюбца.

Поэтому учиться правильно бояться стоит у таких великих старцев, как этот замечательный подвижник схимонах Иоанникий из Старо-Голутвина монастыря.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс